|
Галя Галкина
Он пишет книги для детей, потому что считает - взрослые утратили любопытство к поэзии, очерствели, стали безнадежно прагматичны. И поэзия не для них. В мире взрослых можно выжить, оставаясь ребенком, помогая детям постигать эти суровые законы недетской жизни, объясняя азбучные истины на понятном языке любви: “Нет возраста и нет преклонных лет, есть вечная душа, любовь и свет”... Зовут его Владимир Ребий
- Владимир, при таком обилии детских авторов и книг Вы все же решили писать для детей...
- Разве обилие детских авторов? Я так не считаю... Стихи для детей пишутся, рождаются... Это получается само собой. Разговариваю с детьми по-деловому, без лишних сентиментальностей, с расчетом, что ребенок будет учиться, - не только на простой лексике, но и на взрослой, - чтобы не стоять на месте, двигаться вперед. Читая подобные стихи, ребенок будет развиваться. Самое главное - содержание, текст. Обращаюсь к детям как к равным, так как отчасти и сам нахожусь в детском возрасте. Это не инфантильность, я просто не расстался с детством. Очень люблю петь детские песенки... Таких песен, как “Крылатые качели”, сегодня остро не хватает.
В “Азбуку профессий в загадках” Владимир Ребий вложил весь свой поэтический талант. Немало людей потрудились над ее созданием. “Азбука” вышла в типографии Министерства образования. Там она прошла все ступени книжного становления. Пятеро художников иллюстрировали книгу. Получилась солидная, красивая “волшебная” книга - добрая, красочная, содержательная.
Областной отдел образования Талдыкоргана приобрел книги Владимира Ребия для школ. “Азбука” высоко оценена профессионалами. В книге нет привычного сюсюкания с детьми, автор вводит их в мир слова смело, по-взрослому. Ребенок, которому читают “Азбуку профессий” (все помнят мантру нашего детства “Мама мыла раму”) будет повторять уже по Ребию: “Принимать щенку отвар прописал ветеринар” или “Труден путь в тайге и долог... Ищет залежи геолог”, или совсем уж непривычно и ново: “Интервью берет у Мисс знаменитый журналист”.
- Владимир, как поэт, Вы отдаете предпочтение именно детской аудитории, хотя у Вас немало лирических стихотворений, обращенных ко взрослым...
- Может быть, потому что взрослые сегодня практически не читают серьезной поэзии. У меня душа осталась во взрослой поэзии, хотя я начинал с детской. Хорошие лирические вещи не приветствуются, не празднуются. Или, может быть, еще время не пришло? Не вернулось на круги своя? Лирика - золотая монета поэзии. Лирика - самое ценное, самое образное в поэзии: “Ива склонилась и спит, и кажется мне, что соловей на ветке - это ее душа”... Это японское хокку. Разве не прекрасно? Я писал для взрослых: “Лучи весеннего солнца - струны радости моего сердца, на них играет сиреневый ветер вальс ожидания любви”. Взрослые не столь чутки, как дети.
Я скромно отношусь к тому, чем занимаюсь, не считаю, что совершил переворот в детской литературе. Просто занимаюсь тем, чем мне хочется. И внутренний голос мне подсказывает, что это мое. Это одна из граней, в чем бы хотелось видеть себя.
Свой цикл стихотворений для взрослых и детей Владимир Ребий назвал “Маленькие стихи”. Но в них, маленьких, великое пространство души, огромное чувство любви к жизни... Один литературовед охарактеризовал творчество Владимира Ребия так: “Он пишет для детей и взрослых, и мир его прозрачен и умыт как стеклышко”...
- Все не так радужно, как кажется. Чистота и прозрачность приобретаются через трудности. Пусть будет мне настолько хорошо, насколько было плохо. Без трудностей не бывает. Если что-то удачно получилось, значит, этому предшествовал труд, значит, позади много ошибок. Спотыкался, поднимался, шел дальше... Если получился маленький шедевр, то он стоил крови. Без труда результатов не бывает. Надо себя потрудить, помучить, чтобы потом и радоваться чему-то. И, как правило, результат не заставляет себя долго ждать. Без труда не родится никакая вещь, тем более шедевр.
- Можно ли сегодня зарабатывать детской литературой? Конечно, пример с “Гарри Поттером” воодушевляет, но он уникален...
- Приходится заниматься коммерцией. Мне, как творческому человеку, не совсем приятно заниматься прагматикой. То, что не родное, оно выматывает... Чувствую, что это не мое. Но наступило время прагматизма, время выживания. Приходит понимание того, что представлять жизнь чем-то легким и приятным - это оскорблять саму жизнь. Нужно быть готовым к трудностям, воспринимать их спокойно. Толстой сказал: “Счастье - удовольствие без раскаяния”. Без раскаяния - это когда в отсутствии совести... Известен афоризм: “Совесть - тысяча свидетелей”. Когда ты знаешь, что потрудился и никому ничего не должен, ты спокоен и счастлив...
- Владимир, знаю, что Вы коллекционер. Расскажите об этом занятии.
- Коллекционирование - потребность души. С пяти лет собираю значки, нагрудные знаки. Носил интересные вещи в школьный музей. Мы жили в Виннице, в Украине. Я еще не поступил в школу, а уже приносил в школьный музей немецкие каски, штыки. Находили с мальчишками эти трофеи времен Отечественной войны. Будучи взрослым, собирал коллекцию монет, значки, разные старинные предметы... Увлекался долгое время, а потом всю коллекцию раздарил - друзьям, знакомым. После армии опять начал заниматься.
- Не пожалели, что раздарили свои сокровища?
- Мне доставляет удовольствие дарить людям что-то... Не сожалею о том, что раздал коллекцию. Думаю, что каждый человек должен чем-то увлекаться, кроме основного занятия. Хотя бы для разнообразия, свежести впечатления.
- Вы совершенно отошли от журналистики? Ведь это Ваша основная профессия...
- До распада Союза хотелось заниматься журналистикой, было престижно. А потом, после крушения Союза, оказалось, что журналистом можно стать просто так. Профессионализм уже не имеет значения. Сейчас все размыто. Творческий человек не востребован сегодня, его творческий потенциал ничем не измеряется. Сегодня время сытости. Но ведь и духовная пища потребуется со временем. В нашем государстве не занимаются поощрением творческих людей. Поэты, литераторы - заложники своего дара... Но я не унываю, нахожу себе применение.
- Мне кажется, что не все так мрачно и фатально. Растет поколение молодых поэтов, прозаиков. Формируется читательская аудитория. Молодежь сегодня читает актуальную литературу, сметая ее с полок. Поэты не собирают, как раньше, стадионы, но истинных ценителей поэзии достаточно, пусть числом их много меньше, чем раньше, когда поэзия была культовой, а поэт - “больше, чем поэт...”
Я рассказала Владимиру Ребию о своих читательских впечатлениях, которые получаю в Сети - Всемирной паутине, путешествуя по поэтическим и литературным сайтам... Оказалось, что Владимир Ребий предпочитает классическую книгу - с переплетом и страницами. Но как человек любопытный, он заинтересовался электронным бытованием литературы. И скоро мы увидим имя Владимира Ребия в новом литературном пространстве - виртуальном...
- Оставьте в подарок читателям “НП” Вашу поэтическую строчку!
- И нет начала света и конца... Улыбка любви - на пьедестале Лица.
Справка “НП”
Владимир Степанович Ребий - журналист, автор десяти книг для детей, в числе которых красочная “волшебная” “Азбука профессий в загадках” - о профессиях, сказочных героях, зверях и птицах (издано в Алматы в ТОО “Курсив” в 2007 году).
Родился в Талды-Кургане, вырос в Украине. В начале 80-х годов, после службы в армии, переехал в Казахстан, где в 1991 году закончил факультет журналистики КазГУ, работал по специальности на Талды-Курганском областном радио в конце 80 - начале 90-х. Был председателем городского и областного Украинских культурных центров. Стихи пишет с детства, печатается с 1980 года. |