ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тамара Муканова: “Смысл жизни в одержимом и честном служении искусству” Люди

Киновед Надежда Беркова беседует с режиссером анимационного кино, членом Союза кинематографистов Республики Казахстан Тамарой Николаевной Мукановой. Это интервью посвящается Году Ассамблеи народа Казахстана

- Я знаю, что вы родом с Алтая, представитель немногочисленной народности алтайцев. Как вы оказались в Казахстане?
- В 1975 году по семейным обстоятельствам я переехала из Горно-Алтайска в Алма-Ату. В то время “Казахфильм” выпускал анимационные фильмы, мне удалось устроиться туда на работу в качестве кукловода-мультипликатора. Мультипликационным цехом руководил его основатель, выпускник ВГИКа Амен Абжанович Хайдаров.
 - Что стало толчком к выбору профессии мультипликатора? По-видимому, это чье-то влияние, чей-то пример... Каким образом вы, имея театральное образование (вначале - Московский государственный институт культуры, год окончания 1967, затем Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, 1972-й), все же пришли в анимацию?
- С самого раннего детства мне нравились мультфильмы. В возрасте четырех-пяти лет я смотрела фильм “Диснея” “Бэмби”. Позже на детское сознание лавиной обрушилась потрясающе привлекательная анимация “Союзмультфильма”. Но поскольку я не рисую, то только в мечтах могла грезить о профессии мультипликатора. Открытие кукольной анимации в “Казахфильме” позволило сделать шаг навстречу своей мечте.

 

 

- Затем произошло поворотное событие - вы стали Мукановой. А этот союз с представителем похожей и другой культуры обогатил ваши представления о культуре? Флобер Муканов был и художником-аниматором (первого призыва, я не ошибаюсь?), и театральным художником.
- Спасибо вам, Надежда Николаевна, за этот вопрос. Он корневой, если можно так выразиться. Наш союз с художником-сценографом Флобером Мукановым, моим покойным мужем, был окрашен общим чувством одержимого и честного служения искусству. Так получилось, что мы поменялись местами: Флобер из анимации пришел в театр, а я - наоборот. Но как бы там ни было, именно всемерная поддержка и внимание со стороны дорогого супруга позволили мне заняться любимым делом. И Флобер тоже любил говорить про себя - “старая рабочая театральная лошадь”. Конечно же, оказавшись в Казахстане, я много нового почерпнула для себя, мои представления о мире расширились, обогатились новыми впечатлениями, сделались объемными, и я рада этому.
- Тамара Николаевна, вы заслуженный деятель Республики Алтай. По-видимому, первая из алтайских женщин, кто стал заниматься анимацией. Как проходил ваш дебют? Кто оказал вам поддержку?
- Вспоминая свой дебют, хочу сказать доброе слово в адрес его художественного руководителя Амена Абжановича Хайдарова.
Дело в том, что в советское время дебютанты, не имевшие кинообразования, обязаны были свои первые два фильма запускать в производство под руководством опытного художественного руководителя. Моим “крестным” стал Амен Абжанович, основатель казахской анимации, автор первого казахского анимационного фильма “Почему у ласточки хвост рожками?” и множества других замечательных картин.
С большим тактом провел он со мной эту непростую роль - не давил авторитетом, верил и доверял. Неоценимую помощь я получила в период подготовки раскадровки. Практический опыт, коим я располагала к тому времени, был явно недостаточен. А дебют - это судьба, и она ко мне благоволила. Дебютная картина “Шелковая кисточка” с легкой руки Амена Хайдарова открыла мне дорогу в мир анимации.
Мне действительно повезло. К первой моей картине приложили усилия такие корифеи музыкального мира, как композитор Нургиса Тлендиев и певица Зейнеп Койшибаева. Озвучили фильм на казахском и русском языках старейшая актриса алма-атинского ТЮЗа Амина Умурзакова и моя землячка Клара Ушакова-Ченчаева. Звук записывал молодой звукорежиссер Кадыр Кусаев. Потом мы с большим удовольствием работали с ним на картине “Дастархан”. Монтажером на фильме была опытнейший специалист в этом деле Римма Белякова.
Казахский вариант текста к фильму написал поэт, журналист и критик Аян Нысаналин. Многолетняя дружба еще со времен учебы в Литературном институте в Москве связывала его с моим соотечественником, поэтом и культурологом Бронтоем Бедюровым. Должна отметить, что внимание, притяжение казахской интеллигенции к алтаистике имело весомое основание - в памяти своей, в глубине души на генетическом уровне народ сохранил сокровенное знание об Алтае как прародине, колыбели, истоке всего тюркского мира.
- Ваше становление как режиссера мультипликационного кино происходило в период расцвета, когда в Москве работали выдающиеся мультипликаторы Федор Хитрук и Юрий Норштейн. Были ли у вас творческие контакты казахских мастеров с мастерами легендарно известного “Союзмультфильма”?
- Да, моя работа на “Казахфильме” совпала со временем, когда на “Союзмультфильме” трудилась целая плеяда режиссеров новой школы: Федор Хитрук, Николай Серебряков, Анатолий Петров, Андрей Хржановский, Роман Качанов, Ида Гаранина, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Эдуард Назаров и другие. Их анимационные фильмы для широкого круга кинозрителей стали незабываемым событием, радостью, праздником! При очевидной разности творческих почерков их объединяло одно “не общее выражение” - образная подача глубоких мыслей с общепринятой негласной установкой: минимум слов, реплик при максимальном сопряжении выразительных средств.
Энергия союзмультфильмовских лент, их обаяние не могли не коснуться наших мультипликаторов. К концу 80-х годов случился новый всплеск в развитии казахской анимации, достаточно назвать имена Жакена Даненова, Гани Кистауова, Гульмиры Садыковой, Абая Токшабаева и других. К сожалению, в тяжелые 90-е годы работа анимационного цеха была законсервирована. И тем не менее благодаря созидательной воле Хайдарова и его сподвижников Гимурата Бекишева и Ерсаина Абдрахманова и это время принесло свои плоды: их усилиями и хлопотами в стенах Академии искусств имени Т. Жургенова начали готовить новые кадры режиссеров-мультипликаторов. Возобновилась работа анимационного цеха при “Казахфильме”, и, хочется верить, что молодые специалисты сумеют вывести казахскую анимацию на новый уровень.
- Вы ведь преподавали в Казахской национальной академии искусств, выпустили курс мультипликаторов. Что дали вам эти годы общения с молодежью?
- Волей-неволей надо было привести в некую систему теснящиеся в голове знания. Я ведь практик: или снимала свои фильмы, или работала в качестве мультипликатора на картинах других режиссеров. Однако получилось так, что неожиданно для себя взялась за написание учебного пособия о необходимости изучения аниматорами богатого наследия русской театральной школы и, в первую очередь, системы К.С. Станиславского. В результате, сев за написание книги, на склоне лет открыла в себе новый резерв, ресурс педагога и методиста. Не скрою, подобные обстоятельства воодушевляют, ведь буквально годом раньше, до начала преподавательской деятельности, идея написания пособия выглядела бы маниловщиной.
- Тамара Николаевна, я знаю, что этот год для вас юбилейный. Очевидно, что вам есть чем отчитаться перед самой собой, близкими, коллегами. Поздравляю вас с днем рождения. Желаю продолжать расти, не прекращать поиски, так необходимые как для собственного духовного роста, так и для взаимоотношений с внучками, друзьями, молодежью. Всего вам доброго!

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение