Галя Галкина В алматинской галерее “Улар” работает выставка “Соцплакат СССР”. Свою коллекцию для экспозиции предоставил фотограф Борис Бруль. Алматинцам представилась редчайшая возможность увидеть ретроспективу советского плакатного искусства: от “Окон РОСТА” до плакатов перестройки. Среди экспонатов - знаменитые сатирические “Окна РОСТА”, карикатурные “Кукрыниксы”, работы всемирно известных авторов - Д. Моора, В. Н. Дени, М. Черемных
Также в наличие имеются лучшие работы Е. Фридлина, С. Тайнова, Ш. Гулиева, О. Шаньгиной, М. Ведерникова, В. Кузнецова, Ж. Наурузовой, В. Корчагина, А. Дячкина и многих других. История социальной рекламы официально начинается с начала XX века. В 1906 году общественная организация “Американская гражданская ассоциация” создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Особое, а подчас решающее, значение социальной рекламы возрастает в кризисных ситуациях, в периоды войн. Во время Первой мировой войны, в 1917 году, в Америке очень популярным стал рекрутинговый плакат Дж. М. Флегга “Ты нужен американской армии”, на котором дядя Сэм призывал новобранцев идти в армию. Сама идея и композиция его очень напоминает распространенный в Англии призыв “Твоя страна нуждается в тебе” и знаменитый в 20-е годы в СССР плакат Д. Мора “Ты записался добровольцем?”. Считается, что советский вариант был достаточно точным заимствованием идеи западных образцов. Все эти примеры могли бы быть историей только одного вида рекламы - политической, если бы они не являлись частью социальных рекламных кампаний, проводимых государственными либо общественными советами в военное время. В развитых странах существует множество государственных и негосударственных программ, задействовавших социальную рекламу. Но в СССР этот процесс шел по своему, индивидуальному пути. Советский плакат появился в 1919 году и сразу стал главным СМИ страны - его понимали все, включая неграмотных. Плакат формировал общественное мнение, воспитывал и разъяснял. Советское плакатное искусство поддерживалось и контролировалось государством и достигло невероятных пропагандистских высот, что оказало влияние на развитие мирового плаката.
Борис Бруль, фотограф и арт-директор агентства “Рекламатрест”, выставил и собственные работы, которые украсили коллекцию “Соцплакат СССР”, они выполнены в едином стиле с шедеврами советского плаката, но намного более миролюбивы и юмористичны. Те, кто родом из СССР, помнят эти плакаты, взывающие к ответственности, зовущие вступать в ряды ВЛКСМ или Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны они поднимали батальоны советских воинов в атаку, вызывали дух героизма. Во времена освоения целины плакаты - как знамена, объединяли десятки тысяч энтузиастов, которые резко изменили свою судьбу и отправились осваивать целинное нечерноземье! В советское время социальные плакаты взывали к совести строителей коммунизма, говорили - нет, кричали! - о качестве работы, об ударных сроках сдачи объектов, о высоких личных качествах, боролись с пороками: “Пьянство - враг боеготовности!”. Даже октябрята и пионеры познали на себе силу воздействия рекламных плакатов. Дети массово становились членами детских и молодежных организаций: “Мы - юные ленинцы!” Массово шли по призывам плакатов-агитаторов в спорт: “Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником обязан!” “Спорт и закаливание - в любом возрасте!” Плакаты были так милы глазу советского человека, что подчас их вывешивали дома в собственных квартирах, черпая в них вдохновение! Помню такой лист на шкафу у мамы с девушкой-метательницей копья и словами: “ГТО - молодежь на стадионы!” Может, воздействие этого призыва было столь велико, что я записалась в секцию легкой атлетики, особенно мне нравился бег с препятствиями... Может быть, сегодня недооценена роль социальной рекламы, в частности, в формировании личных качеств граждан, в воспитании патриотизма? Если плакаты добрые и позитивные, как у Бориса Бруля, то их нужно тиражировать! |