|
Ирина Костевич
В пятом классе Слава Cачков написал письмо Чарли Чаплину и ждал ответа от него всю жизнь.Сегодня известный кинооператор Вячеслав Сачков считает, что великий мастер кино ответил ему: “Но письмо где-то задержалось. Так бывает”
Слава Сачков писал Чарли Чаплину, что тоже хочет работать в кино. Это же он сообщил и Абдулле Карсакпаеву, к которому его, уже четырнадцатилетнего подростка, привел старший друг - алматинский художник Сергей Мамаев. “Ты же обычный пацан, куда тебе во ВГИК!” - подначивал усатый хулиганистый Абдулла. “Буду там учиться. Я точно знаю!” - отвечал парнишка. И поступил во ВГИК, в мастерскую И.Шатрова.
“Вся моя жизнь складывается из встреч с кумирами детства, юности. То, о чем горячо мечтал когда-то, сбывалось и сбывается до сих пор. Иногда происходят такие совпадения, что случившееся кажется чудом!”
Его отец-фронтовик во время травли Солженицына написал высшим партийным властям письмо-протест: “Этот человек не может быть тем, за кого вы его выдаете!” В семье с особым уважением относились к Георгию Жженову, Василию Шукшину, другим представителям старой актерской школы. Позже Вячеслав в паре с режиссером П. Солдатенковым сделает нашумевший фильм о Высоцком - “Я не люблю!” Привезет его в Алма-Ату. Тогда, говоря о создателях фильма, приехавшая к нам Марина Влади представила зрителям и оператора Сачкова, нашего земляка. А с Георгием Жженовым Вячеслав проведет вместе многие недели, снимая трехсерийный фильм “Георгий Жженов. Русский крест”. Поездят по тюрьмам, где сидел Жженов, снимут даже камеру (заполненную нынешними зэками) в “Крестах”. И - уникальный случай в истории этой тюрьмы - сделают съемку “Крестов” с вертолета. Ни до, ни после них этого никому не разрешали. Ну а Александру Солженицыну во время съемок фильма “Александр Солженицын. Жизнь не по лжи” Вячеслав расскажет о том письме своего отца - человека, для которого делом чести было заступиться за опального писателя. Даже если это грозило серьезными неприятностями.
|
Вячеслав Сачков с мамой |
Вячеслав Сачков, признанный мастер внутрикадровой режиссуры, снял более 50 документальных фильмов, одну художественную короткометражку и, как режиссер, участвовал в создании фильмов “Быть, а не казаться” и “Сияющий камень” (о жизни и творчестве великого Микеланджело). Эпизод из фильма “Неизвестный Путин. Мир и война” впоследствии наверняка войдет (если еще не вошел!) в обязательный ВГИКовский учебный материал. За пару минут нам показывают целый спектакль, созданный самой действительностью. Даже театральные режиссеры, наверное, отказались бы от такого решения - ну явный перебор! А это происходило в жизни: дюжий детина в холуйском пылу расстилает ковровую дорожку у “Астории” перед приездом Путина.
Снимает Путина, обошел многих, выиграв конкурс на право съемок английского проекта о детях (у нас он называется “Рожденные в СССР”), уже третью часть снял - о тех, кому сейчас уже 21 год, а начинали показывать их семилетними. Получил за второй фильм “Рожденные в СССР. 14-летние” премию “ЭММИ”. У его фильмов в активе - и “Ника”, и “Золотой витязь”, и “Сталкер”, и каких только премий нет, разве что “Оскара”... Сделал лучший, по признанию пушкинских потомков, фильм об Александре Пушкине - “Зимняя элегия” (режиссер - В.Полушин). Чем больше признания, тем больше ответственности испытывает мастер.
Из мальчишеской романтической мечты родилась судьба мастера. Ныне Вячеслав Сачков - оператор-постановщик высшей категории и Заслуженный деятель искусств РФ. Параллельно с Сачковым во ВГИКе учились Александр Сокуров, Сергей Астахов, Александр Петров, Рейн Либлик, Александр Буров, Михаил Шнурников, Сергей Проскуряков. Творческий тандем сложился с режиссером-постановщиком Сергеем Мирошниченко - человеком редкой души. Вместе они сняли фильм о рыбаках “Остров”, включающий эпизод проводов в армию парня из забытого Богом рыбацкого поселка на острове. В “Острове” был усмотрен “антисоветский дух”: новобранца провожали в Афганистан с иконами, а сам он был показан с болью, образно. Во ВГИКе Мирошниченко защититься так и не дали. К Сачкову отнеслись мягче: оператор же, смысловая нагрузка вроде не на нем.
После ВГИКа была армия, а затем Вячеслав вернулся на родину, в Казахстан.
На “Казахфильме” образца 1983 года “Остров” не понравился. Мало того, там особенно и не скрывали, что работы для выпускника Сачкова у них нет.
Вячеслав переживал недолго. Тут же развернулся и уехал обратно в Москву, без проблем устроился на киностудию имени Горького. Поработав в разных съемочных группах, приступил к работе над картиной В. Пичула “Маленькая Вера”. В процессе съемок разругался с режиссером на долгие годы, не приняв гротескную подачу героев, глумление над теми образами, что были ему дороги: “За каждым лубком стоит реальный человек со сложной человеческой судьбой, своей биографией, неповторимый и ценный!” Никогда не жалел, что ушел, несмотря на шумный успех картины.
В депрессии уехал в Иркутск, на Восточно-Сибирскую студию кинохроники, полгода снимал сюжеты для киножурнала “Восточная Сибирь”. Сибирь вылечила от хандры, расставила приоритеты. В 1991 году Вячеслав Сачков становится оператором-постановщиком высшей категории, членом Союза кинематографистов РФ.
С 2001 года Вячеслав Сачков стал членом Российской киноакадемии, последние два года преподает во ВГИКе операторское мастерство, совместно еще с двумя операторами ведет мастерскую. На вопрос о разнице между нынешними студентами и теми, какими были они сами в студенческие годы, Вячеслав ответил так: “Они равнодушнее. Мы жаждали знаний, а в нынешних студентах это качество поубавилось”. |