|
Галина Галкина
Джавад Моттаги - советник министра культуры и туризма Ирана, член правления Всемирного совета по радио и телевидению (WRTVC), ассоциированный член Международной академии телевизионных искусств и наук (США), член Евразийской академии телевидения и радио (Москва). Много лет работает в Азиатско-Тихоокеанском вещательном союзе (ABU).
Беседа с этим крупным экспертом в области вещания состоялась в Москве во время мероприятий ХI Евразийского международного форума телевидения и радио
- Господин Моттаги, в Казахстане, в Алматы, ежегодно происходит очень похожий по целям и задачам Евразийский медиа-форум, на котором руководители международных, в том числе наших отечественных, СМИ рассматривают крупнейшие проблемы современности и возможности способствовать их решению средствами вещания. Какие проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона стоят сегодня наиболее остро?
- Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона, ни на грамм не отличаются от проблем, с которыми сталкиваетесь вы.
Азиатско-Тихоокеанский регион - самый крупный и самый густонаселенный в мире. Здесь живут почти 4 миллиарда человек, то есть более 60 процентов населения всей Земли. По прогнозам Всемирного банка, через 40 лет, как минимум, четыре азиатских государства войдут в список топ-стран по валовому национальному продукту.
Наш регион гордится тем, что объединяет множество культур, рас, религий, языков, систем ценностей и так далее. Причем порой все это может существовать и в рамках одного государства. Азия - дом для множества религий: индуизма, буддизма, ислама, дзен буддизма, шин-то, анимизма и даже христианства... Вот такой богатый регион!
Особенно важно богатство человеческого ресурса. Азиатско-Тихоокеанский регион дал миру множество поэтов, писателей, ученых и нобелевских лауреатов.
Рынок телерадиовещания в нашем регионе меняется так же быстро, как и в других частях света. Технологические новшества открывают дверь к быстрому получению и обмену информацией. Все это позволит добиться успеха не только на медиа-рынке, но и в образовании, торговле, госуправлении.
- Господин Моттаги, реалии современности быстро меняются. Технический прогресс развивается, кажется, уже в геометрической прогрессии. Поэтому для вещателей стремительно открываются новые возможности. Каковы эти возможности и как они используются в вашем регионе?
- Конвергенция и цифровизация вещательной и телекоммуникационной индустрии, платформы мобильного ТВ; спутниковые брод-каст-услуги, новые директивы, новые медиа, интерактивность и другие ноу-хау - это тот вызов, который мы должны принять. Сегодня аудитория сама определяет, что и где ей смотреть или слушать. Это полностью меняет природу вещания. Все вещатели Азиатско-Тихоокеанского региона в той или иной стадии уже встали на эти новые технологические рельсы.
Радио - главное медиа. И сейчас, и, уверен, в будущем радио останется главным вещательным средством массовой информации в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Многие полагают, что основное медиа - телевидение, но недооценивать значимость радио нельзя, особенно во время экстренных ситуаций.
Помимо этого на рынке есть другие нюансы. Появление медиа-холдингов и серьезная рыночная конкуренция создают новые организационные приоритеты, где увеличение прибыли вытесняет сами услуги.
- Еще одна тенденция - консолидация и концентрация внутри медиа-индустрии. У нас в Казахстане, к примеру, появился крупный медиа-холдинг “Арна-Медиа”, который объединил основные вещательные каналы страны. Как Вы относитесь к подобному явлению на рынке СМИ?
- Несколько корпораций владеют или управляют большим количеством основных телеканалов в мире. Эти же компании управляют многими радиостанциями и печатными СМИ. Такая концентрация медиа-власти неблагоприятно сказывается на отражении различных мнений и точек зрения.
Влияние коммерческих интересов ведет к ослаблению общественной жизни, создавая “культуру развлечений”. Медиа обслуживают бизнес больше, чем простых граждан. А единственным мерилом качества СМИ становится его рейтинг...
- И все же сегодня СМИ, несмотря на высокую конкурентную среду и необходимость бороться за рейтинг, не отказались от высоких задач - пропагандировать основные человеческие ценности, рассматривать острые социальные проблемы общества. Вы согласны с этим?
- Если наша планета выполнит “Задачи на тысячелетие” (Millennium Development Goals- MDG), к 2015 году более 500 миллионов человек должны выбраться из нищеты.
Еще 250 миллионов перестанут страдать от голода. 30 миллионов смертельно больных детей и 2 миллиона матерей будут спасены. Это хорошие новости. Плохие новости в том, что осталось меньше семи лет для реализации этой важной миссии, для улучшения жизней сотен миллионов человек. Вопрос не в том, успеем ли мы за 7 лет, а в том, сможем ли собрать волю и мобилизоваться для достижения этих целей.
Пресса может сыграть ключевую роль в избавлении от нищеты, более прозрачно освещая политическую и общественную жизнь нации, делая эффективные репортажи о реальном расходовании государственных средств. СМИ должны дать бедствующим народам возможность быть услышанными, должны разоблачать коррупцию и бюрократию программ по борьбе с бедностью. Около 5-6 миллионов человек в бедных странах умрут в течение ближайших двух лет, если не получат спецлечения.
Впервые в человеческой истории большинство наших детей рождено в семьях, где истории рассказываются не родителями, соседями, школами, церквями, а медиа-холдингами. Телевидение оказывает огромное влияние на детей, значительно большее, чем на их родителей и учителей.
- “Задачи на тысячелетие” - это план действий, и для Казахстана в том числе. Одна из проблем этого плана - борьба за равенство полов. У нас были внесены существенные коррективы в законодательство, сегодня оно в значительной степени учитывает интересы женщин. Но еще есть, над чем работать в этой сфере. Очевидно, в Вашем регионе ситуация в вопросе равенства полов особенно сложна?
- Насилие против женщин не ослабевает ни на одном континенте, ни в одной стране. От жестоких городов Афганистана до разрушенных земель Дарфура, от переполненных лагерей палестинских беженцев Газы до других проблемных зон Афганистана, международное сообщество должно сфокусироваться на прекращении безнаказанности за насилие против женщин.
Я не верю, что мы сможем изменить что-либо в мире, пока не поменяемся сами. Самое важное для нас, как для журналистов, - инициировать революцию в сердцах и умах, и начать нужно с себя. Если получится поменять себя, мы сможем превратить наши средства массовой информации в платформу для демократического обсуждения. Мы можем поддержать глас народа, развивая общественные медиа и публичное вещание. Более того, мы сможем завоевать доверие нации к СМИ.
- Господин Моттаги, мы вступили в эру больших скоростей и в то же время в период близости времени, места и пространства границы становятся прозрачными, а информационная Сеть вообще делает нашу планету общим домом, но по-прежнему нас разделяют противоречия. Какие чувства в связи с этим преобладают в Вашем сердце?
- “Век коммуникации” может стать “веком диалога”. “Сетевое общество” может стать “организатором сетевого порядка”. Это может произойти только в том случае, если мы услышим тихий голос Земли, который лучше слышен на уровне культуры и цивилизаций.
Сейчас благодаря коммуникационной революции мир уменьшился до маленькой глобальной деревни. Чтобы стать настоящим братством, нам пока не хватает общей духовности. Мы должны научиться жить вместе как братья, иначе погибнем как дураки. Надо научиться уважать наши различия, в том числе и культурные.
Позвольте выразить надежду, что враждебность и угнетения наконец закончатся и крик любви, справедливости и человеческого достоинства восторжествует.
Москва
Справка “НП”
Джавад Моттаги в течение 18 лет отвечал за спортивные трансляции в иранской телекомпании IRIB. В 1989-1992 годах занимал пост заместителя вице-президента Ирана по спорту и федерациям. В 1995-1998 годах - советник министра культуры и туризма Ирана. Много лет работает в Азиатско-Тихоокеанском вещательном союзе (ABU). Член правления Всемирного совета по радио и телевидению (WRTVC), ассоциированный член Международной академии телевизионных искусств и наук (США), член Евразийской академии телевидения и радио. |