|
Заявляют организаторы самого представительного фестиваля анимационного кино в Анси (Франция) О форуме в Анси рассказывает киновед Надежда Беркова
|
- Как вы попали на фестиваль анимационного кино в Анси? - В нашем глобальном мире это несложно. Как киновед, профессионал, автор текстов об отечественной мультипликации я получила аккредитацию для участия в фестивале. - Расскажите немного об этом интернациональном форуме. - Фестиваль впервые был проведен в 1961 году. Сообщество аниматоров объединилось, назвали свою организацию АСИФА, и ее инициаторы решили сначала раз в два года, потом ежегодно проводить смотры мультипликационных фильмов. К этому времени мировую известность имели режиссеры не только большого коммерческого кино, такие как Уолт Дисней, Ханна и Барбера, Александр Птушко, но и создатели уникального авторского продукта канадец Норман Мак-Ларен, румын Йон Попеску-Гопо, чех Карел Земан и французский режиссер русского происхождения Александр Алексеев. Кстати, именно Алексеев, изобретатель графической анимации на основе игольчатого экрана, с Клер Паркер сделали первую афишу для форума в Анси на своем станке. И вот уютный маленький городок на берегу одноименного озера с населением всего-то 50 тысяч из года в год во второй декаде июня заполняется участниками, гостями, публикой, влюбленной в искусство анимации. - Как была представлена программа нынешнего фестиваля в Анси? - Как заявил художественный директор фестиваля Марсель Жан, в нынешнем году поступило рекордное количество заявок - 2606, из них 73 полнометражных фильма. Для показа в конкурсе было отобрано 8 полнометражных, 54 авторских короткометражных фильма, 9 больших фильмов вошло во внеконкурсную программу и так далее - для программ других категорий: коммерческие это или заказные фильмы, многосерийные телепроекты, и наконец, студенческое кино - дипломные работы. Обширную программу составили фильмы, объединенные темой “Женщина и анимация”. Казалось бы, всего полстолетия назад мэтрами анимации женщинам было отказано заниматься анимацией - об этом говорил в свое время Уолт Дисней, а тут такая яркая подборка фильмов. Мало того, в этой подборке нашлось место и значительной теме “Будущее - это женщина”. Кстати, и в жюри фестиваля в этот раз были только женщины. - Что вам особенно понравилось на этом форуме? - Конечно, нас с режиссером-аниматором Тамарой Мукановой заинтересовала специальная программа “Женщина и анимация”, и в ней работы художниц начиная с 30-х годов. Замечательно, что инициаторы этой ретроспективы вывели из тени женщин, которые работали вместе с выдающими мастерами, как, к примеру, Клер Паркер с Алексеевым. Особенно любопытны женские работы: молодых Анны Будановой из России, южно-корейской художницы Юми Юнг, опытного мультипликатора из США Стейси Стирс. По ним можно представить пути и извилины саморефлексии: в том, как авторы проникают в тайны женской психики, пристально вглядываются в этот потаенный сложный мир. К примеру, у Стирс - в перекличках через десятилетия с иконами большого голливудского кино с использованием в коллажах образов хрупкой Лилиан Гиш или у кореянки Юми Юнг в том, как отрочество, юность пугается пробуждения женственности. Очевидно, что анимация предстает как феномен культур - западной, восточной и даже южной - африканской, также представленной в ретроспективе на фестивале, и близкой нам - новой постсоветской, и как наследие - советской. Западная рефлексия обращена к экзистенциальному, иррациональному, отсюда такое разнообразие абстрактных форм, запутывающих тех, кто ищет смысл, ответы на жизненно важные вопросы. Потому понятнее кино, представленное российскими авторами, направленное на материально видимое, осязаемое, внушаемое, не всегда свободное, зажатое, с мучительным стремлением понять что-то важное о мире и о себе. Как в фильме уральской художницы Ани Будановой “Обида”. Кстати, по реакции зала можно было понять, что оказалось ближе, понятнее, зрители выражали одобрение, поддержку авторам - хлопали после просмотра. Скажу и о том, что стало событием фестиваля - это показ мини-сюжетов на темы сенсационной находки в недавно открытой во Франции пещере. Там сохранилось огромное количество (более 1000!) нетронутых временем (может быть, еще важнее - человеком!) рисунков, созданных 36 000 лет назад. Микросюжеты на определенную тему, собранные в циклы, - сегодня очень популярная форма. В России уже немало лет создаются “Колыбельные мира”. И вот 15 микрофильмов на тему пещеры Шове “36 тысяч лет спустя”. Любопытно, что среди сюжетов самых разных по идее, исполнению в тех или иных фактурах, мистических, гипнотических, таинственных, созданных группой аниматоров, вдохновленных уникальным мастерством древнейших художников, есть и сюжет о первой женщине-художнице. Оказывается, прежде чем отправить мужа на охоту, она давала ему задание, какого зверя сегодня добыть, чтобы она, хозяйка, могла приготовить обед для семейства. А чтобы было понятно, рисовала на стене это животное. Такая вот дерзкая версия современного аниматора, как появились творения на стенах этого огромного грота. А почему бы и нет?! Возможно, и прошлое анимации - это женщина... Кстати, один из фильмов-победителей фестиваля - полнометражный японский фильм “Мисс Хокусаи” - посвящен женщине-художнице, независимой, талантливой, годы жизни которой пришлись на начало ХIХ века. Молодцы россияне: немало их фильмов было представлено как в конкурсных, так и во внеконкурсных программах. Приз фестиваля “Кристалл-2015” увез Константин Бронзит за короткометражный фильм “Мы не можем жить без космоса”, главного приза удостоилась полнометражная лента “Авриль и необычный мир”, совместная франко-канадо-бельгийская продукция. - Были ли в программе казахстанские фильмы? - Нет, не было. Можно предположить, что наши авторы посылали свои работы, а там уже дело отборщиков. Ведь в нашей республике в последние годы снимается немало анимационных фильмов, например, “Сказки народов Казахстана” при поддержке Ассамблеи народа Казахстана. Над проектом работает большая команда как представителей старшего поколения, так и молодежь. По свидетельству режиссера-аниматора Тамары Мукановой, это Рамиль Усманов, Гали Мырзашев, шымкентский мультипликатор Батырхан Дауренбеков, а также недавние выпускники КазНАИ имени Т. Жургенова Адай Абельдинов, Дастан Кишкентаев, Турдубек Майдан, Тлек Толеуказы и другие. - Каковы уроки фестиваля для нашей анимационной режиссуры? - Анимация сегодня развивается как большое игровое кино. Есть свой мейстрим с японским анимэ. Есть европейская копродукция, много совместных проектов. Выделяются французская, испанская анимация для большого экрана. Заказные рекламные ролики, телесериалы с популярными персонажами типа соседних российских - Маши и Медведя. Все эти направления могут осваиваться в зависимости от художественного актива и финансовой поддержки в Казахстане. Понятно, что сложности возникают в работе над большими формами, там, где необходима развернутая повествовательная структура, где нужно тщательно проработать драматургические ходы, мотивации и, наконец, нужны художники, а это связано с большими расходами, высокопрофессиональным продюсированием, затем дистрибуцией, продвижением фильма на рынок, на большие экраны. Хотя, впрочем, те же вопросы возникают, я полагаю, при разработке малых форм, которые еще в большей мере нуждаются в концентрации идеи, визуальных форм, композиционном решении. И конечно, финансировании проектов. У наших художников-аниматоров, их коллег, владеющих новыми компьютерными технологиями, есть все шансы выйти на мировой уровень. Большой эпический полнометражный мультфильм “Ер-Тостик и Айдахар” режиссеров Жакена Даненова и Рустама Туралиева был отмечен дипломом XV кинофестиваля “Сказка” “За очень интересный сюжет” в 2013 году в Москве. Единственное, что можно было пожелать, чтобы в командах новых фильмов лидирующее положение занимали наши девушки, женщины. Ведь будущее - это женщина. Интервью вела Галя Галкина |