|
Галя Галкина
В Москве в Оружейном переулке живет Джамиля Канышевна Утегенова. Ее родители - Камила Досовна Утегенова, видный ученый, великолепный педагог и клиницист, крупный организатор здравоохранения и известный общественный деятель, и Каныш Имантаевич Сатпаев, геолог, первооткрыватель многочисленных залежей полезных ископаемых в Казахстане, первый президент Академии наук Казахстана.
Джамиля Канышевна работает в Институте экономики и международных отношений. Она воспитала двоих сыновей, Тимура и Андрея, которые стали искусствоведами.
Джамиля родилась в то время, когда Каныш Сатпаев подвергался гонениям, поэтому девочке дали фамилию мамы: “Для всех я - прежде всего дочь моей мамы, а уже затем отца - Каныша Сатпаева. Горжусь генами отца, которые унаследовали мои сыновья, но и я, и мои дети еще больше любим и ценим маму и бабушку - ажею, благодаря которой я, да и дети, получили самое главное в жизни - доброту, любовь, открытость, трудолюбие, воспитание, образование и знания”.
Камила Досовна Утегенова помогла появиться на свет тысячам казахстанских малышей, делая при этом все возможное, чтобы сохранить здоровье их матерям. Воспитала за свою жизнь сотни будущих акушеров и гинекологов, и потому ее до сих пор называют “мамой врачей”.
Сегодня приводим воспоминания Джамили Канышевны о начале пути ее мамы, Камилы Досовны, - в карьере и жизни
Моя мама, Камила Досовна Утегенова, родилась 27 мая 1915 года в городе Троицке Челябинской области РФ.
Троицк - торговый город в районе Южного Урала, где велась торговля между регионами Урала, Сибири, Казахстана, и куда приезжали купцы и из более отдаленных мест Центральной Азии, а также торговцы из Китая.
Семья мамы переехала в Алма-Ату, по-моему, в 1930 году - дедушка, бабушка, мама и ее сестра Менслу (Маргарита). Самая старшая из сестер к этому времени вышла замуж, а в 1929 году у нее родился сын Ермек.
В начале 30-х годов Серке Кожамкулов вместе с другими энтузиастами занялся созданием казахского театра, которого до тех пор не существовало вообще. Молодые актеры организовали труппу и выступали в здании на улице Пушкина, недалеко от Зеленого базара, чуть ниже Панфиловского парка.
Мама была артистична, у нее был приятный голос, и она прекрасно танцевала. Естественно, что, попав в компанию друзей-артистов, она и сама мечтала стать артисткой. Она участвовала в спектаклях, проводила в театре много времени. Но бабушка была непреклонна: профессия артистки для нее не была уважаемой.
И мама подала документы в только что открытый в Алма-Ате медицинский институт. На диске, который у нас хранится, есть ее личное дело - анкета, которую она заполняла при поступлении, фотография, автобиография, личный листок. Коротко стриженая очень молодая девушка. Чтобы поступить в институт, мама прибавила себе год возраста и написала, что родилась в 1914 году.
Постановлением Президиума КазЦИК от 10 декабря 1930 года Совнаркому КазССР было поручено “обеспечить открытие медицинского института не позднее февраля 1931 года”.
Профессора и преподаватели были командированы из Москвы, Ленинграда и других городов - партия велела им наладить выпуск врачей на национальных окраинах. Это были замечательные специалисты, еще старой, дореволюционной школы. Некоторые потом уехали обратно, но многие так и остались на новом месте, обжились, привыкли.
На третьем курсе в программе медицинского института изучался предмет “Акушерство и гинекология”, который читал приехавший из Москвы профессор Боккал. С этого времени у мамы появился огромный интерес к учебе. Дальше в ее зачетке - сплошные пятерки. Новый предмет увлек ее так, что для его более полного понимания потребовалось глубоко изучить и все остальные. Мама быстро все схватывала, ум у нее был острый и быстрый, память была отличная.
Одновременно мама начинает работать в медицинском училище, которое готовило медсестер. Оно находилось на улице Калинина, угол Дзержинского (Наурызбай батыра), напротив детского парка в большом деревянном здании с парадной лестницей.
Для Казахстана в эти годы наступило тяжелейшее время. В конце 20-х годов была проведена так называемая “конфискация” - у людей отобрали скот, единственное имущество, что было у казахов. Многие люди бежали в Китай, Монголию, Турцию, Иран. Многие были расстреляны и посажены. В начале 30-х годов наступил страшный голод. Умерла половина населения.
В городах жилось немного легче, но голод был и там. Алма-Ата была наводнена умирающими людьми, которые и на людей не были похожи, как вспоминала моя тетя.
В это время скоропостижно умерла бабушка. У нее была гипертония, результатом которой стал инсульт. Бабушке было всего 56 лет. А маме не было и 17. Она очень тяжело переживала смерть бабушки.
Годы были очень тяжелые, но для мамы это были годы молодости. Она любила наряжаться, хотя возможности были скудные. С друзьями собирались на вечеринки, танцевали под патефон. Ходили на танцы в парк, где играл оркестр и была танцплощадка. Ходили в кино и в театр. Катались на лодках в Парке культуры, на прудах. Когда были деньги, ходили в ресторан - не столько поесть, сколько потанцевать.
В 1936 году мама окончила институт и получила диплом врача. Это был первый выпуск врачей в Казахстане. Многие выпускники стали именитыми врачами.
В дипломе было написано, что Утегенова Камила Досовна в 1931 году поступила и в 1936 году окончила полный курс Казахского государственного медицинского института имени Молотова по специальности лечебного факультета и решением государственной экзаменационной комиссии от 3 марта 1936 года ей присвоена квалификация врача-лечебника.
|
Камила Утегенова, 1959 год |
Мама получила направление на работу на рудник Ачисай - в больницу врачом общего профиля. Ачисай в переводе с казахского языка означает “Горькое ущелье”. Оно находится в горах Каратау - то есть “Черных горах” в Южном Казахстане. Местность довольно мрачная. Но на руднике в конце 20-х годов начали расширять добычу свинца и цинка. Впоследствии на месте этого рудника возник огромный свинцово-цинковый комбинат и город Кентау.
А в середине 30-х годов таких масштабов еще не было, хотя свинец и цинк уже добывали. Рабочих на руднике становилось все больше, жили и работали в ужасных условиях. В маленькую больницу обращались больные по любым поводам. Мама принимала всех больных, а ей был всего 21 год. Мама оказалась заброшенной в маленькую больницу, где не хватало элементарных лекарств - да и какими они были! Стрептоцид, йод, кофеин, камфара, магнезия - набор был невелик. Основное внимание мама также уделяла санитарно-просветительской работе. Она была глубоко убеждена: все болезни - от немытых рук.
Всем больным мама пыталась помочь, но, конечно, это далеко не всегда удавалось. Очень много приводили детей - с дифтерией, скарлатиной и другими болезнями. Приходилось принимать роды, в том числе очень сложные. И все это в условиях недоверия к молодой девушке с не очень большим опытом работы.
Бытовые условия тоже были далекими от комфорта - при медпункте маме выделили крошечную комнатку, где она и жила. Железная койка, тумбочка, фанерный чемодан - вот и все. Страшная жара летом, нехватка воды, не говоря уже о чистой воде, полное отсутствие каких-либо удобств.
Мама мечтала работать акушером-гинекологом, она всегда считала эту медицинскую специальность самой важной и самой нужной. “В руках акушера не одна, а две жизни - его ответственность больше, чем у врачей других специальностей”, - говорила она. Ей предлагали продолжить учебу в аспирантуре, предлагали ординатуру, и она очень хотела вернуться и заняться наукой.
Характер у мамы был решительный. И когда подошло время сдачи экзаменов в аспирантуру, она уехала в Алма-Ату и поступила в аспирантуру на кафедру акушерства и гинекологии. Она одновременно получила строгий выговор за то, что самовольно уехала из Ачисая, и уведомление о зачислении в аспирантуру. Каким-то образом ее отъезд с рудника не оказал фатального влияния на ее жизнь. Все обошлось.
В памяти многих людей мама осталась яркой, красивой, очень элегантной женщиной, умным и сильным человеком, имевшем обо всем собственное, чаще всего, верное суждение, всегда готовым выслушать и прийти на помощь.
Мама ушла из жизни 11 октября 1993 года. Диагноз: острая сердечная недостаточность.
В 1998 году на здании 1-го роддома со стороны улицы Богенбай батыра была установлена мемориальная доска о том, что мама работала здесь долгие годы.
27 мая 2005 года мединститут провел специальную конференцию, посвященную 90-летию со дня рождения мамы.
Москва |