|
Галина Галкина
Он был борцом и художником. В поединках искал равного себе партнера. В творчестве выламывался из официального жанра соцреализма. Рожденный в СССР, всю жизнь вырывался из рамок “коллективного”. И в восточных единоборствах, и в живописи достиг всех мыслимых высот: стал известным спортсменом, владеющим карате, ушу, таэквондо, первым президентом Федерации таэквондо ВТФ РК, обладателем черного пояса (5-й дан). В живописи увенчан престижным в те годы званием лауреата премии Ленинского комсомола. Десять лет назад Бексеит Тюлькиев трагически погиб
Ночью 15 апреля 1998 года у автостоянки на Бексеита Тюлькиева напали пятеро бандитов, вооруженных ножами и газовыми баллончиками. Бексеит боролся, сопротивлялся до последнего. Но приемы борьбы были бессильны перед пятью головорезами, холодным оружием и парализующим газом. Около двух часов лежал Бексеит, истекая кровью. Руки художника были изрезаны ножами бандитов. Когда Бексеита нашли, он был еще жив и, по слухам, успел назвать своих убийц. Они принадлежали к организованной преступной группировке.
17 апреля 1998 года в Музее искусств имени А.Кастеева проходила панихида по трагически погибшему художнику и спортсмену. Непрекращающимся потоком шли люди, представители разных профессий и сословий: художники, искусствоведы, артисты, спортсмены, чиновники, люди власти. В храме искусств царила скорбная тишина. А город полнился слухами о причинах гибели Бексеита Тюлькиева. Официальная версия - “убит при невыясненных обстоятельствах” - обрастала подробностями, слухами, вымыслами...
Бексеиту Тюлькиеву было 43 года. О двойственности его жизни ходили толки. Известный художник и видный спортсмен был как-то связан с криминальным миром? В “лихие девяностые”, когда рухнула империя, в сознании граждан вчера еще великой державы пошатнулись базовые принципы, культивируемые советской идеологией. Теперь и люди, и страны пытались установить для себя невидимые границы нравственного допустимого компромисса.
Трудно было устоять на грани законности тем, кто занимался именно восточными единоборствами, силовыми видами спорта. Смелых и сильных ребят, рвущихся соревноваться, не боящихся боли, втягивали в свои ряды бандиты. Страна, погруженная в сумятицу, забыла о спорте. Бюджетных средств не было. Тем не менее на соревнованиях спортсмены-победители поднимали флаг независимого Казахстана. Какой ценой давались эти победы, знали только сами борцы и их наставники.
По сей день имя Бексеита Тюлькиева почитаемо в кругу спортсменов и болельщиков. Его друзьями были Мустафа Озтюрк и Джеки Чан. Оставаясь в этом виде спорта, когда-то подпольном, Бексеит каждый день стоял перед нравственным выбором. И полагался на свою совесть, чувство справедливости.
Бахыт Бапишев, художник, друг Бексеита Тюлькиева:
- В спорах он выступал как судья: “Пришлю своих ребят, они помогут”. Бексеит набирал силу. К нему обращались за защитой, и он никому не отказывал, бескорыстно помогал всем, кто нуждался в защите и помощи. Многие считали его своим другом. Он был вхож ко многим. Бексеит, как мог, развивал Федерацию таэквондо. Порой это мешало заниматься творчеством. Когда “выбивались” деньги, они тратились на нужды федерации, на участие в соревнованиях, на поездку к Мустафе Озтюрку... Большие дурные деньги шли, их брали под немалые проценты. Бексеит ходил на грани. И все же он не стал криминальным человеком. Наверное, время было такое. Это был сильный духом человек. Но никто из нас не всесилен.
У самого Бексеита Тюлькиева ничего не было. Машину с правым рулем (коробка-автомат) ему подарили друзья в Японии. Ремонт в своей квартире делал сам, жил в одной комнате, оклеенной обоями.
Он с энтузиазмом развивал в своей стране новые виды спорта - таэквондо, ушу и другие восточные единоборства, обустраивал спортивные школы в отдаленных районах. Хотел, чтобы у ребят из провинции тоже была возможность совершенствоваться.
Бексеит Тюлькиев сам был когда-то любопытным сельским мальчишкой. Родился Бексеит в селе Каскасу Ленгерского района Южно-Казахстанской области. Ничем не отличался от сверстников, пока в его руки не попали карандаш и клочок бумаги. Его друзья проводили время в обычных мальчишеских забавах. Бексеит вдруг утратил интерес к асыкам и догонялкам. Брал тетрадку, карандаши и бродил за селом, по берегам речки, рисуя все, что видел. Его завораживали линии ветвей кустарника, изгиб реки, степной пейзаж.
Тогда он впервые испытал художническое вдохновение, впервые осознал свое предназначение. “Настоящий художник острее других ощущает красоту и гармонию мира. Он, как губка, впитывает в себя окружающую жизнь. Ему чужды каноны и режимы. Он негодует, восторгается, любит, мучается, то есть переполняется жизнью... И в какой-то момент происходит взрыв, когда молчать уже нельзя. Вот тогда и рождается картина, - Бексеит Тюлькиев скажет эти слова о творчестве, будучи уже зрелым художником. Но именно в детстве он пережил этот “взрыв” творческого прозрения, когда жизнь переполнила душу ребенка.
Восьмиклассник Бексеит Тюлькиев со своим полотном “Кокпар” принял участие в выставке профессиональных художников. О его даре заговорили профессионалы. Бексеит получил первую в жизни награду. Успех окрылил его.
Бексеит Тюлькиев хотел учиться этому удивительному ремеслу. Поступил в художественную студию в Чимкенте в 1972 году. А после армии, в 1976-м, - в Алматинское художественное училище имени А.Кастеева. Его студенческие работы были полны энергетики, необузданного вдохновения. Как один из лучших студентов, Бексеит Тюлькиев получил досрочное направление в Москву, в знаменитую Строгановку - Высшее художественно-промышленное училище - на отделение интерьера. В Москве Бексеиту открылся огромный мир культуры. Но чем больше информации получал он о западном искусстве, культуре разных народов, тем сильнее в душе звучал голос Великой степи, где он сам родился. Бексеит Тюлькиев хотел поведать миру о своей родине, своем народе.
После окончания Строгановского училища в 1981 году Бексеит вернулся в Алма-Ату, где начал работать преподавателем в Алма-Атинском театрально-художественном институте. Вступил в Союз художников СССР. Тогда слово “карьера” не находилось в обиходе, как не было стремления к успеху и процветанию в нынешнем понимании. Алматинские художники вспоминают, что, когда Бексеит приехал из Москвы, полный сил, задора, он на первом занятии демонстрировал варианты интерьера, который не стыдно показать и на просмотре, и заказчику.
Евгения Козырева, художник:
- Бексеит, достаточно молодой преподаватель, оказался среди студентов, многие из которых были намного старше него, дипломированного педагога. Попасть сразу после школы в художественный вуз - случай беспрецедентный! И Бексеиту это удалось. На него с ревностью и недоверием смотрели взрослые студенты, зрелые уже люди. Иные поступали в художественные вузы 7 лет подряд. Естественно, все считали себя мастерами, а тут пришел юнец преподавать на 3-й курс!
Бексеит Тюлькиев работал со своей группой. Студенты скептически наблюдали. Прошел час: перед глазами художников происходило чудо. К третьему часу, когда работа близилась к концу, в аудитории, где трудился Бексеит Тюлькиев, собрался весь институт. И зрители, затаив дыхание, смотрели на происходящее, не находя этому объяснения. Евгения Козырева, за плечами которой было три творческих вуза - с разными педагогами, с разной степенью гениальности, таланта и способности, - до сих пор помнит тот эффект, то впечатление, которое произвел Бексеит на своих коллег.
- Это было как гром среди ясного неба. Не помню ничего подобного. Но этим поступком, этим произведением, созданным на наших глазах, он завоевал такой авторитет, который сдвинуть уже было совершенно невозможно. Человек, который за три часа сделал то, что нормальные студенты делают за полгода, не мог не вызывать восхищения.
Бексеит собственной жизнью утверждал нравственный принцип: “Главное - не быть потребителем. Успеть что-то отдать... Честно прожить отпущенный тебе кусок времени”.
Восточными единоборствами увлекся во время учебы в Москве. И как все, за что брался Бексеит, новая страсть поглотила его. Учителя, посвященные в тонкости карате, восточных единоборств, стали его наставниками и гуру. Тренеры служили в то время в охране Генерального секретаря ЦК КПСС. Вид спорта был полузапрещенным. Тренировались спортсмены в подвалах. С перестройкой восточные единоборства легализовались на территории всего бывшего Союза.
Но главным делом жизни Бексеит Тюлькиев считал все-таки живопись: “Искусство - душа, кровь, жизнь моя, а спорт - хобби”. Это была его клятва верности искусству.
- Бексеит считал, что если за что-то взялся, то должен это сделать лучше всех. Он очень сильно отличался от многих. Представьте: конец советского строя, нет намека на новые веяния, а что-то хочется изменить. Художники, писатели чувствуют острее, чем нормальные обычные люди. Бексеит интуитивно пришел к тому, что нужно обращаться к корням. Он совершенно точно знал, что существуют национальные корни, а также - всемирные. Нет такой возможности вычленить одно из другого. Соединение этих двух начал в картинах Бексеита происходило странным образом, потому что на картинах у него одновременно могли быть древнеримские, древнегреческие воины, и тут же - девочка из аула, аксакал. Этот смешанный стиль вызывал недоумение и много нареканий. А если в картинах появлялись обнаженные фигуры - мотивы Возрождения, - то их иногда снимали с выставок, запрещали. Так как считалось, что это не совсем прилично - соединять разные культуры. Тем не менее Бексеит очень буйно и ярко работал, создал много красивых работ.
Профессиональная карьера Бексеита Тюлькиева складывается блестяще: он становится лауреатом республиканского конкурса “Жигер”, в 1988 году - лауреатом премии ЦК ЛКСМ Казахской ССР, заслуженным художником Казахстана.
Бексеит Тюлькиев, вполне состоявшись профессионально, был все же в начале большого пути. Незадолго до гибели он организовал и возглавил ассоциацию художников “Возрождение”, став ее президентом.
- Мы хотели, чтобы из нашего объединения возникло что-то качественно новое. Но, как в любом творческом процессе, никогда не знаешь, с чего это начинается и чем заканчивается. С уходом Бексеита Тюлькиева мы остались где-то на взлете...
Спустя пять лет после гибели Бексеита Тюлькиева, 15 февраля 2003 года, в Алматы в дирекции выставок и аукционов открылась экспозиция работ, посвященная его памяти. Устроители собрали более 70 работ: живописные полотна, рисунки карандашом, углем и сангиной, многочисленные этюды, законченные и незаконченные картины - все, что сотрудникам дирекции выставок и аукционов удалось собрать из частных коллекций, музеев, у родных и друзей. Зрители ходили среди картин художника, ощущая пульсацию его мятежного духа. Оказалось, что спустя годы его работы остаются актуальными и сегодня.
После смерти Бексеита Тюлькиева осталось много его незаконченных работ. Можно было видеть, что в них продумана композиция, лица людей, видимо, были прописаны когда-то, а потом снова закрашены. Кажется, Бексеит решил отложить работу, чтобы позже вернуться к своим незавершенным картинам. Он был в поиске и не собирался ставить точку. Не собирался умирать. |