|
Галина Галкина
Шолпан Тазабекова получает образование в Китае. Когда она приняла решение поступать в китайский вуз, это казалось многим ее знакомым, друзьям смелым и даже рискованным шагом. В 2004 году появилось соглашение между китайской Национальной нефтяной компанией и казахстанским Министерством образования - принимать студентов-казахстанцев на обучение в китайские вузы.
По словам Шолпан, в 2005 году в Китае от Казахстана учились триста студентов
- А теперь за три года нас стало больше тысячи. Люди узнают о Китае, приезжают... Меня раньше спрашивали: “Почему именно в Китай? Отчего ты не выбрала европейский вуз?” Смотрели на мое решение скептически. А теперь звонят и говорят: “Наш ребенок тоже выбрал Китай!” Сегодня уже много информации об этой стране, об учебе наших соотечественников там. Китайская сторона оплачивает обучение и проживание. Студенты-казахстанцы получают стипендию в 150 долларов.
В 2005 году Шолпан и ее друзья, поступившие в университет Китая, не представляли, что их ждет. На всякий случай, собирая чемоданы, набрали по 3-4 тюбика зубной пасты, взяли даже мыло...
- Нам говорили: “Зачем? Все это везут из Китая!” Но оказалось, что мы были правы, так как в первое время не понимали иероглифов, не могли общаться, сложно было элементарное купить. Нас поселили в общежитии. Студенты стремились поселиться с казахстанцами или россиянами. Но те, кто учится не первый год в Китае, советовали нам селиться либо с корейцами, либо с японцами, чтобы разговаривать с ними на общем китайском языке. К тому же корейцы и японцы очень усидчивы, старательно учатся. А это хороший пример.
- На каком языке вы общались с педагогами, студентами? Неужели на русском?
- В Китае люди немного знают английский язык. И это нас спасало. У нас был учитель-китаец, который не владел английским языком. Но в свое время он учил арабский язык. Возникли проблемы с общением. К счастью в нашу группу пришла девушка из Туниса. Наш учитель смог теперь с нами общаться: он по-арабски говорил девушке, а она переводила нам на английский язык.
Целый год мы изучали китайский язык. Этого, конечно, мало. В 2007 году у нас была встреча с послом РК в Китае в честь Дня Независимости Казахстана. Выбрали четверых студентов. Мы предоставляли свои конспекты. И на этой встрече я говорила о том, что года недостаточно для изучения языка.
Шолпан сегодня знает примерно тысячу иероглифов. По ее мнению, для иностранцев это нормально. В китайском языке около 60 тысяч иероглифов. Некоторые из них “вымерли”, иные в современной речи не используются. Необходимый начальный запас - 3-4 тысячи иероглифов. После языковой подготовки студенты выбирают вуз, в котором они получают образование по своему выбору.
Шолпан Тазабекова поступила в институт “Цинхуа” (дословный перевод - “Молодой китаец”). По рассказам китайцев, на территории университета располагалась династия Цин. В свое время Политехнический институт “Цинхуа” (факультет гидротехники) заканчивал Ху Цзиньтао - председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая.
- Есть также Пекинский университет. Китайцы эти 2 университета считают самыми перспективными, сюда сложно поступить. Студентам-иностранцам легче, так как мы сначала учимся на подготовительных курсах. А китайцы должны сдать экзамен, похожий на наш ЕНТ, - Гаукау (высокий экзамен). Требования к абитуриентам очень высокие. Поступают в университет самые умные выпускники школ. В престижных университетах Китая часто происходят случаи суицида - дети не выдерживают высоких требований образования. Менталитет китайцев таков: им нужно быть первыми. Часто юноши-китайцы с удивлением смотрят на нас: “Вы умеете готовить? И стирать, и убирать в доме тоже можете?” Мы отвечаем, что всему этому учимся в детстве. Они восхищаются. Детям в Китае внушают, что эти навыки не столь важны. Их нацеливают на успешную учебу. Дети старательно учатся: в школах они первые, побеждают на олимпиадах. Но когда поступают в университет, то видят, что таких, как они, много. И не выдерживают, ломаются, не справляясь с программой. Но большинство из них все же прорываются сквозь конкуренцию.
По наблюдениям Шолпан, к студентам-иностранцам отношение немного иное. Преподаватели помогают им, относятся с некоторым снисхождением.
- Стоит сказать: “Я иностранный студент, не сделал домашнюю работу”, преподаватель даст еще пару недель. Но к китайским студентам относятся строго. Китайская молодежь подвержена процессу глобализации. Если узнают, что кто-то приехал из США, стремятся подружиться. Некоторые мечтают уехать из Китая: людей много, по сравнению с любой другой страной конкуренция огромная.
- В связи с землетрясением в мае 2008 года в Сычуане, а также с Олимпиадой к Китаю было приковано внимание мировой общественности. Вы это ощущали?
- После землетрясения в Сычуане очевидцы разместили в Интернете кадры съемок разрушительной стихии. Страна готовилась к Олимпиаде, поэтому эти материалы стали глушить в Сети. В коммунистическом Китае ревностное отношение к имиджу страны. Жесткий контроль во всем. Сообщения о беспорядках в Тибете тоже были закрытой информацией. Страна отнеслась к проведению Олимпиады как к чему-то сверхважному: “Мы будем первыми!” Китай хотел удивить мир. И удивил - вопреки прогнозам, вопреки землетрясению... Но и здесь, в своем стремлении к лучшему, китайцы пошли на какие-то чрезвычайные меры. Помните, на открытии Олимпиады девятилетняя девочка пела гимн Китая? Позже выяснилось, что голос не принадлежал именно ей. На самом деле пела семилетняя девочка. Но, по мнению организаторов Олимпиады, она была недостаточно симпатичная... Такое отношение в Китае ко всему: китаец стремится быть во всем “номер один”. Для них самое ужасное - потерять лицо.
В 2005 году в Пекине появилась некоммерческая общественная студенческая организация “Жас Ћыран” - “Молодой орел”. Идея принадлежала казахскому землячеству в Китае при поддержке Посольства РК в Китае. Я вошла в эту организацию недавно, представляю наш университет. Первое мероприятие, которое мы организовали после открытия “Жас Ћыран”, - чемпионат по боулингу. Он стал традиционным. В 2006 году мы сделали первый бал-маскарад. Студенты с удовольствием приняли в нем участие. С костюмами было немного сложно, но люди проявили изобретательность, что-то придумали. Каждый университет представил концертный номер. Нам удалось создать настоящую новогоднюю атмосферу. А в позапрошлом году провели “Мисс Пекин” в канун новогоднего праздника.
В рамках “Жас Ћыран” прошел КВН. Шолпан Тазабекова была в числе организаторов. В остроумии соревновались четыре команды из Пекина. Выиграла команда Нефтяного университета.
- Для нас проведение КВН стало большим опытом. На конкурс пришли дипломаты, наши спонсоры, студенты. Зрителей собралось около 400 человек. Всем понравилось. Теперь мы решили расширить границы конкурса и пригласить студентов из Шанхая, Сианя. Со временем проведем Международный конкурс КВН. В Китае множество различных диаспор - русская, казахстанская, азербайджанская... Недавно мы создали сообщество “Жас Ћыран” на сайте vkontakte.ru. Число посетителей сообщества множится...
На Наурыз в среде студентов-казахстанцев тоже будет праздник - национальные состязания на футбольном поле.
- Поставим юрту, приготовим баурсаки, будут звучать песни... У нас есть собственный оркестр с национальными инструментами. Наурыз вызывает интерес у студентов-иностранцев. В прошлом году к нам подходили корейцы, китайцы, японцы... Мы им раздавали книжки, общались, рассказывали о Казахстане. В День Независимости Казахстана мы тоже всем студентам вручаем книги, буклеты, открытки о нашей стране - с просьбой отнести в офис иностранных студентов, который есть при каждом университете, чтобы информация о Казахстане распространялась.
- Шолпан, получается, что вы, как молодые дипломаты нашей страны, способствуете международным контактам...
- Когда мы только приехали в Пекин, китайцы спрашивали нас, откуда мы... На китайском слово “Казахстан” звучит так: “Хасакызытан”... Нас переспрашивали: “Что?”, “Где?” Мы им говорили: “Как, вы не знаете? Казахстан - девятая страна в мире по территории!”
- Шолпан, как ты, алматинка, воспринимаешь Пекин?
- Город, на мой взгляд, немного серый. Летом заметен смог на улицах. Город большой, много транспорта, постоянные пробки на дорогах... Летом смог держится при высокой влажности... Это наводит депрессию на студентов. Здания в городе серые. У китайцев не принято показно выделяться, поэтому кажется, что и люди серые...
- Печальную картину ты нарисовала... Наверное, как только получишь диплом, сразу уедешь из Пекина?
- Вовсе нет. После окончания университета собираюсь остаться здесь, чтобы учиться в магистратуре. Я имею право без экзаменов поступить в магистратуру и в условиях большой конкуренции в студенческой среде хочу воспользоваться этим правом. В этом году в Китае получат дипломы сто казахстанцев. А в Казахстане очень много желающих учиться в Китае... |