|
Римма Артемьева
В этом году исполнилось бы 70 лет Виктору Бадикову. Год назад трагическая случайность унесла жизнь этого необыкновенного человека. Ученый и учитель, критик и писатель Виктор Владимирович Бадиков радел за существование и развитие казахстанской литературы. Во многом благодаря его стараниям уникальная разноязычная казахстанская литература сегодня воспринимается единым целым, сохраняющим при этом колорит, индивидуальность и краски каждого национального языка - обогащенная сотворчеством литература билингвических возможностей
Виктор Владимирович Бадиков, неторопливый, внешне степенный, всегда находил какие-то новые стороны жизни и держал их в поле своего внимания.
Его родители стремились, чтобы сын получил разностороннее образование. Он научился играть на фортепиано и брал уроки живописи, писал стихи и прыгал с парашютом. Он не только хорошо разбирался в классической музыке, особенно любил и исполнял произведения Шопена, Бетховена, Чайковского, Глинки, Скрябина, Прокофьева, романсы и популярные эстрадные песни, но и сам сочинял мелодии.
О своих литературных предпочтениях Виктор Бадиков рассказывал так: “Мама научила меня читать еще до школы, а папа в первые школьные годы подарил мне Пушкина. Этот роскошный однотомник избранных произведений с иллюстрациями и комментариями, внушительный по своим размерам, запомнился на всю жизнь, с ним я никогда не расставался. В советские атеистические времена он был чем-то вроде Библии, не только началом русской истории, культуры и литературы, но и нравственным Заветом. Долгое время казалось, что я когда-то видел и слышал живого Александра Сергеевича”.
В поле зрения Виктора Бадикова как ученого всегда была классическая литература. Но изучению творчества Юрия Олеши Виктор Владимирович оставался верным до последних дней. Оно стало темой его диссертационных работ и литературоведческих публикаций. Изучая, В. Бадиков открывал в творчестве Ю. Олеши новые грани, ломая стереотипы признанных мнений, как, впрочем, и сам Юрий Карлович.
Литература всегда была дамой его сердца, как точно заметил кто-то из коллег. Но и в ней, почитая классические традиции, он старался распознать и поддержать ростки нового. Виктор Владимирович умел необыкновенно чувствовать время. И удивительным образом соединять прошлое и настоящее литературы, непосредственно участвуя в этом процессе. Такую возможность давало ему не только преподавание в университете. Виктор Бадиков стал одним из лучших педагогов, которых Ольга Маркова пригласила для сотрудничества на созданном ею литературном мастер-классе в фонде “Мусагет” для писателей “новой волны”.
За 15 лет его преподавания на мастер-классе огромное количество казахстанских писателей - начинающих и состоявшихся - обрели радость сотворчества, вектор дальнейшего саморазвития. Виктор Бадиков не просто поддержал возникновение литературы “новой волны”, но стал педагогом, ученым непосредственно влияющим на развитие этой литературы. При этом не отрицая и не противопоставляя ее существующему литературному процессу. Во многом благодаря Виктору Бадикову имена Вадима Гордеева, Ильи Одегова, Марата Исенова, Ербола Жумагулова, Евгения Барабанщикова и многих, многих других стали известны широкому кругу читателей, в том числе и далеко за пределами Казахстана.
Он считал, что все новое невозможно без кризиса: “Кризисы случаются. Это нормальная традиция во всех литературах. История без кризиса не развивается. Литература, при всей ее свободе, все равно зависит от истории, от ее движения, ее кризисов. В литературе, как и в любой сфере духовного бытия, не бывает планомерного развития. Она развивается вместе с обществом, страдает вместе с ним. Ощущение самой литературы, ее воздействие менялось, потому что не всегда оно бывает очевидным, воспринимаемым. Каждая эпоха дает свои примеры взаимодействия литературы и общества.
Вопрос о кризисе литературы не нов. В свое время В. Белинский (при жизни А. Пушкина) утверждал, что в России литературы нет... Критические изменения в жизни общества удручающе сказываются и на литературе. Но сейчас, на мой взгляд, литература вновь обретает свой статус-кво... В настоящий момент в казахстанской литературе прослеживаются модернистские тенденции. Думаю, этого не стоит бояться, ведь постмодернизм - это творческий поиск, а не абстракция, противоречащая классическим традициям”.
Его проза оказалась пророческой. Он погиб так же, как и герой его повести, - не вернувшись из командировки. Его стихи, наполненные любовью и романтизмом, раскрывают потаенные стороны его души. Виктор Владимирович сам подготовил сборник “Избранной поэзии и прозы”, но он так и не увидел свет. Поэтому особенно приятным событием стал выход к 70-летию В.В. Бадикова поэтической книги “Есть беспокойство”, изданной его супругой Валентиной Николаевной и учениками.
Словно полотно жизни, она соткана из стихотворений разных лет от начала шестидесятых прошлого до первого десятилетия нынешнего века. Название книги выбрано неслучайно. Когда литературный текст чем-то “цеплял” (будь то проза или поэзия), Виктор Владимирович, давая ему оценку, любил говорить: “В нем есть беспокойство”. Свое удивительное “беспокойство” к жизни и любовь к высокому Слову этот незаурядный человек сумел передать всем нам, чтобы огонь творчества не угасал никогда!
Справка “НП”
Виктор Бадиков - известный ученый, доктор филологических наук, ведущий литературный критик Казахстана, профессор кафедры русской и мировой литературы КазПи имени Абая, член Союза писателей Казахстана и Казахстанского ПЕН-клуба. Автор книг “Поэтика прозы Ю. Олеши”, “Мастерство и правда”, “На изломе времен”, “Линия судьбы”, “В потоке времени не потерять себя”, “Новые ветры” “Прикосновение брата”, монографии “Авторское сознание и социальный заказ. Запрещенная советская литература 20-х гг.”, множества научных и публицистических статей, повестей и рассказов, книги художественной прозы “Эхо жизни” и посмертного сборника стихов “Есть беспокойство”. Его заслуги были отмечены почетным званием советских времен “Ветеран труда”, в 2001 году - нагрудным знаком “За заслуги в развитии науки РК”, а в 2007 году - медалью Международного клуба Абая за лучшую работу в номинации “Критика и литературоведение” |