|
Галина Галкина
На долю Газиза Дугашева выпала судьба, полная драматизма. Сыну сапожника открывалось блестящее будущее скрипача-виртуоза. Учебу прервала война и фатальное ранение в руку. Но все же Газиз Дугашев стал выдающимся музыкантом современности, он входил в число 19 дирижеров высшей категории мира. Народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахстана, главный дирижер оперных театров Алма-Аты, Минска, Киева, дирижер Большого театра, житель столиц многонациональной страны, он всю жизнь служил искусству.
Памяти Газиза Ниязовича Дугашева будет посвящена опера Верди “Аида”, которая состоится 4 апреля в ГАТОБ имени Абая. Постановка этой оперы стала когда-то событием в жизни молодого дирижера
Газиз Ниязович Дугашев родился в 1917 году. Он был ровесником революции, свидетелем уникальной эпохи и ее звездой.
Газиз Дугашев появился на свет в Алма-Ате в семье уйгура, который давным-давно переехал в Казахстан. Отец его был сапожником, Газиз в детстве приобщался к отцовскому делу. Как удалось мальчику, сыну сапожника, поступить в музыкальное училище? Дома у Дугашевых всегда была домбра, на которой играли взрослые, пытался и маленький Газиз. Окончил музыкальное училище по классу скрипки в 1939 году. Играл в студенческом квартете. После окончания училища работал в симфоническом оркестре несколько месяцев, потом в уйгурском театре.
Началась война. Юношей Газиз ушел на войну. В первых же боях под Москвой зимой, в декабре 1941 года, получил ранение. Оно было роковым для скрипача - в правую руку. Дугашева наградили орденом Боевого Красного Знамени и медалью “За отвагу”. Газиз понимал: ему повезло, ведь мало кто остался в живых в боях за Москву. Юноша лечился, получил инвалидность, в 1942 году вернулся в Алма-Ату.
|
Газиз Дугашев: “Начало дирижерского пути. Еще не известно, что будет?.. Голодные годы”. Алма-Ата, 1944 год |
Получал мизерную пенсию по инвалидности. Устроился работать библиотекарем в нотный отдел киностудии. Но у Газиза оставались друзья в музыкальном мире, которые помнили его как одаренного скрипача. По рекомендации композитора Евгения Брусиловского Газиза Дугашева взяли в оперный театр к дирижеру, эвакуированному из Киева, Пирадову. Под его руководством Газиз стал возвращаться к своей музыкальной карьере.
Сначала выполнял техническую работу, потом Пирадов стал поручать готовить спевки, работу с артистами, репетиции. Через год Газиз Дугашев сам дирижировал в опере “Даиси” Палиашвили. Был шумный успех. После успешного дебюта Газиза Дугашева стали вводить в репертуар - с балета “Капелия”, оперы “Кыз Жибек”. Потом последовали большие спектакли - “Абай”, “Жизель”, “Чио-чио-сан”. Это 42-48 годы. Так начинала складываться его творческая судьба.
В 1948 году Газиз Дугашев уехал в Московскую консерваторию. В 49-50 годы кадры Казахстана - Дугашев, Досымжанов и другие - занимались там по классу дирижирования у профессора Николая Аносова. Параллельно с Дугашевым учился Геннадий Рождественский.
Вернулся в Алма-Ату. В 1950-1951 годах его назначили главным дирижером Театра оперы и балета имени Абая.
В 1951 году Дугашева вызвали для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Газиз Дугашев руководил сводным хором молодежи и студентов. Этот хор и его дирижер имели большую прессу. После фестиваля Дугашева отправили на стажировку в Большой театр. Двенадцать человек участвовали в конкурсе, взяли только двоих - Дугашева и Рождественского. Стажеров стали вводить в репертуар Большого театра. Дугашев в статусе стажера БТ гастролировал по Союзу с симфоническими концертами - первые выезды были совершены на Украину в шесть городов. С 1952 года его ввели в труппу Большого театра. Спектакли Дугашева той поры - “Чио-чио-сан”, балет “Фадетта”, “Шурале” - татарский балет композитора Яруллина.
После успешной практики в Большом театре по просьбе руководства Казахстана его пригласили готовить вторую Декаду Казахстана в Москве. Участвовал он и в первой декаде в 1936 году, но ездил туда как скрипач, был на приеме в Кремле, видел Сталина.
Несколько лет Дугашев находился в Алма-Ате, готовя декаду, которая все время откладывалась. Перевез семью. Декада состоялась в 1958 году. Событие вызвало резонанс. Директор Большого театра Ансимов писал, что казахская опера Тулебаева “Биржан и Сара” имела огромный успех, отмечал роль и заслугу в этом постановщиков и дирижера Дугашева. Возили алматинцы на декаду балет “Бахчисарайский фонтан”, который также был восторженно принят московской публикой. Дугашева наградили орденом Трудового Красного Знамени.
После завершения декады Дугашев вернулся в Большой театр. Как опытного, много гастролирующего дирижера его пригласили в Киев вторым дирижером. Готовил очень много спектаклей - “Аида”, “Бал-маскарад” и другие. Давал большую концертную деятельность.
И снова Москва. Газиз Ниязович работал в оркестре кинематографии, записывал музыку к кинофильмам. Вскоре его пригласили в Минский театр главным дирижером. Этот человек обладал даром поднимать труппы оперных театров - Казахского, Киевского, Минского. Мог воодушевить, организовать актеров, музыкантов, заряжал их творческой энергией. Вместе они создавали спектакли высокого качества.
В 1968 году опять позвала родина. Дугашев приехал в Алма-Ату. Оставался здесь до 1973 года. Был главным дирижером.
К столетию Ленина Дугашев поставил оперу “Братья Ульяновы” с постановщиком Мейтусом. Это было общественно-важное событие. За оперу Дугашев получил звание лауреата Государственной премии Казахстана. Пели в спектакле Серкебаев, Яковенко. Дугашев возобновил “Аиду”, впервые поставил “Бал-маскарад”. Так же, как и в Киеве. Тогда в СССР эту оперу нигде не ставили. “Фауст”, “Риголетто”, “Травиата”, “Руслан и Людмила”, “Бахчисарайский фонтан”, “Биржан и Сара” - весь казахский репертуар.
Поставил также уйгурский спектакль “Ризвангуль” на революционные мотивы. Композитор Куддус Кужамьяров назвал даже собственную дочь именем Ризвангуль. В Алма-Ате Газиз Дугашев также занимался концертной деятельностью.
Но наступил момент, когда Дугашев посчитал, что все сделал в Алма-Ате, и он... вернулся в Москву в 1974 году. Была уже крепкая привязанность к этому городу. Москва не отпускала от себя Дугашева: “Это центр культуры огромной страны, она, как магнит, тянет к себе многие творческие личности и в настоящее время. Для меня Москва означала приобщение к культуре”.
Работал в Москве в Большом театре, с балетной труппой театра объездил всю Европу - был в Италии, Германии. Когда в Москву приехали солисты театра Ла Скала, Дугашев дирижировал оркестром. Преподавал дирижирование в Университете культуры, параллельно выступал с концертами, записывал музыку в Институте кинематографии. Работал с оперной группой, которая гастролировала по России.
Ермек Бекмухамбетович Серкебаев, народный артист Казахстана:
- Хорошо помню тот момент, когда Газиз вернулся с фронта. В то время я играл на скрипке, сидел в симфоническом оркестре. Газиз, видимо, впервые пришел в театр. Он устроился напротив, слушал оркестр. Вдруг я вижу, что он горько плачет, пытаясь сдерживаться. До войны Газиз был очень ярким, талантливым скрипачом. В битве под Москвой получил ранение руки. Здесь, в театре, слушая, как играют музыканты, Газиз испытывал страдания, осознавая, что никогда не сможет играть на скрипке.
Позже, когда я пришел работать в Театр оперы и балета имени Абая, Газиз Дугашев уже был дирижером. Я сумел оценить его особый дирижерский дар - он был мастером оперного дирижирования. Его учителями стали великие дирижеры, эвакуированные из России во время войны, такие как Пирадов.
Сидя около “оркестровки”, Дугашев наблюдал, как работает Пирадов. Видимо, так и освоил технику, будучи талантливым музыкантом. Под рукой дирижера Дугашева так легко было петь. И что особенно важно для нас, певцов, оркестр под его управлением не заглушал голоса. Даже советских композиторов, которые писали особенную, “густую” оркестровку, с обилием медных инструментов, Газиз Ниязович умудрялся исполнять так, что было слышно певца.
Помню, как мы, весь коллектив Театра оперы и балета имени Абая, двумя самолетами вылетели в Ереван. Дугашев дирижировал “Аиду”. Что за триумф это был! Феерический успех, настоящая творческая победа. Армяне - очень музыкальный, мудрый, умный народ. Когда прозвучали финальные аккорды, весь зал в каком-то порыве встал, неистово аплодировали, хором кричали “Браво!” Всем было очевидно, что это успех именно дирижера Дугашева.
Он был отмечен редким обаянием, красотой: высокий, кудрявый, энергичный. Конечно, в молодости Газиз был сердцеед, женщины его обожали. От его цепкого взгляда не ускользнула ни одна красавица. Сегодня об этом можно сказать, это его неукротимое жизнелюбие. Судьба у Газиза Дугашева была яркая.
Ляйля Газизовна, доктор медицинских наук, дочь Газиза Ниязовича:
- Я помню свое юношеское впечатление от Шестой симфонии Чайковского, которой дирижировал отец. Меня душили слезы - незабываемое событие. Только тогда я поняла роль дирижера - когда он сдвигает рамки реального, слушатели погружаются в музыку целиком.
Папа в искусстве был диктатором. Дома - нет. Это была его манера: как сказал, так чтобы и делали. Думаю, что в любой профессии, если ты руководитель, то это диктаторство необходимо. Человек, добивающийся чего-то, должен уметь не то чтобы подчинить, но убедить.
По признанию Газиза Дугашева, наибольшее удовлетворение в творческой деятельности ему принесла первая самостоятельная постановка в Большом театре оперы “Чио-чио-сан”. Самым памятным событием, связанным с Алма-Атой, считал постановку опер Верди “Аида”, “Бал-маскарад”, а также балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”... Алма-Ата для Газиза Дугашева оставалась родным городом и сыграла огромную роль в его творческой судьбе. Он до конца своих дней помнил всех, с кем работал, и был им благодарен. |