|
Айгуль Жилкишина В Генеральном плане развития южной столицы Республики Казахстан содержится очень благородная задача: сохранить и сформировать облик города Алматы как “города-сада”. В этом суть основной архитектурно-градостроительной идеи. Кроме того, документ гласит о необходимости обеспечить культурную преемственность градостроительных решений. Для этого при застройке стоит учитывать такие важные аспекты, как пространственное единство, эстетическая выразительность, а также гармония и средовое многообразие города. О том, что практикуется в реальной жизни Алматы, а не в проектах, мы поговорили с почетным архитектором РК Болатом Куспангалиевым
Продолжая тему об отношении к ценностям архитектурного искусства в нашем городе, нельзя обойти факт нелицеприятного отношения к нашей истории, к культурному наследию. К сожалению, в последние годы тенденция эта набирает обороты. И вопрос сохранения культурных традиций должен решаться на государственном уровне. Профессор Куспангалиев предлагает создать в нашем Министерстве культуры специальный комитет по охране памятников культуры: “В нем должны быть созданы несколько отделений - архитектуры, народного творчества, фольклора и другие, потому что все знания о прошлом наследии забываются. Нам стоит все это сохранять, иначе скоро совсем ничего не останется”. Архитектор Куспангалиев вспомнил, что раньше у нас существовало управление благоустройства, которым руководил главный художник города Алматы. “Сейчас такой должности нет”. Как известно, Габит Кадырбаев летом 2016 ушел с поста главного архитектора Алматы, написав заявление “по собственному желанию”. Место это до сих пор вакантно. “И дело даже не в том, есть у кого-то желание занять этот пост или нет, а в том, что он никому и не нужен”, - с горечью произносит Булат Урайханович. Перечисляя все утраченное, профессор вспоминает о существовании Союза архитекторов Казахстана: “Сейчас его нет. Один раз в месяц мы приглашаем в качестве спикеров архитекторов и проводим архисессии в Политехе. Но этого крайне мало. Я хочу, чтобы у нас появился дискуссионный клуб, какой у нас был при Союзе архитекторов Казахстана. В нем собирались архитекторы-профессионалы и обсуждали перспективы развития города Алма-Ата и Казахстана вообще. И когда появлялся какой-нибудь новый объект, его обсуждали сначала в Союзе архитекторов. Булат Урайханович констатирует, что сейчас, к сожалению, Градостроительный комитет города при акимате будет решать только то, что скажет руководство. “А раньше было общественное обсуждение профессионалов. Такую практику надо у нас возрождать. И это надо делать быстрей, пока не стало поздно. Ведь то, что сейчас творится в городе - это безобразие”. Академик Куспангалиев сожалеет, что в наши дни “мы получаем очень некачественную, недобротную архитектуру. Та архитектура, которая была во времена Динмухамеда Кунаева, была добротной, серьезной. В ней все было построено по законам красоты. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана полностью доверял архитекторам и прекрасно к ним относился, считает Булат Урайханович. Именно в его время построены такие архитектурные объекты, как баня “Арасан”, цирк, высокогорный каток “Медео”, Дворец бракосочетаний и, конечно, знаменитый Дворец Ленина, о котором мы уже писали. “Это был целый ряд знаковых серьезных объектов, которые вошли в историю архитектуры СССР. Они были признаны как серьезные памятники зодчества”, - с гордостью произносит лауреат премии “Алтын Адам”. Профессор Куспангалиев полагает, что если бы экономический кризис начался на 10 лет позже, то весь нынешний центр Алматы был бы давно снесен.
Правильная застройка Главным регулирующим органом у нас является Управление архитектуры и градостроительства города Алматы. К слову, именно этот орган размещает информацию о ветхих зданиях, которые подлежат сносу под строительство новых жилых домов. Видимо, проекты по переделке фасада зданий города также одобряются там. Булат Урайханович убежден: то, что сделали с Дворцом Республики - недопустимая вещь, этого нельзя было делать. “Пропорции, которые были там изначально заложены, сейчас нарушены. И в итоге получился газетный киоск, к сожалению”. Возьмем другой пример. Бизнес-центр “Нурлы Тау”, что на проспекте Аль-Фараби, прозвали также “Стеклянные горы”. Как пишут некоторые издания, “комплекс “Нурлы Тау” спроектирован по последнему слову в области инженерных технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к офисам класса “А”. Профессор Куспангалиев ничего против этого проекта не имеет, кроме одного “но”: “Несмотря на то, что мы находимся в условиях сейсмики, построили бизнес-центр “Нурлы Тау”. Дело в том, что в условиях высокой сейсмики проектировать и строить таким образом нельзя вообще. Но даже если решились на строительство, то хотя бы стоило использовать триплексы, высокопрочное стекло. Ведь в случае, когда начнется возмущение земной коры, обычное витринное стекло будет разлетаться во все стороны на полкилометра. Суть в том, что в случае землетрясения люди могут погибнуть из-за стекла, которое рассыплется мелкими фракциями, а не по причине разрушения здания. Да, триплекс в три раза дороже обычного стекла. А ситуация на рынке РК сейчас такова, что всякие недобросовестные поставщики завозят стекло и поднимают цены до заоблачных высот. Отсюда все эти проблемы. Если пригласить к нам на рынок одну японскую компанию, которая в состоянии поставлять высокопрочное стекло по разумным ценам, тогда цены на стекло существенно снизятся”. Наконец, профессор Куспангалиев высказал свое мнение об оформлении набережных рек Малая и Большая Алматинка, которые закрывают бетоном. Архитектор полагает, что это, во-первых, стоит огромных средств, а во-вторых, красивая водная инфраструктура должна войти в образ города натуральным путем: “Отдайте это дело архитекторам, и они все сделают как надо. Для этого нужно создать выступы, заезды, маленькие интимные уголочки по руслу реки. Все можно обыграть красиво и естественно”. Кому отдать благоустройство рек Алматы для того, чтобы воде текла естественным путем и подольше задерживалась в пространстве нашего обитания - это решают управленцы и отцы города.
Ручей в городе Булат Урайханович привел в пример город Сеул, где протекает несколько больших рек. На одной из них, Ханган, построено около 50 мостов. В то же время украшением центра мегаполиса стали не крупные водоемы, “зашитые” в бетон, а маленькая речка. Ее называют ручей Чхонгечхон. В пятидесятые годы район вокруг ручья был сильно разрушен. Вдоль его берегов было много лачуг, жители которых сливали в Чхонгечхон нечистоты. В 60-х годах власти Сеула снесли трущобы, жителей переселили, а ручей заключили в подземную трубу. И на месте ручья в 1970 году появилась скоростная двухъярусная автомагистраль. После тридцати лет обстановка в стране изменилась - средств у государства стало больше. Тогда и вспомнили о “погребенном” старом ручье Чхонгечхон. Разработали план, согласно которому полностью снесли автомагистраль. Далее строители вскрыли, оборудовали и украсили русло ручья, наполнили его чистой водой. Всего за два года и 300 миллионов долларов. С 2005 года в самом центре города появился вытянутый в одну линию ландшафтный парк вдоль ручья Чхонгечхон. Он стал излюбленным метом отдыха горожан и многочисленных туристов. Там можно присесть на камни и опустить ноги в чистую воду или полюбоваться множеством разнообразных фонтанов. Ручей довольно длинный - около 10 километров. По его руслу построили 22 моста, но во многих местах речку можно перейти также по специально выложенным камням. Вода в ручье Чхонгечхон достаточно чистая - в нем плавают рыбки, а родители позволяют плескаться там даже детям.
Академик Куспангалиев предлагает создать в Алматы общество любителей этого города. В него должны войти очень авторитетные старожилы города. Булат Урайханович болеет сердцем за родную Алма-Ату: “Меня, например, возмущает отношение к этому городу вновь получивших гражданство алматинцев, которые приехали сюда и обосновались здесь. Они равнодушны к красоте нашего города. Те, кто здесь родился, никогда не позволят себе бросить бутылку на улице. Или плюнуть на тротуар, бросить окурок. У них есть чувство стыда, воспитание. Но главное - они любят этот город. А приезжие позволяют себе делать в Алматы то, чего не позволили бы себе делать дома - плевать, бросать окурки. Они не любят этот город, они приехали завоевывать его. В людях сейчас нужно воспитывать чувство внутренней культуры. И делать это стоит только с любовью”.
|