ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Под рукой Газиза Люди

Галина Галкина
На долю Газиза Дугашева выпала судьба, полная драматизма. Сыну сапожника открывалось блестящее будущее скрипача-виртуоза. Учебу прервала война и фатальное ранение в руку. Но все же Газиз Дугашев стал выдающимся музыкантом современности, он входил в число 19 дирижеров высшей категории мира. Народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахстана, главный дирижер оперных театров Алма-Аты, Минска, Киева, дирижер Большого театра, житель столиц многонациональной страны, он всю жизнь служил искусству.
Памяти Газиза Ниязовича Дугашева будет посвящена опера Верди “Аида”, которая состоится 4 апреля в ГАТОБ имени Абая. Постановка этой оперы стала когда-то событием в жизни молодого дирижера

Газиз Ниязович Дугашев родился в 1917 году. Он был ровесником революции, свидетелем уникальной эпохи и ее звездой.
Газиз Дугашев появился на свет в Алма-Ате в семье уйгура, который давным-давно переехал в Казахстан. Отец его был сапожником, Газиз в детстве приобщался к отцовскому делу. Как удалось мальчику, сыну сапожника, поступить в музыкальное училище? Дома у Дугашевых всегда была домбра, на которой играли взрослые, пытался и маленький Газиз. Окончил музыкальное училище по классу скрипки в 1939 году. Играл в студенческом квартете. После окончания училища работал в симфоническом оркестре несколько месяцев, потом в уйгурском театре.
Началась война. Юношей Газиз ушел на войну. В первых же боях под Москвой зимой, в декабре 1941 года, получил ранение. Оно было роковым для скрипача - в правую руку. Дугашева наградили орденом Боевого Красного Знамени и медалью “За отвагу”. Газиз понимал: ему повезло, ведь мало кто остался в живых в боях за Москву. Юноша лечился, получил инвалидность, в 1942 году вернулся в Алма-Ату.
alt

Газиз Дугашев: “Начало дирижерского пути. Еще не известно, что будет?.. Голодные годы”. Алма-Ата, 1944 год

Получал мизерную пенсию по инвалидности. Устроился работать библиотекарем в нотный отдел киностудии. Но у Газиза оставались друзья в музыкальном мире, которые помнили его как одаренного скрипача. По рекомендации композитора Евгения Брусиловского Газиза Дугашева взяли в оперный театр к дирижеру, эвакуированному из Киева, Пирадову. Под его руководством Газиз стал возвращаться к своей музыкальной карьере.
Сначала выполнял техническую работу, потом Пирадов стал поручать готовить спевки, работу с артистами, репетиции. Через год Газиз Дугашев сам дирижировал в опере “Даиси” Палиашвили. Был шумный успех. После успешного дебюта Газиза Дугашева стали вводить в репертуар - с балета “Капелия”, оперы “Кыз Жибек”. Потом последовали большие спектакли - “Абай”, “Жизель”, “Чио-чио-сан”. Это 42-48 годы. Так начинала складываться его творческая судьба.
В 1948 году Газиз Дугашев уехал в Московскую консерваторию. В 49-50 годы кадры Казахстана - Дугашев, Досымжанов и другие - занимались там по классу дирижирования у профессора Николая Аносова. Параллельно с Дугашевым учился Геннадий Рождественский.
Вернулся в Алма-Ату. В 1950-1951 годах его назначили главным дирижером Театра оперы и балета имени Абая.
В 1951 году Дугашева вызвали для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Газиз Дугашев руководил сводным хором молодежи и студентов. Этот хор и его дирижер имели большую прессу. После фестиваля Дугашева отправили на стажировку в Большой театр. Двенадцать человек участвовали в конкурсе, взяли только двоих - Дугашева и Рождественского. Стажеров стали вводить в репертуар Большого театра. Дугашев в статусе стажера БТ гастролировал по Союзу с симфоническими концертами - первые выезды были совершены на Украину в шесть городов. С 1952 года его ввели в труппу Большого театра. Спектакли Дугашева той поры - “Чио-чио-сан”, балет “Фадетта”, “Шурале” - татарский балет композитора Яруллина.
После успешной практики в Большом театре по просьбе руководства Казахстана его пригласили готовить вторую Декаду Казахстана в Москве. Участвовал он и в первой декаде в 1936 году, но ездил туда как скрипач, был на приеме в Кремле, видел Сталина.
Несколько лет Дугашев находился в Алма-Ате, готовя декаду, которая все время откладывалась. Перевез семью. Декада состоялась в 1958 году. Событие вызвало резонанс. Директор Большого театра Ансимов писал, что казахская опера Тулебаева “Биржан и Сара” имела огромный успех, отмечал роль и заслугу в этом постановщиков и дирижера Дугашева. Возили алматинцы на декаду балет “Бахчисарайский фонтан”, который также был восторженно принят московской публикой. Дугашева наградили орденом Трудового Красного Знамени.
После завершения декады Дугашев вернулся в Большой театр. Как опытного, много гастролирующего дирижера его пригласили в Киев вторым дирижером. Готовил очень много спектаклей - “Аида”, “Бал-маскарад” и другие. Давал большую концертную деятельность.
И снова Москва. Газиз Ниязович работал в оркестре кинематографии, записывал музыку к кинофильмам. Вскоре его пригласили в Минский театр главным дирижером. Этот человек обладал даром поднимать труппы оперных театров - Казахского, Киевского, Минского. Мог воодушевить, организовать актеров, музыкантов, заряжал их творческой энергией. Вместе они создавали спектакли высокого качества.
В 1968 году опять позвала родина. Дугашев приехал в Алма-Ату. Оставался здесь до 1973 года. Был главным дирижером.
К столетию Ленина Дугашев поставил оперу “Братья Ульяновы” с постановщиком Мейтусом. Это было общественно-важное событие. За оперу Дугашев получил звание лауреата Государственной премии Казахстана. Пели в спектакле Серкебаев, Яковенко. Дугашев возобновил “Аиду”, впервые поставил “Бал-маскарад”. Так же, как и в Киеве. Тогда в СССР эту оперу нигде не ставили. “Фауст”, “Риголетто”, “Травиата”, “Руслан и Людмила”, “Бахчисарайский фонтан”, “Биржан и Сара” - весь казахский репертуар.
Поставил также уйгурский спектакль “Ризвангуль” на революционные мотивы. Композитор Куддус Кужамьяров назвал даже собственную дочь именем Ризвангуль. В Алма-Ате Газиз Дугашев также занимался концертной деятельностью.
Но наступил момент, когда Дугашев посчитал, что все сделал в Алма-Ате, и он... вернулся в Москву в 1974 году. Была уже крепкая привязанность к этому городу. Москва не отпускала от себя Дугашева: “Это центр культуры огромной страны, она, как магнит, тянет к себе многие творческие личности и в настоящее время. Для меня Москва означала приобщение к культуре”.
Работал в Москве в Большом театре, с балетной труппой театра объездил всю Европу - был в Италии, Германии. Когда в Москву приехали солисты театра Ла Скала, Дугашев дирижировал оркестром. Преподавал дирижирование в Университете культуры, параллельно выступал с концертами, записывал музыку в Институте кинематографии. Работал с оперной группой, которая гастролировала по России.
Ермек Бекмухамбетович Серкебаев, народный артист Казахстана:
- Хорошо помню тот момент, когда Газиз вернулся с фронта. В то время я играл на скрипке, сидел в симфоническом оркестре. Газиз, видимо, впервые пришел в театр. Он устроился напротив, слушал оркестр. Вдруг я вижу, что он горько плачет, пытаясь сдерживаться. До войны Газиз был очень ярким, талантливым скрипачом. В битве под Москвой получил ранение руки. Здесь, в театре, слушая, как играют музыканты, Газиз испытывал страдания, осознавая, что никогда не сможет играть на скрипке.
Позже, когда я пришел работать в Театр оперы и балета имени Абая, Газиз Дугашев уже был дирижером. Я сумел оценить его особый дирижерский дар - он был мастером оперного дирижирования. Его учителями стали великие дирижеры, эвакуированные из России во время войны, такие как Пирадов.
Сидя около “оркестровки”, Дугашев наблюдал, как работает Пирадов. Видимо, так и освоил технику, будучи талантливым музыкантом. Под рукой дирижера Дугашева так легко было петь. И что особенно важно для нас, певцов, оркестр под его управлением не заглушал голоса. Даже советских композиторов, которые писали особенную, “густую” оркестровку, с обилием медных инструментов, Газиз Ниязович умудрялся исполнять так, что было слышно певца.
Помню, как мы, весь коллектив Театра оперы и балета имени Абая, двумя самолетами вылетели в Ереван. Дугашев дирижировал “Аиду”. Что за триумф это был! Феерический успех, настоящая творческая победа. Армяне - очень музыкальный, мудрый, умный народ. Когда прозвучали финальные аккорды, весь зал в каком-то порыве встал, неистово аплодировали, хором кричали “Браво!” Всем было очевидно, что это успех именно дирижера Дугашева.
Он был отмечен редким обаянием, красотой: высокий, кудрявый, энергичный. Конечно, в молодости Газиз был сердцеед, женщины его обожали. От его цепкого взгляда не ускользнула ни одна красавица. Сегодня об этом можно сказать, это его неукротимое жизнелюбие. Судьба у Газиза Дугашева была яркая.
Ляйля Газизовна, доктор медицинских наук, дочь Газиза Ниязовича:
alt
- Я помню свое юношеское впечатление от Шестой симфонии Чайковского, которой дирижировал отец. Меня душили слезы - незабываемое событие. Только тогда я поняла роль дирижера - когда он сдвигает рамки реального, слушатели погружаются в музыку целиком.
Папа в искусстве был диктатором. Дома - нет. Это была его манера: как сказал, так чтобы и делали. Думаю, что в любой профессии, если ты руководитель, то это диктаторство необходимо. Человек, добивающийся чего-то, должен уметь не то чтобы подчинить, но убедить.
По признанию Газиза Дугашева, наибольшее удовлетворение в творческой деятельности ему принесла первая самостоятельная постановка в Большом театре оперы “Чио-чио-сан”. Самым памятным событием, связанным с Алма-Атой, считал постановку опер Верди “Аида”, “Бал-маскарад”, а также балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”... Алма-Ата для Газиза Дугашева оставалась родным городом и сыграла огромную роль в его творческой судьбе. Он до конца своих дней помнил всех, с кем работал, и был им благодарен.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение