|
Галина Галкина
В далеком 1988 году фильм “Мерзавец”, показанный на Всесоюзном кинофестивале в рамках внеконкурсного показа, в одночасье прославил своего создателя - режиссера Вагифа Мустафаева. Кинокритики и профессионалы в области кино и телевидения причисляют эту культовую ленту к числу лучших кинокартин мира. Режиссер получил за него большое количество разных призов, включая такие престижные награды, как золотая медаль имени Витторио де Сика, “Золотая трость Чаплина” и другие, а знаменитый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи причислил картину Мустафаева к 35 лучшим фильмам мира. Недавно в Москве на ХI Евразийском телефоруме Вагиф Мустафаев дал мастер-класс и показал свой короткометражный фильм “Все к лучшему”, который также успел стать культовым
...Трудно себе представить, что в стране, возбужденной войной, глубоко переживающей то, что произошло, можно с таким юмором подойти к самому страшному, что есть, - к войне, к гибели людей. Трагикомедию “Все к лучшему”, снятую в Азербайджане, показали еще и в Армении! В обеих странах показ имел успех. Люди смеялись, потому что автор ленты в трагическом увидел смешное. Вагиф Мустафаев обладает исключительным юмором, невероятной способностью к самоиронии. В его фильмах присутствуют юмор, сатира, сарказм...
- Вагиф, Ваш фильм производит невероятное впечатление! С первого кадра и до финального люди смеются, иногда рыдают от смеха... А в это время герои на экране участвуют в драматическом событии - доставляют тело погибшего в военном конфликте азербайджанца его близким. А потом оказывается, что тело принадлежит армянину!
- Я очень хотел сделать антивоенный фильм, поэтому снял ленту “Все к лучшему”. В ХХ веке, а тем более в ХI, воевать - ненормально! Я думал, как это сделать так, чтобы оказать на людей воздействие и они бы поняли, что воевать - это плохо. И решил, что надо сделать так, чтобы это было смешно.
Потом картина начала жить своей собственной жизнью. Она побывала в Оберхаузене и получила там сразу четыре приза, что было впервые в истории этого фестиваля, относящегося к классу “А”. Из четырех наград помню приз Большого жюри и приз Католических церквей... После этого картина была рекомендована Италией на Международный конгресс, посвященный развитию кино и телевидения мира, в штате Техас. Я долго потом выведывал у людей: кто послал мой фильм на этот конкурс? Потому что сам я этого не делал. Оказалось, что фильм выслали из Италии: это известный сценарист Тонино Гуэрра, который делал совместные фильмы с Федерико Феллини, по собственной инициативе отправил копию фильма “Все к лучшему” в США.
Однажды Кшиштоф Кислевский увидел мой фильм “Мерзавец” в Варшаве. Ему понравилось, и он порассуждал, что хорошо бы его показать в Италии... Беседа на эту тему не имела продолжения, мы с ним попрощались. И после этого меня пригласили на фестиваль “Неаполь - Сорренто” в 1989 году. Однако в тот период я не смог поехать, но картина “Мерзавец” была отправлена без моего участия. И только спустя 10 лет из Москвы мне привезли главный приз этого фестиваля - золотую медаль имени великого итальянского актера и кинорежиссера Витторио де Сика.
И еще один удивительный случай произошел... Замечательный режиссер Александр Зархи добрался из дома престарелых, где он жил, до почты - за восемь километров. Посмотрев мою картину, он дал телеграмму на киностудию “Азербайджанфильм”, в которой поздравлял киностудию моей страны с созданием произведения искусства, каковым посчитал мой фильм. Есть такие отзывчивые люди, я бы хотел быть таким...
- С чего началось проявление комического в Вашем творчестве?
- Я с детства люблю слушать больше, чем говорить. Но и тогда существовал дефицит таких людей. Всегда больше тех, кто любит говорить. Если бы все только говорили, то все происходило бы как в фильмах Киры Муратовой, где все одновременно говорят, но там нет слушающих людей... И, так как я любил слушать, мне постоянно все рассказывали разные интересные истории. А когда у меня не хватает идей, я вспоминаю одну из этих историй и начинаю снимать.
Я очень рад, что пошел по профилю комедии, счастлив, что учился у Эльдара Рязанова - замечательного мастера. Но в то же время есть минусы у этой профессии, потому что я разучился серьезно воспринимать те вещи, которые нормальные люди именно так и воспринимают - со всей серьезностью. Например, я не могу всерьез воспринимать спортивную ходьбу, поклон танцоров балета, особенно, когда после поклона они уходят обратно за кулисы... Не могу без смеха смотреть оперу - слушать могу, а смотреть - не получается... Не могу без смеха видеть лицо дирижера, его гримасы... Много чего я не воспринимаю, как положено нормальному человеку, из-за того, что занимаюсь этим “проклятым” профилем комедии. Но в то же время я счастлив, когда кто-то смеется над какими-то моментами моего фильма. Я снял фильмы с такими названиями, как “Мерзавец”, “История одной зависти”... Мои герои - гадкие люди... И думал, какие счастливые режиссеры, которые делают фильмы с названиями “Алые маки Иссык-Куля” или “Пурпурные розы Каира”... Но, к сожалению, это не мой удел.
- С первых кадров фильма “Все к лучшему” кажется, что это документальное кино...
- Стилистика документального кино в фильме “Все к лучшему” не случайна. Я решил снять черно-белое кино. Как иначе сделать фильм о войне? Черный гроб, люди в черном одеянии. Конечно, я учился, изучал теорию кино, но потом теория отошла куда-то... И теперь, когда я снимаю фильмы, то не вспоминаю теорию комедии. Самое главное то, как ты мыслишь. Я мыслю именно так, как снимаю кино. Просто иногда притворяюсь серьезным. Но на самом деле я такой, какими получаются мои фильмы. Я так и мыслю - трагикомично... Когда приходишь на свадьбы, торжества, то непременно видишь что-нибудь пронзительно трагическое. Когда приходишь на траурные мероприятия (дай бог всем здоровья!), то обязательно видишь что-то смешное... Ну как тут быть, когда тебе смешно?
Вагиф смеется... действительно, если смешно, то невозможно сдержать смех...
Фильм “Все будет хорошо” впервые показали в Баку. Вагиф Мустафаев во время премьеры постоянно бегал в будку звукорежиссера, чтобы тот поднял звук фильма, потому что смех в зале стоял такой, что не было слышно происходящего на экране.
- Меня поражало, что люди смеются над трагедией. Прав был Акутагава, когда сказал, что комедия - эта та же трагедия, только герои об этом не подозревают. Ну и пусть не подозревают.
- Вы - руководитель телекомпании “Space” на Азербайджанском телевидении. Ваше телевидение претерпевает какие-то изменения? Программы на русском языке не вытеснены совсем?
- Наша телекомпания вещает от Уральских гор до Владивостока, на евразийское пространство - до Северной Африки. Сейчас мы с госпожой Стоценко делаем передачу “Что? Где? Когда?” на русском языке. В неделю раз мы показываем классику советского кино на русском языке. А также фильмы на английском языке с азербайджанскими субтитрами. В государстве есть русские школы, факультеты в вузах, есть Славянский университет, русский драматический театр. Люди говорят и на азербайджанском, и на русском языке тоже.
- Вы - режиссер кино, телевидение все же иной жанр. Вам комфортно работать на телеканале?
- Телевизионная работа меня всегда раздражает, потому что вот эта текучка убивает: один бежит туда, другой сюда... Но сейчас я понимаю, что в этом вся жизнь - ежедневный адреналин!
- В Азербайджане, как в любой республике бывшего Союза, люди пережили смену эпох, смену ценностей. В Вашей стране произошли трагические события в 1990 году - вторжение войск, приведшее к гибели людей. “Все к лучшему” - Ваша позиция? Или же надо все же что-то делать, чтобы становилось лучше?
- Для того чтобы жить на этом белом свете, надо обязательно быть оптимистом. Надо делать то, что умеешь! Я умею снимать кино. Есть люди, которые занимаются не своим делом. И это утверждение, что все к лучшему, их не касается. Все к лучшему - это может случиться с тем человеком, который живет совестливо, честно. Такого человека любит Бог.
Олег Попцов, президент Евразийской академии телевидения и радио:
- Его судьбу не назовешь простой, но она была успешной. Вагифа Мустафаева любил и очень ценил Гейдар Алиев, лидер Азербайджана. Тем не менее творческая судьба режиссера была хождением по кругу, испытанием взаимоотношениями с очень трудным начальством, которое, прежде всего, ревновало Вагифа за его талант и, естественно, за доброе к нему отношение Гейдара Алиева. И эта особая ревность мешала Вагифу работать, исполнять обязанности заместителя министра культуры Азербайджана. В нем сочетался еще и творец. И, как ни странно, это тоже вызывало чувство громадной зависти. Как говорят в таких случаях: “Почему все аплодисменты - ему?” Вагиф Мустафаев - Мастер художественного кино. Причем самого трудного жанра - комедийного. Это тот жанр, который сегодня умирает. О чем мы очень сожалеем. Остались единицы комедиографов. И Вагиф - новая звезда на кинематографическом небосклоне.
Москва - Алматы
Досье “НП”
Вагиф Мустафаев - президент телерадиокомпании “Space”, народный артист Азербайджанской Республики, лауреат Государственной премии Азербайджана, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Автор таких известных фильмов, как “Все к лучшему”, “Национальная бомба”, “Мерзавец”, “Вне”, “Украли жениха”. Награжден золотой медалью Национальной академии кинематографических искусств и наук России за вклад в киноискусство.
В 2006 году получил Гран-при за новый фильм “Проверка” на IX Евразийском форуме телевидения и радио - одном из самых значимых и крупномасштабных событий медийного пространства Евразии. Вагиф Мустафаев не впервые увозит с собой главный приз Евразийского телефорума. В 2001 году он также был удостоен Гран-при за картину “Про настоящую любовь”, а спустя год, в 2002 году, эту же награду он получил за известный фильм “История одной зависти”. |