ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Притворяюсь серьезным Люди

Галина Галкина
В далеком 1988 году фильм “Мерзавец”, показанный на Всесоюзном кинофестивале в рамках внеконкурсного показа, в одночасье прославил своего создателя - режиссера Вагифа Мустафаева. Кинокритики и профессионалы в области кино и телевидения причисляют эту культовую ленту к числу лучших кинокартин мира. Режиссер получил за него большое количество разных призов, включая такие престижные награды, как золотая медаль имени Витторио де Сика, “Золотая трость Чаплина” и другие, а знаменитый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи причислил картину Мустафаева к 35 лучшим фильмам мира. Недавно в Москве на ХI Евразийском телефоруме Вагиф Мустафаев дал мастер-класс и показал свой короткометражный фильм “Все к лучшему”, который также успел стать культовым

 ...Трудно себе представить, что в стране, возбужденной войной, глубоко переживающей то, что произошло, можно с таким юмором подойти к самому страшному, что есть, - к войне, к гибели людей. Трагикомедию “Все к лучшему”, снятую в Азербайджане, показали еще и в Армении! В обеих странах показ имел успех. Люди смеялись, потому что автор ленты в трагическом увидел смешное. Вагиф Мустафаев обладает исключительным юмором, невероятной способностью к самоиронии. В его фильмах присутствуют юмор, сатира, сарказм...
- Вагиф, Ваш фильм производит невероятное впечатление! С первого кадра и до финального люди смеются, иногда рыдают от смеха... А в это время герои на экране участвуют в драматическом событии - доставляют тело погибшего в военном конфликте азербайджанца его близким. А потом оказывается, что тело принадлежит армянину!
- Я очень хотел сделать антивоенный фильм, поэтому снял ленту “Все к лучшему”. В ХХ веке, а тем более в ХI, воевать - ненормально! Я думал, как это сделать так, чтобы оказать на людей воздействие и они бы поняли, что воевать - это плохо. И решил, что надо сделать так, чтобы это было смешно.
Потом картина начала жить своей собственной жизнью. Она побывала в Оберхаузене и получила там сразу четыре приза, что было впервые в истории этого фестиваля, относящегося к классу “А”. Из четырех наград помню приз Большого жюри и приз Католических церквей... После этого картина была рекомендована Италией на Международный конгресс, посвященный развитию кино и телевидения мира, в штате Техас. Я долго потом выведывал у людей: кто послал мой фильм на этот конкурс? Потому что сам я этого не делал. Оказалось, что фильм выслали из Италии: это известный сценарист Тонино Гуэрра, который делал совместные фильмы с Федерико Феллини, по собственной инициативе отправил копию фильма “Все к лучшему” в США.
Однажды Кшиштоф Кислевский увидел мой фильм “Мерзавец” в Варшаве. Ему понравилось, и он порассуждал, что хорошо бы его показать в Италии... Беседа на эту тему не имела продолжения, мы с ним попрощались. И после этого меня пригласили на фестиваль “Неаполь - Сорренто” в 1989 году. Однако в тот период я не смог поехать, но картина “Мерзавец” была отправлена без моего участия. И только спустя 10 лет из Москвы мне привезли главный приз этого фестиваля - золотую медаль имени великого итальянского актера и кинорежиссера Витторио де Сика.
И еще один удивительный случай произошел... Замечательный режиссер Александр Зархи добрался из дома престарелых, где он жил, до почты - за восемь километров. Посмотрев мою картину, он дал телеграмму на киностудию “Азербайджанфильм”, в которой поздравлял киностудию моей страны с созданием произведения искусства, каковым посчитал мой фильм. Есть такие отзывчивые люди, я бы хотел быть таким...
alt
- С чего началось проявление комического в Вашем творчестве?

- Я с детства люблю слушать больше, чем говорить. Но и тогда существовал дефицит таких людей. Всегда больше тех, кто любит говорить. Если бы все только говорили, то все происходило бы как в фильмах Киры Муратовой, где все одновременно говорят, но там нет слушающих людей... И, так как я любил слушать, мне постоянно все рассказывали разные интересные истории. А когда у меня не хватает идей, я вспоминаю одну из этих историй и начинаю снимать.
Я очень рад, что пошел по профилю комедии, счастлив, что учился у Эльдара Рязанова - замечательного мастера. Но в то же время есть минусы у этой профессии, потому что я разучился серьезно воспринимать те вещи, которые нормальные люди именно так и воспринимают - со всей серьезностью. Например, я не могу всерьез воспринимать спортивную ходьбу, поклон танцоров балета, особенно, когда после поклона они уходят обратно за кулисы... Не могу без смеха смотреть оперу - слушать могу, а смотреть - не получается... Не могу без смеха видеть лицо дирижера, его гримасы... Много чего я не воспринимаю, как положено нормальному человеку, из-за того, что занимаюсь этим “проклятым” профилем комедии. Но в то же время я счастлив, когда кто-то смеется над какими-то моментами моего фильма. Я снял фильмы с такими названиями, как “Мерзавец”, “История одной зависти”... Мои герои - гадкие люди... И думал, какие счастливые режиссеры, которые делают фильмы с названиями “Алые маки Иссык-Куля” или “Пурпурные розы Каира”... Но, к сожалению, это не мой удел.
- С первых кадров фильма “Все к лучшему” кажется, что это документальное кино...
- Стилистика документального кино в фильме “Все к лучшему” не случайна. Я решил снять черно-белое кино. Как иначе сделать фильм о войне? Черный гроб, люди в черном одеянии. Конечно, я учился, изучал теорию кино, но потом теория отошла куда-то... И теперь, когда я снимаю фильмы, то не вспоминаю теорию комедии. Самое главное то, как ты мыслишь. Я мыслю именно так, как снимаю кино. Просто иногда притворяюсь серьезным. Но на самом деле я такой, какими получаются мои фильмы. Я так и мыслю - трагикомично... Когда приходишь на свадьбы, торжества, то непременно видишь что-нибудь пронзительно трагическое. Когда приходишь на траурные мероприятия (дай бог всем здоровья!), то обязательно видишь что-то смешное... Ну как тут быть, когда тебе смешно?
Вагиф смеется... действительно, если смешно, то невозможно сдержать смех...
Фильм “Все будет хорошо” впервые показали в Баку. Вагиф Мустафаев во время премьеры постоянно бегал в будку звукорежиссера, чтобы тот поднял звук фильма, потому что смех в зале стоял такой, что не было слышно происходящего на экране.
- Меня поражало, что люди смеются над трагедией. Прав был Акутагава, когда сказал, что комедия - эта та же трагедия, только герои об этом не подозревают. Ну и пусть не подозревают.
- Вы - руководитель телекомпании “Space” на Азербайджанском телевидении. Ваше телевидение претерпевает какие-то изменения? Программы на русском языке не вытеснены совсем?
- Наша телекомпания вещает от Уральских гор до Владивостока, на евразийское пространство - до Северной Африки. Сейчас мы с госпожой Стоценко делаем передачу “Что? Где? Когда?” на русском языке. В неделю раз мы показываем классику советского кино на русском языке. А также фильмы на английском языке с азербайджанскими субтитрами. В государстве есть русские школы, факультеты в вузах, есть Славянский университет, русский драматический театр. Люди говорят и на азербайджанском, и на русском языке тоже.
- Вы - режиссер кино, телевидение все же иной жанр. Вам комфортно работать на телеканале?
- Телевизионная работа меня всегда раздражает, потому что вот эта текучка убивает: один бежит туда, другой сюда... Но сейчас я понимаю, что в этом вся жизнь - ежедневный адреналин!
- В Азербайджане, как в любой республике бывшего Союза, люди пережили смену эпох, смену ценностей. В Вашей стране произошли трагические события в 1990 году - вторжение войск, приведшее к гибели людей. “Все к лучшему” - Ваша позиция? Или же надо все же что-то делать, чтобы становилось лучше?
- Для того чтобы жить на этом белом свете, надо обязательно быть оптимистом. Надо делать то, что умеешь! Я умею снимать кино. Есть люди, которые занимаются не своим делом. И это утверждение, что все к лучшему, их не касается. Все к лучшему - это может случиться с тем человеком, который живет совестливо, честно. Такого человека любит Бог.
Олег Попцов, президент Евразийской академии телевидения и радио:
- Его судьбу не назовешь простой, но она была успешной. Вагифа Мустафаева любил и очень ценил Гейдар Алиев, лидер Азербайджана. Тем не менее творческая судьба режиссера была хождением по кругу, испытанием взаимоотношениями с очень трудным начальством, которое, прежде всего, ревновало Вагифа за его талант и, естественно, за доброе к нему отношение Гейдара Алиева. И эта особая ревность мешала Вагифу работать, исполнять обязанности заместителя министра культуры Азербайджана. В нем сочетался еще и творец. И, как ни странно, это тоже вызывало чувство громадной зависти. Как говорят в таких случаях: “Почему все аплодисменты - ему?” Вагиф Мустафаев - Мастер художественного кино. Причем самого трудного жанра - комедийного. Это тот жанр, который сегодня умирает. О чем мы очень сожалеем. Остались единицы комедиографов. И Вагиф - новая звезда на кинематографическом небосклоне.
Москва - Алматы

Досье “НП”

Вагиф Мустафаев - президент телерадиокомпании “Space”, народный артист Азербайджанской Республики, лауреат Государственной премии Азербайджана, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Автор таких известных фильмов, как “Все к лучшему”, “Национальная бомба”, “Мерзавец”, “Вне”, “Украли жениха”. Награжден золотой медалью Национальной академии кинематографических искусств и наук России за вклад в киноискусство.
В 2006 году получил Гран-при за новый фильм “Проверка” на IX Евразийском форуме телевидения и радио - одном из самых значимых и крупномасштабных событий медийного пространства Евразии. Вагиф Мустафаев не впервые увозит с собой главный приз Евразийского телефорума. В 2001 году он также был удостоен Гран-при за картину “Про настоящую любовь”, а спустя год, в 2002 году, эту же награду он получил за известный фильм “История одной зависти”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение