|
Галя Галкина
Юного кобызиста называли “маленьким шаманом”... Когда он играет на своем кобызе, вибрации звуков пронизывают музыканта. Кажется, что он не выдерживает обрушившейся на него стихии музыки и уносится - почти реально - в ее мистический мир. Однажды, будучи совсем юным, Ерболат Мырзалиев закончил свое выступление в полубессознательном состоянии, к нему на помощь устремились друзья и педагоги. И сейчас он не умеет играть отстраненно, всякий раз его состояние во время игры подобно трансу. Ерболат и сегодня, став взрослым, так до конца не понимает, как это происходит... Сегодня ему 26 лет. Старается выглядеть солидным, носит костюм, галстук, на чувствительных пальцах музыканта - солидные перстни... Но он так и остается “маленьким шаманом” - с душой ребенка и игрой мастера
- Моя цель - развитие искусства кобыза, придание золотого, прекрасного будущего моему инструменту. Хочу обратить внимание на роль и статус кобыза на сегодняшний день. Он даже популярен... И я прилагаю к этому все усилия. Но все же кобыз еще обделен должным вниманием. Да, он звучит сегодня, но не достаточно для того, чтобы оценить его значение.
У Ерболата Мырзалиева особая манера исполнения произведений на кобызе, когда музыкант становится частью инструмента, сливается с ним, кажется, даже превращается в магический звук кобыза.
- Как артисту, мне приходится придумывать различные образы звучащего кобыза. Инструмент нуждался в новом воплощении музыки. И я трудился над этим. Кобыз нуждался во мне. И я стремлюсь не разочаровывать свой инструмент. В первую очередь обращаю внимание на звук кобыза, звукоизвлечение... Звуки должны быть гармоничны, только при достижении гармонии звучания инструмента можно двигаться дальше - искать образы произведений. Со стороны музыканта должна быть полная отдача музыке, тогда все подчинено исполнению - тело, разум, душа, нравственные качества... То, что происходит в моем сердце, отражается в моей музыке. У меня есть свои творческие обязательства перед зрителями, а если говорить в широком смысле, то и перед народом. Моя жизнь - служение музыке, инструменту, народу. Мне кажется, я стал играть намного лучше, чем раньше, при игре у меня намного больше эмоций. В моей жизни происходят очень тонкие вещи. Они связаны с музыкой.
Ерболат получил отменное музыкальное образование: закончил Республиканскую среднюю специализированную музыкальную школу-интернат для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой в классе профессора консерватории Козбасарова Базархана Абуевича, обучался также композиции у профессора Мансура Сагатова, продолжил обучение в консерватории. И, конечно же, там не преподавали “основы шаманства” в игре на кобызе. Этот шаманизм стал манерой музыканта, его неповторимым почерком. Играет так, что покрывается испариной... Так, что кажется - вот грянет гром и хлынет ливень. Или разгорится пламя под его руками и охватит пространство вокруг. Он смущенно признается, что теперь, с годами, стал еще и плакать во время исполнения.
Бабушка Ерболата первой заметила дар мальчика и, по сути, определила путь, по которому ему предстояло идти. Своей бабушке Акжан Орынбаевой он посвятил кюй “Акжан”. Когда Ерболату было шестнадцать лет, он взял фамилию дедушки, приняв самостоятельное решение. Это явилось своеобразным обетом верности традициям семьи, традициям казахского народа, исторически очень музыкального.
Многочисленные дипломы и грамоты свидетельствуют о победах Ерболата Мырзалиева на международных и республиканских конкурсах, на которых он завоевывал в основном первые места.
- Я хочу стать высокой нотой в этом мире. На сцене я чувствую спину своих предков.
- Ерболат, а ты думал о собственных учениках? Появятся ли они у тебя когда-нибудь?
- У меня большие сомнения по поводу сегодняшней молодежи... Потому что сегодня, условно говоря, куда толпа идет, туда и все устремляются. Нет ничего своего. Я всегда стремился к тому, чтобы не идти с толпой, а найти свое место. Надеюсь, мне это удалось.
- Ерболат, почему вдруг ты, блестящий музыкант, принял такое решение - получить диплом юриста?
- Сегодня юридическое образование необходимо всем. Если я музыкант, то должен знать свои права. С другой стороны, у меня есть диплом юриста, и я этим горжусь. Возможно, это в будущем станет моей профессией. Стараюсь везде успевать. В движении - жизнь. Я абсолютно свободен. У меня множество возможностей выражать себя - играть на кобызе, дирижировать оркестром, заниматься вокалом, сочинять песни, музыку, писать стихи... И все эти возможности открыл в себе с помощью кобыза, так как он является моим проводником, ключом...
Есть некая жгучая тайна в голосе кобыза. Когда трехлетний Ерболат впервые коснулся инструмента, его будто околдовала эта мистическая загадка. Мальчик перестал принадлежать себе и даже матери. Она признается: “Ерболат не столько мой ребенок, он - сын моего народа”. Маме Лидии Мырзалиевне он посвятил концерт “Айналайын анашым”.
- Ерболат, мы встречались и записывали первое интервью с тобой почти десять лет назад, тогда ты был юношей. Сегодня ты - молодой мужчина. Планируешь ли создание семьи?
- Есть причина, которая пока является препятствием к созданию семьи. Я прежде всего сын своей матери. И не хотел бы пока что-то менять в своей жизни, потому что должен вернуть матери свой сыновний долг. Хочу всегда быть возле нее, слышать каждый ее вздох, наблюдать любое движение мимики лица. К тому же нет такой девушки, которая была бы мне дорога...
- А есть девушки, похожие на твою маму? Вдруг встретишь подобную ей и не захочешь ее потерять?
- Таких девушек вообще нет и, наверное, не будет.
- Но однажды мама скажет тебе: “Ерболат, хочу нянчить внуков!”.
- Иногда говорит... Но как юрист я взвешиваю на весах все за и против... и получается, как есть, я сегодня не женат. Хочу быть рядом с мамой, баловать ее, покупать то, что она хочет, дарить подарки... Таков уж я есть.
Ерболат и отдыхает активно и продуктивно: если играет в бильярд, то становится лучшим, если занимается плаванием, то побеждает своих товарищей по группе...
- Знаете, почему у меня все, за что берусь, так хорошо получается? Потому что я полностью отдаюсь тому, что делаю. Если уж жениться, то надо полностью отдаваться семье. Хорошо, если супруга это будет понимать и у нас будет полная взаимность... А что если нет?
- Что тебя сегодня вдохновляет? Ерболат Мырзалиев сегодня больше музыкант, философ, юрист?
- Я - человек действия. Надо верить во Всевышнего, нужно быть философом и логистом, хорошим музыкантом, юристом, благодарным сыном... Нужно относиться к жизни положительно. И я все хочу охватить. Стараюсь обращать внимание на все и всех... И это правильно. Не хочу, как некоторые, погрузиться в профессию и жить затворником. Я осваиваю дело и иду дальше, развиваюсь.
- Для твоей жизни важны друзья?
- Важны. Но сегодня практичность, расчет ставятся во главу угла. Есть такие друзья, которые звонят мне, когда я им нужен. А когда во мне нет необходимости, то и не звонят. Ну разве это друзья? Настоящих друзей не так много. Чтобы держать дружескую ауру, нужно быть дипломатом... Стараюсь сохранять теплые отношения не только с друзьями, но и с другими людьми.
Ерболат Мырзалиев как-то признался, что чувствует себя сорокалетним человеком. Музыкант, по сути, провозгласил свой манифест творца.
- Казахи говорят, что, играя на кобызе, нельзя беречь себя. Это грех. Знаю, что не берегу своих сил этой страстной игрой. Каждый концерт исполняю, как последний в жизни, потому что должен что-то оставить после себя людям. В V-VI веках кобызом лечили людей. Если музыкант запятнал себя нечистыми помыслами и делами, несет грех в душе, он не сможет играть на этом инструменте, кобыз перестает звучать в грязных руках.
1998 год: Гран-при Международного конкурса исполнителей инструментального жанра в Астане; Гран-при Республиканского конкурса молодых исполнителей; Гран-при Международного инструментального конкурса, Нью-Орлеан (штат Луизиана, США);
1999 год: Гран-при Республиканского конкурса “Шабыт” в Астане, где виртуозная скрипачка Айман Мусаходжаева вручила ему свой отдельный приз “Умит” (“Надежда”); Гран-при Международного конкурса имени А. Жубанова и отдельная Почетная грамота от председателя жюри Ермека Серкебаева; Гран-при Международного конкурса инструменталистов, Рим (Италия);
2000 год: Гран-при конкурса “Шабыт”; Гран-при Международного конкурса инструменталистов, Париж (Франция); выступление на концерте “Миллениум” в Астане, где он познакомился и обменялся координатами с Аллой Пугачевой;
2001 год: Гран-при и звание лауреата Международного конкурса инструменталистов имени Татимбета, Караганда; участвовал в правительственном концерте в Астане, посвященном 10-летию независимости Казахстана; выступление на гала-концерте с участием конкурсантов-инструменталистов прошедших международных конкурсов, префектура Симонэ (Япония);
2002 год: выступления - на концерте в честь юбилея города Тараза, на котором он от акима Жамбылской области получил почетный диплом; на показе мод Куралай Нуркадиловой в Москве; на большом концерте во Дворце Республики;
2003 год: своим выступлением уже в качестве гостя открыл очередной конкурс “Шабыт” в Астане (к этому времени Ерболат успел принять участие в 96 процентах всех существующих республиканских и международных конкурсов, рано забрал все возможные призы и звания);
2004 год: выступал на Евразийском саммите, затем - на правительственном концерте, а также на 200-летнем юбилее Махамбета в Астане, Атырау, Караганде со своим новым произведением “Махамбет”; экстерном заканчивает обучение в Казахской национальной консерватории имени Жамбыла.
2005-2009 годы - заканчивает с красным дипломом Казахский национальный юридический университет, становясь трижды “Студентом года”, имя Ерболата Мырзалиева вписано в Золотую книгу университета, а также в Красную книгу Министерства образования.
Выпускает клипы “Кузгi эуен” и “Махамбет”. Музыку Тлендиева в клипе “Махамбет” привыкли слушать в исполнении ансамбля “Отрар сазы”, теперь она зазвучала в подаче кобыза. Ерболат играет произведение как человек-оркестр - на одном инструменте.
Вышел альбом “Махамбет”, содержащий собственные композиции музыканта, в том числе песню, посвященная композитору Нургисе Тлендиеву.
Дает сольный концерт, посвященный пятидесятилетию мамы - Лидии Мырзалиевны. Концерт так и назывался - “Айналайын анашым”. В концерте выступили народная артистка Казахстана Макпал Жунусова, Гульназ Ахмадиева, Парвиз Назаров, группа “Джигиттер” и другие музыканты.
Получает премию “Ильхам” (“Вдохновение”), учрежденную Уйгурским клубом меценатов. |