ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Самое нелепое - возвращаться из эмиграции Люди

В Германии умер писатель и драматург Андрей Кучаев. Ему было 70 лет, 55 из них он прожил в Москве. Написал и издал более 10 книг, первые из которых “Мозговая косточка”, “Второй план”, “Предмет сатиры. Ничего на десерт” - открыли читающей публике нового блистательного юмориста.
В 2001 году в Москве вышла книга Андрея Кучаева “Записки счастливого эмигранта”, после которой о нем заговорили как об интересном прозаике.
По словам писателя Виктора Шендеровича, кроме этого Кучаев был и замечательным педагогом. В его литературной студии занимались, среди других, Игорь Иртеньев и Александр Кабаков.
Андрей Кучаев похоронен в России.
Наша коллега Светлана Фельде, живущая ныне в Германии, взяла интервью у Олега Кучаева незадолго до смерти писателя


- Что для Вас значит понятие “литература эмиграции”?
alt
- Хочется, прежде чем отвечать на ваш вопрос, Светлана, уточнить такой момент: а каков главный ее отличительный признак?
Если только географический, то она существует. То бишь есть писатели, живущие за рубежом и пишущие на русском языке.
Если ее отличительным признаком должно являться некое принципиальное несовпадение идейной направленности с направленностью литературы “тамошней”, собственно российской, что должно бы, по крайней мере, обеспечивать превосходство ее над “материковой” российской литературой, то ее практически нет. В том смысле, что здешние писатели, за небольшим исключением, не пишут в эмиграции вещей, которые обнаруживают некий “освобожденный” дух по отношению к “несвободному” духу продукции российских писателей, проживающих соответственно дома, в России.
- Всегда ли была такая “оппозитная” литература?
- Нет, не всегда. Она возникала эпизодически, вызванная к жизни не самыми веселыми обстоятельствами. Причем она возникала сначала в стране исхода! Это принципиально! Она и в России так возникала, и в других странах. Когда возникала соответствующая политическая ситуация! Она не возникает просто за счет переезда в более комфортные условия. Высылали Гюго. Преследовали Бодлера, Байрона, Гейне, Герцена с последующим изгнанием или вынужденным бегством.
У нас выслан был Бродский. Высылали Солженицына. Список “ссыльных” эмигрантов третьей волны может быть продолжен почти бесконечно, я не буду сейчас его приводить. Надо решить главную шараду, типа “что раньше - курица или яйцо?” Что раньше - тиран или декабристы? Николай I или Чаадаев? Можно сочинить роман, но нельзя сочинить историческую ситуацию. Она должна сложиться.
Пока наша эмигрантская литература примыкает все плотнее к той, что осталась. И, может быть, пока является ее какой-то частью. Может быть, она - периферия той литературы, что осталась в “метрополии”... Есть некие преимущества у обеих литератур друг перед другом, процесс формирования литэмиграции, видно, еще не закончился.
Да и какой протест, если престижные премии в России начали получать представители эмигрантской литературы?! Шишкин за “Венерин волос”, Аксенов за “Вольтерьянцев и вольтерьянок”! Номинирована Рубина, она в коротком списке Букера вместе с Кабаковым и Быковым. “Все смешалось в доме Облонских”.
Мы уехали от своего читателя! За границей писатели-эмигранты прирастают читателями очень мало, и тот, кто не имеет доступа на российский рынок, пребывает по-прежнему в безвестности, то есть в состоянии литературной клинической смерти. Мы уехали от своих героев!
Еще. Мы уехали в чужой язык. Который пока русский, на котором здесь говорят полтора слависта.
Во всяком случае, всем нам здешние издатели пока отвечают отказом. Сказывается еще и отсутствие основополагающей эмигрантской идейной установки. Предыдущие три волны эмиграции ее имели. Это была установка на борьбу с враждебными режимами, которые их выгнали, выслали, выпустили скрипя зубами и скрепя сердце. Сначала это была борьба выехавших уцелевших представителей военной, политической, культурной и генетической элиты с расстрельным режимом Ленина - Дзержинского. Потом это была борьба перечисленных и примкнувших к ним беглецов с палаческой тиранией Сталина и его заплечных дел мастеров. И, наконец, борьба всех, кому удалось вырваться из мимикрировавших режимов того же тоталитарного подавления свободы и мысли Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева... Когда последний стал линять по очередной политической весне, положение стало меняться. Эмигранты стали экономическими или колбасными. Когда грянули революции 91-го и 93-го, рухнул Союз, закрылась КПСС, эмиграция стала даже не колбасной. Она стала во многом криминальной и маргинальной. “Сатана там, Фигаро здесь!”
Без установок на борьбу и деньги не выдаются. Ни ЦРУ, ни другими родственными симметричными организациями. Ну а с возрастом - тут все ясно, мы давно в консервативном возрасте, а связанная с молодостью революционность предпочитает пока хулиганить в Интернете или зарабатывать деньги. Их можно понять. Сравните содержание сегодняшней поп-культуры и вчерашней. Где Курехин, Хвостенко, Башлачев, Тальков, Цой? Сплошные “блестящие” и биланы, соблазняющие Шерон Стоун или кого там еще! Где Мамонов? Сплошь Моисеев и Виктюк. Что ж - это сигналы. Так что будем ждать пополнения из России в свой протестный электорат. Это вполне вероятно.
- Цитата из материала Аллы Тучковой “Бестселлер в жанре бухгалтерской ведомости. Между строк”, газета “Культура”: “Андрей Кучаев три года торговал на рынке турецкими тряпками, после чего совсем отчаялся и уехал в Германию”. Действительно так было?
- Не совсем правда, что я торговал три года на рынке и уехал с отчаяния из России. Торговал же я около года, больше кожаными изделиями. “Рассыпали” все книги в издательствах - рынок! Ищите спонсоров! Сам виноват. Надо было сразу начать бороться, проявить инициативу, стиснуть зубы, потерпеть. Найти спонсора, продать квартиру. Смелости не хватило. Или возраст такой наступил, осторожный... Но я поддался уговорам жены и уехал. А здесь я родился как совсем другой писатель. И это безусловная случайность, безусловное везение, безусловная удача для такого, как я, человека; меня надо сначала поставить в безвыходные обстоятельства, потом я начинаю действовать.
- Эмиграция... Это для Вас пограничное состояние, театр абсурда или, как писали в одной из газет, обретение абсолютной свободы?
- Эмиграция - не театр абсурда, потому что это не театр, а жизнь. И не обретение абсолютной свободы - ибо ее не бывает. Это очередной жизненный урок, который нам дает Небо, чтобы мы реализовались по возможности до конца, когда другие возможности для нас, видимо, исчерпались...
Самое нелепое - возвращаться из эмиграции, и самое неблагородное - не мечтать об этом...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Во-первых, интервью было взято довольно задолго до смерти, а во вторых, кто такой Олег Кучаев?
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение