|
Галя Галкина Роберт Урынбаевич Бердыгужин - один из тех, кто создавал историю казахстанской нефти. Прошел путь от самой первой низовой ступени - рабочей специальности коллектора - до генерального директора крупнейших геологических объединений. Ярчайший представитель династии нефтяников, основы которой заложил его отец Урынбай Адаевич Бердыгужин - заслуженный нефтяник Казахской ССР, отличник нефтяной промышленности СССР, участник Великой Отечественной войны. Мог ли иначе распорядиться своей судьбой сын легендарного нефтяника? Сегодня известнейшему в Казахстане нефтянику, горному инженеру-геологу Роберту Урынбаевичу Бердыгужину 75 лет. Большой юбилей - повод вспомнить моменты биографии. Ведь любой генерал начинается с рядового. Когда-то Роберт Бердыгужин был самым обычным студентом знаменитой “Губки”, или “Керосинки”, как называли ее студенты
|
Роберт Бердыгужин окончил школу в Кульсарах в 1957 году, в 59-м решил поступать по “хрущевскому призыву” в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина, ту самую “Губку”, взрастившую плеяду нефтедобытчиков, на геологический факультет. Неповторимая пора конца пятидесятых... Хрущевская “оттепель” воодушевляла и окрыляла советских граждан. Именно тогда формировалась генерация патриотов-романтиков. Юные абитуриенты, “физики” и “лирики”, осаждали приемные комиссии вузов. В их числе отправился в Москву и Роберт Бердыгужин, чтобы сдать вступительные экзамены. Приехал без сопровождения родителей. Казахский паренек оказался в огромном городе, столице Советского Союза. Тогда еще не слышали ни о каком тестировании. Экзамены сдавали по билетам. Нужно было иметь знания или везение получить “счастливый билет”, чтобы стать студентом. Собираясь поступать в институт имени Губкина, Роберт Бердыгужин толком и не представлял, на какой именно факультет сдавать документы. На разные факультеты конкурс был достаточно высоким - 10, 12 человек на место. Самый маленький конкурс оказался на геологическом факультете - восемь человек на место. Туда и решил сдать документы Роберт. Он рассуждал практически: не придется слишком затрачивать силы. К тому же помнил шутку отца о геологах. Урынбай Адаевич говорил: “Геолог - хорошая профессия, он ничего не делает, а деньги получает, ни за что не отвечает!”. Юный Роберт понимал, что это была шутливая характеристика профессии. Но любая оценка будущей специальности имела значение для него, парня, выбирающего свой путь: “Вот так я и решил, что пойду в геологию. Именно так и стал геологом. Такая судьба...”. При поступлении в институт Роберт Бердыгужин хорошо сдал математику. Как он вспоминает, мог бы получить пятерку, но в письменной работе допустил одну ошибку. - Преподаватель, пожилая дама, в момент приема экзаменов пила чай. Она обратилась ко мне: “Ну-ка, принеси мне твою письменную работу!”. Посмотрела ее, все решено было правильно, только в самом конце я допустил ошибку. Тот, кто проверял работу, внес исправления карандашом. В экзаменационной работе стояла оценка красными чернилами - четверка. Экзаменатор увидела оценку и будто обрадовалась, за общий экзамен она поставила мне четверку. По признанию Роберта Урынбаевича, во время написания работы пришлось понервничать. В аудитории сидели демобилизованные ребята, они уже забыли математику, смотрели озадаченно на вопросы. Просили шепотом помочь. Роберт не мог не помочь им. Он-то все уже решил! Вот и отправил им “чистовик”, чтобы успели списать. Не подумал, надо было “черновик” отдать! Подошла очередь Бердыгужина сдавать экзамен, а на руках у него нет собственной работы! И забрать нет возможности: преподаватель стоит среди столов в аудитории и не уходит, наблюдает за абитуриентами. - Я волнуюсь, не знаю, что делать! Стал показывать ребятам знаками, чтобы вернули работу или положили ее на край стола. Они, к счастью, поняли меня, сделали, как я просил, отнесли работу, положили на стол вместе со своими листами. А дальше было, как в кино. Роберт Урынбаевич до сих пор переживает волнение, вспоминая, как ему пришлось понервничать. Он подошел к столу, чтобы сдавать экзамен. Взял с собой свой “черновик”, но его же нужно было обменять на “чистовик”! - У стола я как бы случайно задел бумаги, они упали на пол. Собрал их, взял свой “чистовик”, а “черновик” оставил. И спокойно начал отвечать на вопросы. Так и вышел из ситуации. Приемные экзамены - это не только проверка знаний, но и испытание на выдержку и сообразительность. И будущие геологи прошли этот марафон! - Мальчишки наши тоже пошли на хитрость. Они увидели, что к солдатам, демобилизованным из Советской Армии, у преподавателей снисходительное отношение, вот и придумали фокус с переодеванием. Солдат сдаст экзамен, кто-нибудь просит у него военную форму, переодевается и идет в аудиторию экзаменоваться в образе “демобилизованного”. Преподаватели с жалостью относились к солдатам. Ставили положительную оценку. Все мы, молодые ребята, были шустрыми, находчивыми! Но и преподаватели шли на хитрость, чтобы помочь абитуриентам. Отношение к молодым людям - представителям разных республик, желающим получать знания, - было благожелательным. Казахстанец абитуриент Каирман решил уйти с экзамена по литературе, так как не мог ничего написать по предложенным темам. Преподаватель, увидев, что юноша собрался уходить с экзамена, спросила, почему он покидает аудиторию. Тот в великом смущении объяснил, что не знает темы. Тогда она достала корзину, в которой лежала целая кипа готовых сочинений. Подала Каирману и сказала: “Выбирай!”. Он выбрал нужное сочинение, таким образом, этот экзамен с помощью мудрого педагога-экзаменатора был зачтен будущему геологу. Роберт Бердыгужин добросовестно писал свое сочинение сначала на “черновик”, потому что так было принято, а потом следовало без помарок переписать на “чистовик”: - В актовом зале находилось больше сотни абитуриентов. Все запаслись шпаргалками. Я написал свое сочинение, потом переписал на “чистовик”. А преподаватель, не читая, поставила тройку. Она всем нам, азиатам, ставила тройки. Кажется, Роберту Урынбаевичу до сих пор немного обидно за эту несправедливую тройку. Видимо, опыт подсказывал педагогу, что абитуриенты-азиаты недостаточно хорошо знали русский язык. И он пришел к такой форме оценки - всем выходцам из азиатских республик ставил тройки. Это все-таки не двойка, соискатель все же получал шанс на зачисление. - Конечно, многим из нас помогло то обстоятельство, что в 1959 году вышел указ Хрущева о внеконкурсном зачислении абитуриентов, пришедших поступать после работы, службы в армии. Но я бы поступил и не имея этих льгот, так как все экзамены сдал хорошо! В нашей группе только четверо ребят были из школы. Остальные пришли со стажем работы на производстве или после армии. Много студентов-производственников было из Татарстана, Башкирии, а также ребят из Краснодара, Волгограда... Абитуриенты-москвичи пришли поступать после школы. Я дружил с ребятами-волгоградцами, мы с ними жили в одной комнате. Давно все это было, но вот вспоминаю события тех далеких лет, и они кажутся близкими... |