Мечтая об идеальном театре
Манат Бейсембаев, архитектор, член Союза журналистов РК:
- В апреле 1983 года прошлого столетия Министерство культуры Казахстана поручило мне выполнить проект реставрации здания Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
В начальной стадии проектирования большую помощь мне оказала искусствовед Елизавета Малиновская, одна из авторов “Свода истории и культуры Алматы” (2007 год).
Еще в 1929 году, когда столица КазССР была перенесена из Кзыл-Орды в Алма-Ату, был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект Казахского национального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая). В заключительный тур вошли три авторских коллектива из Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). В итоге победила авторская группа под руководством известного московского архитектора Николая Алексеевича Круглова с проектом театра-стадиона.
Круглов создал оригинальный проект популярного тогда в революционной архитектуре синтетического театра массовых действий, который должен выполнять несколько функций. Национальный театр планировался автором и как своего рода культурно-идеологический центр города. После неоднократных корректировок партийным руководством республики театральное здание в 1935 году начали строить, однако сооружение в 1938 году сильно пострадало от пожара. Автора проекта Николая Круглова как врага народа “сослали” далеко в Карелию. Проектирование и строительство театрального здания поручили возглавить архитектору Николаю Простакову. Проектирование здания велось с “листа”, то есть проектировали и строители одновременно. Правительство республики приняло решение открыть театр, приурочив это событие, по советской традиции, к 7 ноября 1941 года. На сцене национального театра впервые был показан спектакль-опера Магомаева “Наргиз”.
В 1983 году я, как архитектор, приступил к работам по реконструкции этого исторического здания. В течение двух недель выполнялись обмерные работы. Мы познакомились со всеми сотрудниками и артистами театра. В один из дней ко мне подошел мужчина 30-35 лет. В мужчине я без труда узнал главного балетмейстера театра Рамазана Бапова. У него были великолепные внешние данные: рост, атлетическая гордая осанка, особая стать танцора.
Рамазана Бапова знают у нас в стране, в ближнем и дальнем зарубежье. Он - обладатель несметного числа призов, дипломов, званий, наград... Народный артист КазССР, лауреат Государственной премии КазССР в области литературы, искусства и архитектуры имени Ч.Валиханова и т. д.
Узнав, кто я, Рамазан Саликович повел меня в такие места в театре, куда, можно сказать, не ступала нога обыкновенного человека. Здесь я наткнулся на подлинники рабочих чертежей - эскизы интерьеров, шаблоны деталей, которые я позже передал в Музей истории города Алма-Аты, а ватманы (несколько сотен килограммов) отнесли в кабинет главного инженера театра.
Рамазан Саликович попросил настлать особенный планшет сцены - из корабельной сосны по специальной технологии - так, чтобы не было выступов, зазубрин высотой даже в один миллиметр.
Рамазан Саликович рассказывал о своей московской студенческой жизни, о творческих поездках, о своей мечте - поставить спектакль-балет “Томирис”.
Он мечтал об идеальном театре для артистов и зрителей.
Недавно Рамазан Саликович Бапов отметил свой юбилей - 60-летие. Хочется от души поздравить его с этой датой, а также с возвращением на Родину из длительной командировки почти в два десятилетия. |