|
В юности он всем сердцем полюбил наш город и посвятил себя его преображению. Любовь длиною в целую жизнь...
23 февраля 2015 года на 81-м году после продолжительной болезни наш мир покинул легендарный человек, заслуженный строитель Казахской ССР, лауреат Государственной премии Совета Министров СССР Ораз Макаевич Бейсенов
Самые уникальные объекты южной столицы Казахстана были построены под его руководством. Работая в единой связке, сейсмологи, архитекторы и строители возводили один за другим Госцирк, Дворец бракосочетания, Художественную галерею имени Кастеева, казахский театр драмы имени Ауэзова, гостиницы “Алма-Ата”, “Жетысу”, “Туркестан”, “Турист”, “Достык”, высотную гостиницу “Казахстан”, телевизионный комплекс с телебашней на Кок-Тюбе, комплекс высотных домов на проспекте Ленина (ныне Достык), здание Дома правительства, где сегодня расположился акимат города Алматы... Площадь Республики, сердце нашего города, также была застроена Главалмаатастроем.
Летом 1948 года, окончив семилетку в селе Баян-Аул Павлодарской области, Ораз Бейсенов приехал в Алма-Ату. Мальчик знал две вещи - это самый лучший город, и в нем растут яблоки, каких нет нигде в мире. Такие большущие, что и руками не обхватить! Поверить в это было трудно, очень хотелось самому увидеть и попробовать. Ожидания не обманули 14-летнего подростка. Ораза встретил солнечный город-сад, где, куда ни кинь взгляд, яблони, прозрачные арыки и горы! А знаменитый алма-атинский апорт оказался даже вкуснее, чем он предполагал. Купив на колхозном рынке целую сетку здоровенных яблок, присел на скамеечку и съел их все - одно за другим. Это было его первое и самое яркое впечатление. Он полюбил Алма-Ату всем сердцем. И, как оказалось, город ответил ему взаимностью. Тогда он не мог знать самого главного - при его активном участии город преобразится, станет еще краше и будет расти вместе с ним.
После окончания гидротехнического факультета Казахского сельскохозяйственного института в 1957 году, став мастером СМУ, он примет участие в возведении Центрального стадиона. Фундамент этого уникального для своего времени объекта станет началом его трудового пути.
Когда в 1971 году Ораза Макаевича Бейсенова назначили начальником Главалмаатастроя и одновременно заместителем министра строительства предприятий тяжелой промышленности Казахской ССР, за его плечами уже был опыт работы в тресте Алмаатажилстрой, где он прошел все ступени - от прораба до управляющего трестом. В южной столице, по существу, нет улиц и переулков, где бы ни возводились объекты жилья и соцкультбыта, школы, вузы, детские сады, поликлиники, больницы с его участием. Но даже при такой биографии назначение на должность замминистра республики 36-летнего специалиста в то время считалось беспрецедентным случаем. Единственным объяснением тому были исключительные профессиональные и личные качества Бейсенова.
В семейном архиве сохранилось множество фотографий, где Ораз Макаевич сопровождает первых руководителей Казахстана на объектах государственной важности. Везде на фоне седовласого начальства выделяется черная смоль шевелюры молодого замминистра. “Слишком все-таки молод!” - говорили многие.
Государство высоко оценило труд О.М. Бейсенова, наградив его орденами и медалями СССР. В 1965 году за строительство гостиницы “Алма-Ата”, уникальнейшего для того времени объекта, он получил Государственную премию Совета Министров СССР.
В 1972 году на Всесоюзном съезде архитекторов в Москве Алма-Ата была названа “Меккой современной архитектуры”. Это была высочайшая оценка труда десятков тысяч казахстанских специалистов, сумевших превратить Алма-Ату в один из красивейших городов Советского Союза.
“Дни и ночи мужества Медео!” Эта фраза часто мелькала весной и летом 1973 года на страницах газет, звучала с экранов телевизоров и в радиоэфире. Алма-Ата застыла в страхе перед неуправляемой стихией природы, называемой селем. 15 июля случилось то, чего так боялся город. К концу дня переполненные моренные озера хлынули лавиной воды и камня по руслу Малой Алмаатинки, молниеносно сметая на своем пути габионные плотины, мосты и другие защитные сооружения. Масса объемом четыре миллиона кубометров была остановлена плотиной Медео емкостью 6,5 миллиона кубометров, построенной для защиты Алма-Аты в начале 70-х годов.
Перед лицом стихии были сконцентрированы все технические и людские ресурсы республики. Помощь прибывала со всех концов огромной СССР. Самые важные участки работ были поручены Минтяжстрою Казахской ССР, за несколько лет до этих событий построившему саму плотину Медео. Министр Александр Гаврилович Коркин и начальник Главалмаатастроя Ораз Макаевич Бейсенов знали каждый камень, заложенный в тело плотины, которая стала преградой разгулявшейся стихии.
Ораз Макаевич вспоминал о тех тяжелых для столицы днях: “То был поистине героический труд во благо великой Родины! Рабочие и монтажники работали круглые сутки. Всем нам было не до сна - мы защищали свой город, семьи, детей. Чувство ответственности заставляло людей работать неистово. Со всех концов Советского Союза поступали необходимые мощные насосы, трубы и понтоны. Это нас окрыляло, и мы буквально “зубами грызли” скальный грунт, прокладывая трубопроводы, которые надо было еще и закрепить мертвыми опорами в скальном ложе, чтобы трубы выдержали вибрацию, вызванную запуском мощных насосов. Какое ликование охватило нас, когда гидравлический удар заставил трубы всего лишь вздрогнуть. Они выдержали! Вода уходила грандиозными потоками. Угроза миновала, но работы продолжались. Необходимо было срочно нарастить по высоте плотину и построить в ее теле новые водопропускные сооружения. Эти конструкции и по сей день, фильтруя селевые потоки, способны, если надо, пропустить катастрофические объемы воды”.
Плотина Медео навеки стала надежным щитом города.
Судьба Ораза Макаевича столь же грандиозна и уникальна, как и годы великого строительства нового, промышленного Казахстана. Редкими были новогодние праздники, которые ему удавалось встретить вместе с семьей. Плановая экономика Союза требовала сдачи объектов в последние дни уходящего года. И уже будучи первым заместителем министра Минтяжстроя Казахской ССР, Ораз Макаевич сдавал Госкомиссии работы своего многотысячного коллектива в последние дни декабря.
Так было во время строительства химических объектов в Джамбуле, Каратау, Жанатасе, Чимкенте, заводов цветной металлургии на Ачисае, в Балхаше, медеплавильного завода в Джезказгане. В Усть-Каменогорске Ораз Бейсенов строил комбинат шелковых тканей, участвовал в реконструкции и техперевооружении свинцово-цинкового комбината, объектов в Зыряновске, Лениногорске. Потом были алюминиевый завод в Павлодаре, нефтеперерабатывающие заводы в Павлодаре и Чимкенте, аглофабрика и цех жести на Карметкомбинате. Долгие месяцы не появлялся дома, когда возводил гостиницу “Россия”, здание и гостиницу постпредства Казахстана в Москве, санаторий “Казахстан” в Ессентуках.
Стройкой века называли в те годы в Советском Союзе Байкало-Амурскую магистраль. Все 15 республик огромной страны активно участвовали в прокладке железнодорожных путей в тайге, строительстве вдоль магистрали станций и поселков со всей инфраструктурой. Бейсенов возглавил строительно-монтажный поезд Казахстана на строительстве станции Чары. Почти полгода провел он на грандиозной стройке в тайге. Семья узнавала о его успехах по телевизионным новостям. А впереди были заводы ферросплавов в Актюбинске и Павлодаре, заводы химволокна и дизельных двигателей Кустаная.
Казахстан активно набирал строительные темпы. На первый план вышли заводы тяжелого машиностроения, предприятия легкой и пищевой промышленности. Профессия строителя стала одной из самых востребованных. Для Ораза Макаевича это были трудные и счастливые годы.
В 1984 году его назначают министром промышленности строительных материалов. Четыре года он возглавлял это ведомство. В воздухе чувствовались грядущие, пока неясные перемены. Замедлились все процессы в государстве. Увеличилось количество долгостроев. Руководство республики переводит Бейсенова на должность заместителя председателя Госстроя Казахской ССР. Все масштабные госпроекты приостановлены. Появляются первые кооперативы. Идет безудержная девальвация рубля. Чаще стали говорить о важности зарубежных инвестиций в экономику Казахстана. Растет роль банков, ведутся разговоры о направлениях финансовых потоков. На этом фоне в 1989 году Бейсенова О.М., кандидата экономических наук, переводят в финансовую сферу председателем правления Казахского республиканского Промстройбанка СССР. Спустя два года он уже возглавляет первый коммерческий акционерный банк Казахстана “Туран”, которому название дал именно Бейсенов. Каждому казахстанцу теперь он известен как “Банк Туран Алем”. Им были подписаны первые коммерческие проекты с зарубежными инвесторами. “Туранбанк” стоял у истоков мощного экономического переворота в экономике Казахстана и в сознании людей.
Ораз Макаевич воистину воздвиг себе нерукотворный памятник, оставив будущим поколениям невероятное наследие. Потомки будут помнить имя этого славного сына казахского народа. Возможно, когда-нибудь именем Ораза Бейсенова назовут улицы городов необъятного Казахстана, что станет достойной посмертной наградой ему за его самоотверженный труд во имя будущего Родины! |