|
Галина Галкина
Галина Петровна Павелковская - известный в республике фармацевт. Ее авторитет в области фармацевтики непререкаем. Как специалисту, ей хорошо известны проблемы отрасли, а главное - видны перспективы развития.
Галина Петровна Павелковская - доктор фармацевтических наук, профессор. Основное направление деятельности - медицина: фармакология, фитотерапия, гомеопатия, создание фитопрепаратов. Имеет более 250 научных публикаций, около 80 разработок оригинальных лечебно-профилактических средств. Выпустила поэтический сборник “Не судите строго”. “Жизнь каждого из нас многогранна и удивительна. Выстоять во всех перипетиях жизни очень сложно и трудно. Но если стараться замечать больше хорошего, светлого, красивого, жить будет намного интереснее и радостнее”
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития фармотрасли Казахстана? Каковы проблемы, которые нужно решить, чтобы отрасль стала конкурентоспособной? Помните, была такая кампания в советское время - “если бы директором был я”, когда граждане предлагали свое решение разных проблем на страницах печати, с экранов телевидения... Каково Ваше видение решения назревших вопросов? И какие из проблем самые важные?
- Мы пытаемся решать наши проблемы в сложный период, который является переходным (много говорим о проблемах, но они не имеют практического решения).
Я размышляла над тем, что мы могли бы предпринять, чтобы развить нашу отрасль. Вывод очевиден: у ее руля должно стоять государство. Без руководящей помощи государства решить фармацевтические проблемы невозможно. Фармацевтическая отрасль требует высокой ответственности. В наших руках самая большая ценность - здоровье человека. К великому нашему счастью, территория Казахстана и соседних республик испокон веков была прекрасным субстратом для творческого мышления. У нас множество людей, которые постоянно что-то придумывают.
Поэтому можно полагать, что Республика Казахстан имеет шансы на успешное развитие фармацевтической отрасли.
Однако, принимая во внимание собственный базис, а также накопленный опыт зарубежных фирм, форсирующих фармрынок страны, вполне понятно, в какие жесткие рамки конкуренции поставлены наши фармпроизводители.
- И что Вы предлагаете конкретно, если бы “директором были Вы”?
- Мое мнение: забота о здоровье - проблема каждого из нас и государства. Государство должно взять под свой контроль всю фармацевтическую отрасль. И в некоторых случаях, там, где это необходимо, оставаться главенствующим организатором и выступать основным экономическим фактором.
Нам нужны собственные крупные предприятия - заводы, фабрики, которые будут выпускать не только готовую продукцию, но и субстанции. Потому что это никак нельзя отпускать в частные руки. Я имею в виду те крайне необходимые нам субстанции, которые сегодня мы берем, в основном, за рубежом. Когда-то Советский Союз был поставщиком многих субстанций на мировом фармацевтическом рынке. Наш аспирин был самым чистым в мире. Его покупали у нас, готовили из него лекарственные формы в целом ряде зарубежных стран. В частности, и сантонин - субстанцию с противопаразитарной активностью - выпускал Чимкентский фармзавод и никакой другой в мире. История создания препаратов у нас очень давняя. Требования наших стандартов не ниже западных, а в некоторых случаях даже выше. Правда, внедрение как субстанций, так и препаратов из них, как правило, было процессом весьма длительным, 10-20 лет. Может быть, это слишком медленно - но такова была государственная система.
Примером может быть внедрение синтомицина и левомицетина. Синтомицин по токсичности значительно превосходит левомицетин. Советский Союз в послевоенные годы производил вначале только синтомицин, и его в детской практике не использовали. США, обладая более мощным экономическим ресурсом, производили дорогостоящий левомицетин, который ускоренными темпами там внедряли в педиатрию. В результате столкнулись с тяжелым осложненем - “грей-синдромом” - когда дети на глазах становились серыми (страдали кроветворная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы) и умирали от паралича дыхательного и сосудо-двигательного центров. Мы этого, к счастью, избежали.
Поэтому производство субстанций должно быть государственной проблемой и проверяться - от сырья и до конечного выпуска - на всех этапах. И когда мы получим такие чистые свои субстанции, - хотя бы самые ходовые - то сможем производить из них лекарственные препараты и станем менее зависимыми от колебаний фармрынка. Выпускать “дженерики” на ввозимых субстанциях выгодно, но не разумно. Сегодня мы покупаем субстанции в Германии, России, Китае. Они поступают к нам разными путями, иногда через нескольких посредников, что не гарантирует их качества. Самый короткий и надежный путь - от производителя к реализатору внутри своей страны. |