|
Жанар Габиденовна Мустафина, заслуженный врач РК, профессор кафедры офтальмологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова
Студенческие годы - особое время... Светлое, прекрасное.
Полвека прошло... Когда я вспоминаю юность, то вижу иную эпоху - послевоенного времени. Наше поколение невозможно оторвать от страны. Мы тогда были птенчиками - девочками и мальчиками по 18-19 лет...Чистыми, открытыми... Сейчас мы уже орденоносные профессора. Но все зародилось там, в той далекой и прекрасной эпохе.
Нам повезло, потому что мы проходили обучение у настоящих классиков медицины. Они были неотделимы от культуры той эпохи. Врачевание существовало неотрывно от общей культуры. Поэтому сегодня, мне кажется, не то качество у специалистов, не те цели, задачи. Тогда у молодежи был порыв учиться. И считалось престижным - учиться. В каждой семье говорили детям: “Балам, учись!” И молодежь стремилась получить диплом. Если у тебя есть диплом, то ты становился специалистом, был обеспеченным человеком. Образование было необходимостью.
|
Жанар Мустафина: Мы - дети советского поколения бессребреников-энтузиастов |
Нас воспитывала эпоха послевоенной строящейся страны. Мы были воодушевлены, окрылены. Был такой фильм, очень популярный в те годы - “Высота”, где главную роль играл Николай Рыбников. Молодые люди подражали таким героям.
Я занималась фехтованием, имела первый разряд. Ребята-гимнасты тренировались в спортивном зале после нас. Мы успевали по-настоящему хорошо учиться, заниматься спортом, ходить в театры и кино. Ездили на сельхозработы. Никому в голову не приходило заполучить справку об освобождении от сельхозработ. Все считали долгом участвовать в этом. Мы ехали в телячьих вагонах, закрытых наглухо, не думали о комфорте. С энтузиазмом работали на току. Никто не знал про радикулиты, не пытался отлынивать от работы. Ночью лежим в душистом зерне, любуемся на звезды. Я никогда в жизни не видела столько звезд! Там я и узнала, что такое Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы...
Это было время, когда молодые люди хотели приобщиться ко всему лучшему, передовому. Первый год целины... В Казахстан прибывала молодежь со всего Союза. Люди - добрые, ясные - являли собой часть этой великой вдохновленной страны.
Мы не только жадно учились, грызли науку. Столь же обязательным было культурное развитие. Любой уважающий себя студент ходил в оперу. Мы могли попасть на спектакль после первого действия по контрамарке. Я несколько раз смотрела “Вальпургиеву ночь”, “Князя Игоря”. Заслушивались лекциями искусствоведа Анатолия Кельберга.
Отдыхали с таким же энтузиазмом, как и работали. Собирали вскладчину, устраивали праздники в общежитии: покупали две бутылки портвейна на 15 человек - в лучшем случае. Это сейчас принято ходить в рестораны, на дискотеки, где музыка гремит и не поговоришь толком...
Мы были детьми советского поколения бессребреников-энтузиастов. Многие сегодня не понимают, что мы, врачи, за копейки творили чудеса. Наше поколение взросло на ниве доброго, интеллигентного отношения к жизни. Мы развивались на российской, советской медицинской школе, и я не стесняюсь об этом говорить. Учились врачевать, клинически думать, относиться к больным по канонам советской медицинской школы. Нам не приходило в голову за деньги оказывать помощь. Это сейчас жизнь так повернулась... И вот такого отношения к профессии, когда долг на первом месте, нам сегодня не хватает. И нынешним студентам нужно не только давать профессиональные знания, но и формировать иное отношение к жизни - не рваческое, а высокоморальное. Мы были целомудренными и неизбалованными молодыми людьми. Не было контрастов, граней - бедных, богатых. Считалось непорядочным выпендриваться, выделяться. Носили одинаковые чемоданчики-”балетки” за 6 рублей, в них находились кости, которые мы изучали, и белые халаты.
Наверное, в те годы был естественный отбор, оставались самые талантливые, фанатичные. Сейчас ребята учатся за деньги, на договорных условиях. Я спрашиваю иного студента: “Как ты можешь так учиться? На тройки? Ты же плохой врач, я тебе внуков своих не доверю”. И он отвечает: “Жанар Габиденовна, я не буду врачом, это я для бабушки диплом получаю”. Ребята не скрывают. А мне кажется, что они заняли чьи-то места... Что кто-то талантливый не добрал баллов, не смог заплатить за обучение деньги.
Сейчас покупают дипломы, фальсифицируют оценки... А в те годы говорили: “Если ты получил пятерку в мединституте по “топочке” (топоанатомии) или по сопромату в политехническом институте, то можно жениться!” В те годы было такое отчаянное движение, стремление к знаниям! Поступали по 2-3 раза. Сдать трудные предметы было честью и достижением. И если я сегодня слышу о взятках, то просто не понимаю, как можно допустить подобное? Мне кажется, что такого студента надо выгнать из института, а на второй день выгнать того педагога, который это допустил. Надо очищаться от подобных студентов и педагогов. В медицине и педагогике должно быть нетерпимое отношение к подлогу, ко всему нечестному. Если ты врач, то будь профессионалом! К тебе люди приходят в самую трудную минуту.
У меня ностальгия по поколению той поры... Мы жили в ином времени, когда люди были едины, а основные ценности не измерялись деньгами. Между вчера и сегодня порвались нити. Что в памяти останется у нынешних студентов? Крутые машины и бриллианты? Это считалось позором в нашей юности. Пределом мечтаний девушек той поры было скромное рубиновое колечко. В столовой студенты с удовольствием ели хлеб с горчицей. Никто не стремился быть “круче”, чем остальные. В нашей семье папа воспитывал нас определенным образом: он повторял: “Не выделяйтесь!” Хотя материально мы жили, возможно, лучше. Но я не хочу судить: каждому свое время...
Наше студенческое братство, а теперь профессорское - живо по сей день.
Записала монолог Галя Галкина |