|
Мне хочется рассказать о необыкновенном доме, ставшем теперь уже музеем М.О.Ауэзова на берегу Иссык-Куля. Построенный удивительным, известным человеком, он и сегодня, спустя полвека, не только наполнен особой атмосферой духовности, доброты, но и продолжает оставаться местом взаимодействия культур, очагом просвещения, хранителем истории казахского и киргизского народов
Во дворе этого дома и вокруг него растут очень ровные деревья. Сын писателя, известный казахстанский историк и культуролог Мурат Мухтарович Ауэзов помнит то время, когда дом только построили и кроме него ничего еще не было:
- Эти березы и сад были посажены отцом. Сейчас там великолепные вишни, яблони, ели хорошо прижились. Как знаток китайской культуры, могу сказать, что выбор места, например, для монастыря никогда не был случаен. Всегда были специальные люди, которые искали и находили благостное место для строительства, обычно в полукружье гор, и в этом месте деревья росли очень прямыми и высокими. И вот именно такие деревья выросли вокруг нашего дома на Иссык-Куле. Не знаю, может быть, это место и случайно было выбрано, а может быть, и нет, может быть, судьба. Неумирающая традиция такой духовности...
Землю под строительство этого дома Мухтар Омарханович получил в дар как знак благодарности киргизского народа в 1957 году. Снискавший мировую славу казахский писатель М.О.Ауэзов не только хорошо знал и любил киргизскую культуру, но он стал человеком, который защитил и сохранил для потомков во времена гонений на эпосы разных народов великий киргизский “Манас”, несмотря на то, что это грозило ему арестом (о чем свидетельствуют его письма родным). Чтобы не попасть в тюрьму, какое-то время Мухтар Омарханович был вынужден скрываться в Москве, где нашел не только приют, но и поддержку друзей.
Позже, уже чувствуя уверенность в завтрашнем дне и имея возможность построить дачу в любой точке Советского Союза, именно на берегу Иссык-Куля он воплотил мечту любого писателя об уединении, где можно ощутить душевный комфорт. М.О.Ауэзов принял этот подарок с радостью, потому что очень любил Иссык-Куль. Проницательный, впечатлительный путник, побывавший во многих странах мира, он в феврале 1961 года, за 4 месяца до кончины, с волнением напишет: “... до чего же я люблю Иссык-Куль! Как легко и свободно дышится рядом с ним! Если бы можно было вновь родиться, я бы выбрал здешние места”.
- Этот дом строился довольно быстро, с хорошим настроением. В планировке дома, его строительстве, подборе зеленых насаждений чрезвычайно ценными оказались советы старинного доброго друга отца - замечательного киргизского писателя Тугельбая Сыдыкбекова.
Именно в этом доме Мухтар Омарханович написал свои фундаментальные статьи о литературе и роман “Племя младое”. Здесь проходили беседы с близкими его сердцу людьми. Гостями этого дома были великий манасчи Саякбай Каралаев, Т.Сыдыкбеков, А.Токомбаев, К.Маликов, Т.Умалиев, русские писатели Вс. Иванов, В.Панкова, З.Кедрина, А.Пантелеев, А.Брагин, Е.Лизунова, знаменитая дрессировщица и одаренный литератор Н.Дурова.
|
Мухтар Ауэзов с сыновьями Муратом и Эрнаром |
- Этот дом и для нас с братом Эрнаром стал местом “вершения судеб”. Здесь происходила не только наша физическая закалка, что для Мухтара Омархановича было немаловажным. Он научил нас плавать, играть в теннис. Здесь происходило и наше личностное становление. Вспоминаю наши поездки с отцом в дом великого манасчи Саякпая Каралаева, где обычно бывало много киргизских писателей - они держали там беркутов, а у нас в то время беркутиная охота вообще сошла на нет, и для нас с Эрнаром это было необычайно интересно. А когда все слушали уникального сказителя Каралаева, мы с Эрнаром понимали некоторые слова и радостно шептали об этом на ухо Мухтару Омархановичу. Понимали мы, конечно, не все, потому что это был беглый киргизский речитатив. Но ему было очень приятно, и он всем говорил: “Смотрите, мои дети понимают Саякпая!” И для нас это было таким воспитательным моментом.
Отец был прирожденный педагог, любил педагогическое поприще. В разбросанном по огромным пространствам (как правило, где не было медресе) роду кожа, к которому принадлежал Мухтар Омарханович, испокон века было принято передавать всю сумму знаний, весь духовный опыт от отца к сыну, из поколения в поколение. Это было святым долгом. Поэтому Мухтар Омарханович к детям относился с предельным вниманием, воспитывая и формируя их. В те годы он был матерый человечище, а мы с братом - щенки, только вступающие в жизнь. В 1958-м мне было 15 лет. Именно в этом доме на Иссык-Куле мы обсуждали, кем мне нужно стать. В то время были очень модными астрофизика и химия. А мне больше нравились география, история, литература, не знаю, может быть, сказалось его влияние. Но когда я признался себе, что я - гуманитарий, поделился этим с отцом. Он улыбнулся и сказал: “Ты себе не представляешь что такое настоящий гуманитарий. Это не тогда, когда даже не умеющий плавать может удержаться на плаву. Настоящий гуманитарий - это стихия, волны, круги. И только если ты уверен, что, идя туда, ты сможешь удержаться на плаву, имеет смысл становиться гуманитарием, а если быть прибрежным, как чайки, тогда и смысла нет”.
В 1971 году дом был подарен потомками М.О.Ауэзова кыргызской стороне. Он стал не только музеем, но и одной из двух действующих библиотек города.
Особенность этого дома, его особую атмосферу очень хорошо чувствовал Чингиз Айтматов. Он постоянно привозил туда своих гостей. При создании иссык-кульского форума вся мировая писательская гуманитарная элита побывала в этом доме.
В доме-музее и сегодня проходят различные мероприятия международного уровня. Здесь прошли центральноазиатские встречи в рамках Академии искусств. В начале октября 2008 года состоялась большая конференция с участием депутатов казахстанского парламента, Ассамблеи народа Казахстана, писателями, философами. В санатории “Лазурный берег” провели двухдневную конференцию в рамках “Бесед на Шелковом пути”. Один из дней прошел во дворе дома-музея, и беседы здесь были особенно душевные, одухотворенные, с каким-то искренним волнением. И все отметили, что в этом месте какая-то своя аура, которая словно продолжает жизнь удивительного человека, яркой личности, влияя на каждого, кто побывал в этом необычном доме.
Римма Артемьева |