|
Галя Галкина Казахстанцы получили великолепный подарок в канун Нового года - симфоническую сюиту “Казак ели” композитора Сайраша, премьера которой состоялась 12 декабря в большом зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Генеральным спонсором проекта выступил банк Qazaq capital
Уникальность музыкальной трилогии “Казак ели”, посвященной 550-летию Казахского ханства, не только в том, что она была создана задолго до самой идеи праздновать эту большую дату, которую весьма широко отмечают в Казахстане в этом году. Самодеятельный композитор Сайраш сумел создать массивное музыкальное полотно, оно отражает историю казахского народа на протяжении веков. По мнению специалистов, симфоническая сюита содержательна и оригинальна, не случайно проект поддержали Марат Бисенгалиев и музыкальный продюсер Александр Шевченко. Сюита “Казак ели” - это яркий сплав народного фольклора с современными методами подачи музыкального материала в симфоническом звучании. По впечатлению слушателей, зрителей, произведение глубокое, драматичное и полное оптимизма в финальной части. Идея трилогии - попытка осмысления прошлого и настоящего казахского народа средствами музыки. Первая часть охватывает события древней и средневековой истории от гунно-сакского периода до времени правления хана Кенесары. Помимо этих двух периодов внимание уделено Великому Тюркскому каганату, новым племенам Чингисхана, Великому Шелковому пути, Алтын Орде, ханствам Джанибека и Керея, Великой степи, трем жузам, Аныракайской битве. Вторая часть посвящена периоду вхождения в Российскую империю и в СССР. Третья часть - периоду независимости Казахстана. Грандиозное музыкальное шоу со зрелищным видеорядом и великолепным музыкальным воплощением сюжета развернулось на сцене. За событиями можно было следить по обозначенным в программке частям-главам - “Обретение Родины. Саки, гунны, кыпчаки, огузы”, “Великий Тюркский каганат”, “Новые племена Чингисхана”, “Великий Шелковый путь”, “Алтын Орда”... Драматичные главы, о которых уже хорошо знают современники, - “Алаш Орда”, “Наубет - катастрофа казахов”, “За нами Москва”, “Депортация. Пункт назначения - Казахстан”... Совсем близкие события - “Полигон”, “Арал”, “Целина”, “Декабрь 1986 года”. И наши дни - “Астана”, “Алматы”, “Возрождение Шелкового пути”, “Казахстан - наш общий дом”, “Менгiлiк ел” - наиболее жизнеутверждающие части симфонической сюиты. В концерте приняли участие Симфонический оркестр Алматы под управлением Марата Бисенгалиева, вокальная группа “Казына” под управлением Галымжана Берекешева, дирижер - Марат Бисенгалиев. Еще до премьеры симфонической сюиты ее части звучали неоднократно в эфире телеканалов. Как считает продюсер проекта, музыка будет активно использоваться в документальных фильмах - настолько она достоверна, исторична. Авторы грандиозного проекта уверены, что трилогия “Казак ели” будет использоваться как музыкальная визитная карточка Казахстана на ЭКСПО.
Композитор Сайраш был известен в музыкальных кругах до премьеры “Казак ели”, но с появлением симфонической сюиты наступил его звездный час. Сайраш был вполне “серьезным” человеком, занимался наукой. Защитил диссертацию по физике плазмы. Ушел в бизнес, когда это стало насущно необходимо. Но в какой-то момент все отступило на второй план, главной стала музыка, которая сначала приходила в снах. Он стал записывать ее по утрам, воплощая то, что привиделось, пригрезилось ночью. Так рождался композитор. И теперь Сайраш уделяет музыке несколько часов в день - сочиняет новые произведения, получает удовольствие от этого занятия. Сайраш считает, что творчество сильнее любого наркотика. - Как возникла идея создания подобного грандиозного музыкального полотна? Это был ваш собственный замысел? Или, может быть, государственный заказ? - Это была моя собственная идея. Конечно, никакого госзаказа я не получал. Более того, идея возникла задолго до того, как возник термин “Казак ели” и начал широко применяться. А также задолго до того, как было принято отмечать эту дату - 550-летие Казахского ханства. Поэтому со спокойной совестью использую определение “Казак ели”. Я всегда интересовался историей своего народа. А в музыке у меня появилась возможность широко охватить всю историю нашего народа и представить ее так, как я вижу. У меня есть европейская, эстрадная, этническая, электронная музыка. Имеются классические, обработанные вещи. Вышло почти сорок альбомов. - Какие материалы вы изучали перед написанием произведения “Казак ели”? - Использовал то, что давно уже вызрело в моей голове. Специально не изучал какую-то литературу. Рождался проект “Казак ели”, по признанию продюсера Александра Шевченко, удивительно легко. Коллектив работал с азартом, драйвом. За время создания трилогии у Сайраша появились на свет двое детей, у Александра Шевченко - один ребенок. В этом авторы тоже видели особый знак. Марат Бисенгалиев настолько увлекся симфонической сюитой, что смог записать первый диск из трех за границей, будут также записаны второй и третий диски. Зрители с восторгом приняли великолепное музыкальное шоу, которое не только дало возможность вспомнить самые драматичные странички истории в музыкальном выражении, но и воодушевило, окрылило ощущением торжества жизни! Справка “НП” Имя композитора Сайраш появилось в музыкальном мире Казахстана всего три года назад и быстро завоевало признание. Сайраш - его детское прозвище и псевдоним профессионального физика и бизнесмена. Родился Сайраш в 1954 году в поселке Новотроицкое, неподалеку от ж/д станции Чу Джамбульской области. Отец Рахметулла прошел тяжелую школу войны, был ранен и демобилизован в чине капитана. Возвратившись в родные края, стал сельским учителем и, будучи поэтически одаренным человеком, слыл мастером дружеских эпиграмм. Мать - Умутжан - хранительница очага, воспитывала семерых детей, Сайраш был четвертым. В творческом багаже Сайраша 40 альбомов! Ранее композитор создал сюиту на историческую тему “Под небом Евразии”. Произведение явилось результатом плодотворного сотрудничества талантливого мелодиста Сайраша и известного аранжировщика и композитора В. Михаэлиса. В багаже у каждого из них множество собственных реализованных музыкальных проектов. Накопленный опыт позволил Сайрашу четко, жанрово, определенно изложить свои музыкальные идеи в серии лаконичных тем-образов, а В. Михаэлису уловить заложенный в темах замысел и развить, а порой и разработать изначальный мелодический материал в достаточно масштабные художественно цельные композиции. |