|
Галя Галкина
Он, сколько помнит себя, рисует, пишет именно пейзажи... Босоногий талгарский мальчишка был вдохновлен неповторимыми видами из окна дома, школы... И стоило выйти за порог, открывался прекрасный мир природы. На уроках он рисовал в тетрадках то, что видел во время прогулок, - излучину реки, горы, кустарники, холмы, деревья... Видел, как художники делают наброски с натуры: “На чистом листе рождается волшебство!” Никогда не возникало вопроса, кем стать. Александр Ермоленко с самого детства хотел рисовать, мечтал учиться этому искусству... И никогда он не задумывался, прокормит ли его ремесло художника. Уже гораздо позже начал вникать в эти вопросы бытия. В “лихие девяностые” картины покупали только иностранцы. Вот и сейчас мы живем в кризисное время - и художники испытали на себе всю неласковость экономических проблем. И все же трудности - не повод прекратить заниматься творчеством. Пейзажист Александр Ермоленко посвятил свою персональную выставку “Наедине с природой” празднованию 1000-летия Алматы. В экспозиции, размещенной в художественной галерее “Бакшасарай”, представлено 90 работ, в основном пейзажи. Этому излюбленному жанру художник верен более 40 лет. Значительная часть выставки посвящена городскому пейзажу - “Арка на Гоголя”, “Старая улочка в Верном”. В этих полотнах так узнаваема Алма-Ата, наш милый город. В тенистых старых улочках, солнечных сквериках, кирпичных домиках, уютных двориках, кажется, затаилась душа любимого города
- Вы помните эти тяжелые времена - трудные девяностые годы? Наши люди могли только на кусок хлеба заработать. К нам приезжали туристы, открывали для себя нашу страну, увозили живопись и все то, что привлекало в экзотической стране. А мы им продавали свои работы. Супруга в девяностые годы торговала моими работами на Арбате. Да и сейчас, в связи с кризисом, отдача от тех же выставок очень слабая. Ведь выставка - затратное мероприятие. Хотелось бы оправдать хотя бы часть затрат, но это не получается. Поэтому выставки происходят не столь часто. Как там говорят: “По одежке протягивай ножки”... Он предпочитает натурную живопись. - Здесь половина работ написана с натуры, особенно малоформатные картины. “Натура” всегда возвращает свежесть впечатлений. Работы, выполненные на природе, имеют запах: и речка шумит, и воздух движется. Невероятным обаянием обладает одна из центральных работ Александра Степановича - в ней теплый снег, мягкая тропинка, ведущая к дому, над крышей которого уютно курится дымок из трубы. Привлеченная запахом печного аромата, рыжая лисица замерла поодаль... Автор разместил эту работу на сайте, и кто-то откликнулся: “Истинно русский пейзаж!”, хотя он сделан по казахстанским впечатлениям. Зрительница обратилась к художнику: “Покажите, где находится это чудесное место?”. - Но этого места нет, это собирательный образ. Картина передает типичные черты нашей природы... “Скалы Женешке”, “Обрывы на реке Иссык”, “Мостик”, “Весна в деревне”, “Зимка”, “Начало апреля”, “Исполины пустыни”... Узнаваемые лики нашей любимой родины в работах художника.
Юрий Плотников, художник: - Александр Ермоленко природу почувствовал босой пяткой у себя в Талгаре, и, конечно же, не понаслышке ему знакомы названия деревьев, всех зверюшек, птичек, он знает их в лицо... И потому его работы такие искренние, в них красота и доброта... Ирина Юферова, искусствовед: - В этом художнике мне нравятся его преданность искусству, его трудолюбие. Он много, серьезно, устойчиво отдается своему делу. Это не может не вызывать уважения. Мэйнстрим Александра Ермоленко - пейзажи и натюрморты, в которых преобладает оптимистическое, чуть приподнятое мироощущение, которое заставляет и нас светлеть, добрее смотреть на окружающий мир. При этом он не останавливается на своих наработках, постоянно пытается найти новые способы взаимодействия с миром. На этой выставке наметились новые тенденции в серии, выполненной углем. Это многофигурная сцена с человеком, пребывающем в бытовом, социальном, интеллектуальном состоянии... Уголь - непарадный, невидный, скорее, подсобный материал, в интерпретации Ермоленко становится картинным образом. Александр Степанович своей преданностью делу, своим упорством доказал, на что он способен. Центральная картина из триптиха, выполненного углем, называется “Мукагали из Карасаза”: - Я там не раз бывал: самое обыкновенное село стоит в живописнейшем уголке по дороге на Нарынкол, где чудесные места. Там я и увидел этого мальчонку, который стоял у своего дома с собакой. И подумал, что вот из такого мальчишки и родился когда-то великий поэт Мукагали Макатаев. Это не именно он, но, скорее всего, паренек - далекий потомок Макатаева, может быть, внук или правнук... И рядом работы, связанные с детством, моим собственным в том числе, в них отражена теплота бабушкиных, материнских рук. Мы все, у кого живы родители, это ощущаем до сих пор.
Справка “НП” Александр Степанович Ермоленко родился в Алма-Ате в 1954 году. Окончил художественно-графический факультет Казахского национального педагогического университета имени Абая в 1976 году. После окончания университета преподавал в Семипалатинском педагогическом институте имени Крупской. Профессор живописи педагогического института “Ханьшань” КНР, член Союза художников РК, участник международных, республиканских, городских выставок. Картины Александра Ермоленко сегодня находятся в 20 странах мира. Делал свои выставки в Китае, России, Германии... Он много путешествует и всюду, во всех уголках мира, стремится запечатлеть новые пейзажи, городские впечатления в своих работах. Несколько лет художник прожил в Китае, где не только учился живописи, но и преподавал в педагогическом институте “Ханьшань”. Пребывание в Поднебесной оказало большое влияние на его творчество: “Я многому научился у художников Китая - уметь видеть большое в малом и малое - в большом”. Супруга работает в галерее, старший сын - звукооператор кино, средний - художник, младшая дочь - графический дизайнер. |