|
Галина Галкина
В 70-80-е годы в Алма-Ате на казахстанском телевидении существовал очень популярный и уникальный телевизионный молодежный клуб интернациональной дружбы “Журавлик”. Он объединял школьников разного возраста и национальностей. Уже никто из нас, бывших “журавликов”, не может вспомнить, сколько лет просуществовал клуб, но он воспитал целую генерацию интернационалистов - по ту и эту сторону телеэкрана. И для нас, уже зрелых людей, идеалы интернационализма и дружбы оставались главными в жизни все эти годы - после “Журавлика”.
С Яной Гульбас, президентом клуба “Журавлик”, мы встретились едва ли не двадцать лет спустя...
- До сих пор удивляюсь, как удалось Ольге Дмитриевне Сербенко, редактору молодежной редакции казахстанского телевидения тех лет, создать в то время такую структуру. Мало того, что это были дружественные связи с заграницей, переписка, поездки, мы ведь еще раз в неделю выходили в эфир! Причем эфир был прямой. Конечно, мы не могли там брякнуть какую-нибудь ерунду. Но могли и брякнуть, ведь это же была прямая трансляция. Сколько лет нам тогда было? Я пришла в “Журавлик” в 14 лет и оставалась в клубе до 23 лет. Преклонный возраст... На самом деле Ольга Дмитриевна создала такую империю, благодаря которой мы действительно открывали мир, а миру открывался Казахстан. Сейчас говорят “Путь в Европу”... А мы тогда всюду представляли Казахстан. В нашем клубе были казахи, русские, евреи, латыши, уйгуры. И Ольга Дмитриевна тонко все организовала, понимая, что многонациональный Казахстан - это большой интерес для всего мира.
Мы с Яной вспоминали наши поездки по всему Советскому Союзу, где нас ждали друзья, такие же интернационалисты. Самой незабываемой была поездка в Болгарию...
- Помнишь, Галка, сколько там кэгэбэшников сопровождало нашу группу?
- Видимо, я пребывала в счастливом неведении...
- Как президент “Журавлика”, я проходила отдельную инструкцию. Кэгэбэшников было трое, их называли какими-то консультантами от профсоюзов.
- Люди в черном... Мы ведь побывали в разных городах Союза, в Риге, Новгороде, Москве... Незабываемые впечатления... Делали потом телеперадачи о своих поездках.
- И никогда больше в жизни не было таких ощущений патриотизма. Этот период очень воспитал меня по жизни... Сейчас в Латвии спрашивают о моем происхождении. И я отвечаю, что моя мама - донская казачка, папа - латыш, я родилась в Риге, прожила много лет в Казахстане - с 12 лет, поэтому я чувствую себя казашкой. Последние пять лет живу в Латвии. Папа военный, поэтому мы перемещались по Союзу: Ташкент, Ашхабад, Алма-Ата... Именно этот город воспитал во мне интернационализм.
Сегодня, когда Яна Гульбас делает сообщения о проектах своей организации “Независимая ассоциация равных возможностей” перед министрами и заместителем генерального прокурора Латвии, ни у кого из них нет претензий, что ее доклады звучат на русском языке. Один такой доклад о правах женщин (сексуальные домогательства на работе) произвел впечатление на публику, которую заинтересовало, как Яна Гульбас сумела высмотреть проблему изнутри?
- И я пояснила министрам-латышам, что мне удается сочетать восточный менталитет и западную продвинутость. Потому что мы, казахстанцы (каковой и я была много лет), мудрее многих. Мои подруги в Риге спрашивают меня: “как ты разговариваешь со своим мужем, как будто даже заискиваешь?” Зато посмотрите: он ради меня многое сделает. И это не расчет, не выгода... Это то реальное, что в нас вложили казахские женщины, матери, жены. Это и уважительное отношение в Казахстане детей к родителям. Именно в Казахстане мы научились быть гостеприимными: поедешь в какой-нибудь колхоз, аул, тебя накормят, напоят, да еще барана последнего зарежут. Это очень важно. Потому что во многих других странах не достучаться до души человека.
- Яна, ты теперь живешь в Риге и видишь происходящее изнутри. Мы в Казахстане получаем информацию о событиях в Латвии по российским СМИ. Насколько она объективна?
- Когда я смотрю телевизор, то думаю: господи, нас в очередной раз поссорили! Начинают звонить друзья и спрашивают: “Как вы в этой Латвии живете, ведь к вам, русским, так ужасно относятся?” Мой сын Юра, знающий восемь языков, уже освоил и латышский тоже. Он спрашивает меня: “Мама, когда ты выучишь хорошо латышский язык?” Я ему отвечаю, что нет языковой среды: везде в Латвии говорят по-русски. А российские СМИ преподносят так: вот ты вышел, что-то по-русски сказал и тебе чуть ли не в морду дали... В Латвии только на русском языке выходит 18 газет, множество журналов. Мой супруг Валерий - советник президента РК по экономическим вопросам в Латвии. Он общается с министрами, политиками, экономистами, бизнесменами... Все говорят на русском языке. Когда собираются представители Латвии, Эстонии, Литвы, то на каком языке им говорить? На русском! Так исторически сложилось.
|
Как и 20 лет назад, Яна Гульбас сегодня занимается делами интернациональными, участвует в межгосударственных проектах |
- Как ты думаешь, тем, кто рос уже на иных идеалах, молодым, не заставшим эпоху социализма, внятно само содержание жизни в Советском Союзе?
- К сожалению, совершенно невнятно. Первоисточников, где можно прочитать об этом периоде, много. Но кому это хочется? В Интернете этого не найдешь. Там жизнь виртуальная. То, что ты сегодня нашел и прочитал, завтра выплюнул и пошел дальше. Я не испытываю всепоглощающей ностальгии по той поре. Если бы не наступили перемены в нашем обществе, я бы не смогла заниматься бизнесом, мой сын не учился бы в Великобритании и так далее. В этом смысле я не жалею о переменах. Но именно тогда, в советское время, был заложен мощный личностный стержень, который давал каждому человеку возможность задуматься, искать и находить авторитеты и идеалы. Вот сейчас нет никаких авторитетов и идеалов. Были ли авторитеты той поры столь уж идеальны? История все расставит на свои места.
Но полное отсутствие каких бы то ни было авторитетов приводит людей в такое состояние, когда совершаются поступки, которым находят оправдания - всему и вся. Количество убийств, коррупция, отмывание денег, беспредел - вот реалии сегодняшнего дня. Раньше было стыдно за что-то. Человек боялся за свою репутацию.
- Теперь, когда ты стала собственным корреспондентом КазТАГа в странах Балтии, мы будем получать объективную информацию о происходящих там событиях глазами бывшей казахстанки?
- Разумеется. Конечно, везде хватает отморозков, которые устраивают провокации, хотят поссорить людей. Мы с латышами общаемся, и они обижены, что их выставляют в дурном свете перед русскими. Уже выросло поколение семнадцатилетних, которое не говорит по-русски. Но в Латвии огромной популярностью пользуются курсы русского языка, куда молодежь записывается. Молодые понимают, что сильны связи с Россией, что русский язык расширяет их диапазон в поисках работы.
Мы с супругом, живя в Латвии, рассказываем о Казахстане как о незаурядной стране. Много интересного здесь происходит, о чем можно рассказать - и показать - в Латвии. Бурно развивается казахстанский кинематограф, великолепно работают казахстанские художники, фотографы. Валерий собирается в скором времени организовать в Риге выставку художников и фотографов Казахстана. Мы решили поддержать программу президента Казахстана “Путь в Европу”. В отличие от многих других республик Казахстан поступательно движется к евразийству. Человечность евразийского казахстанского дома очень привлекательна. И хочется помочь президенту республики проложить этот путь - не столько в строительстве портов, терминалов, самолетов и пароходов, сколько в культурной программе.
Человечность казахстанцев - очень притягательное явление. Нигде - ни в Москве, ни в Питере, ни в Европе - к тебе так не отнесутся, как здесь.
|
“Журавлики” советской поры… Многонациональное, интернациональное братство. Сегодня они - журналисты, искусствоведы, певцы, бизнесмены, спортсмены, милиционеры… И по-прежнему - интернационалисты. Вторая слева - Яна Гульбас |
Досье “НП”
Яна Гульбас - журналист, корреспондент КазТАГа в странах Балтии. Живет с семьей в Риге. В 70-е годы - президент телевизионного молодежного клуба интернациональной дружбы “Журавлик” на казахстанском телевидении. Была главным редактором журнала моды “Сымбат”. “Вице-мисс бизнес СССР” первого и единственного конкурса деловых женщин в 1990 году. Возглавляла компанию “Восточный стиль”, выпускала межгосударственную “Казахстанско-российскую газету”. Занималась бизнесом. В настоящее время - учредитель и член правления общественной организации “Независимая ассоциация равных возможностей” в Риге (вопросы репатриации, миграций, проблем семьи, прав граждан и так далее). Занимается также проектами в рамках программы президента Республики Казахстан “Путь в Европу”.
Клуб “Журавлик” был назван так в честь японской девочки, страдающей от лейкемии. Она должна была сделать тысячу бумажных журавликов, чтобы не умереть от болезни (так ей сказали). Во многих странах школьники стали мастерить журавликов и отправлять в Японию... Девочка не смогла справиться со смертельной болезнью. Но в мире стало больше сочувствия и любви. |