|
Галя Галкина
Эта история похожа на рождественскую сказку. И на самом деле без чуда в ней явно не обошлось. Но, конечно же, главным героям помимо вмешательства высшей силы понадобилось много сил, терпения, доброты, мудрости, любви, чтобы у этой замечательной истории было счастливое продолжение.
Итак, однажды двое любящих людей решили создать семью, завести детей... Прошло долгих девять лет, но дети не появлялись, и тогда...
Но, начнем все по порядку. Мурат Кабылбаев, житель поселка Кенесары Акмолинской области, посвятил себя служению Богу. Прямой правнук прославленного Балуана Шолака - казахского народного акына - певца и композитора, прославленного борца, он стал сельским имамом. Мама Мурата - старшая дочь старшего сына Балуана Кудайбергена. Принадлежность к славному роду всегда обязывала Мурата Кабылбаева достойно нести свое имя.
Пришло время, Мурат Кабылбаев встретил красивую, добрую девушку и женился на ней. Жили молодые люди счастливо и праведно. Вот только не было у них детей, а супруги мечтали о большой семье. Но они не теряли надежды, молились, полагались на волю Господа. Семь лет назад, в священный день Арафат, в их хозяйстве появился ягненок с надписью, похожей на слово “Аллах”. Мурат и его мама решили, что это знак Всевышнего. Отнеслись к этому со всей серьезностью. И ответили на знамение - они совершили хадж в Мекку.
Мурат продолжал молиться, вера супругов в то, что у них обязательно будет ребенок, укрепилась. И вот, спустя семь месяцев после хаджа в Мекку, родился долгожданный ребенок - Иброхим.
Когда малышу был год, мама Мурата благословила сына и его жену, дав согласие взять на воспитание приемных детей. Это была благодарность Богу за то, что он послал им сына. Мурат всегда знал, что независимо от того, будут ли собственные сыновья и дочери, они с женой обязательно усыновят несколько детей. Но сколько именно? Мурат обратился к Всевышнему с просьбой дать хоть какой-то знак. Ждать долго не пришлось - наутро он получил ответ, в его хозяйстве появился теленок с необычным окрасом. На лбу теленка ярко выделялась цифра “7”. Ушли все сомнения, Мурат и его супруга теперь определенно знали, сколько же детей они должны взять на воспитание в свою семью.
Родственники и соседи хором отговаривали их: “Зачем это? Ведь у вас есть собственный сын Иброхим! Вы не боитесь плохой наследственности детдомовцев?” Но Кабылбаевы никого не послушали, и через некоторое время их дом наполнился детским голосами - их смехом, криком и плачем... Теперь у них большая многонациональная семья, в которой из восьмерых детей только один собственный. Но все восемь мальчишек и девочек - родные сыновья и дочери! Иброхим, Тамерлан, Коля, Болат, Толеген, Аделя, Оксана и Маша...
Все многодетные семьи все же необычны. Ведь каждая - не просто семья, а большой коллектив, в котором формируется определенный уклад. Но Мурат считает, что его семья, где семеро детей приемные, вполне обычная - дети ведут себя как родные братья и сестры - учатся, шалят, занимаются домашними делами, играют вместе, иногда хулиганят, ссорятся, но лишь ненадолго, потом мирятся и снова весело играют... По признанию отца семейства, приемные дети, да и его собственный сын Иброхим учатся жить в большой семье: помогают взрослым, старшие присматривают за младшими. А мама с папой решают свои родительские задачи. И когда возникают проблемы, они устраивают семейные советы, привлекая детей. Именно совместные решения проблем помогают преодолеть все трудности.
Мурат со временем стал мудрым отцом семейства. Он внимательно наблюдает за детьми, записывает все истории, происходящие в семье. В этих событиях и предстает жизнь большой дружной семьи Кабылбаевых.
“Не карандаш,
а сестренка!”, или
“Маша и Медведь”
- Иброхим был единственным и долгожданным ребенком, который привык, что все для него и все вокруг него. Когда мы привезли первых детей из детского дома, он воспринял это спокойно и быстро привык к ним, так как они намного старше него и всегда играли с ним. Дети тоже сразу полюбили Иброхима. Через полгода после приезда первых детей мы привезли Нину, которая была ровесницей Иброхима. Он не ревновал девочку-ровесницу к нам, но было видно, что по-особенному наблюдал за ней, ему, видимо, было интересно, что в доме появился еще кто-то, к кому тоже проявляют повышенное внимание и любовь.
“Нина саган карындас болады” - “Нина тебе сестренка”, - сказали мы ему в один из первых дней приезда Нины. Иброхим все решил по-своему: “Нина емес, Маша, мен Аю боламын” - “Не Нина, а Маша, а я буду Медведем”, - сказал он. Так девочка стала Машей, и если мы ее звали Нина, она отвечала: “Нина уехала, а я - Маша!”
Как-то, в тот первый месяц жизни Нины-Маши в нашем доме, из игровой комнаты послышался плачь Иброхима, супруга подошла к двери и тихо позвала меня. Дети что-то не поделили, Иброхим плакал и кричал: “Сен маган карындас емессин” - “Ты мне не сестренка!” И хотя, скорее всего, Маша не понимала, что он ей говорит на казахском языке, она спокойно отвечала ему: “Я карандаш”. Иброхим продолжал плакать: “Карандаш емес карындас, сен кайдан келдин” - “Не карандаш, а сестренка! Ты откуда пришла?” Супруга вошла в комнату: “Иброхим, Маша саган карындас...” - “Иброхим, Маша тебе сестренка, у вас же одна мама, и папа у вас один, значит, вы - брат и сестра”, - объясняла она ему. Уткнувшись в нее, Иброхим возмущенно объяснял: “Ана, мен оган карындас, ол карандаш дейди...” - “Мама, я ей говорю “сестренка”, а она “карандаш” говорит, не понимает!”
Прошло время, Маша и Иброхим сильно привязались друг к другу и уже друг без друг друга никуда, вместе играют, вместе телевизор смотрят, вместе шалят, переворачивают дом.
Как-то дети играли в школу - Оксана была учителем, Маша никак ее не слушалась, “Оксана поставила ей двойку. Маша прибежала ко мне: “Аке мен екиге окиимын” - “Папа, я буду на двойки учится”, - гордо заявила она. Иброхим тут же сказал мне: “Аке, Маша екиге окийды, а мен беске, бирак мен Машага комектесемин” - “Папа, Маша будет учиться на два, а я на пять, но я буду ей помогать”. “Бедный учитель, который будет вас учить”, - ответил я им.
Одиночество
Иногда Мурат выписывает то, что как-то трогает и волнует его. Эти мысли помогают ему понять своих детей: “ОДИНочество... Состояние сирот - одиночество, покинутые, отверженные, забытые, обделенные... Они как будто в темноте, идут по пустому зданию, где много окон, и не могут найти дверь, откуда видна жизнь людей, их радость, счастье, тепло их очага. А детям холодно, они плачут, их никто не слышит. Они среди людей - но всегда одиноки, они в замкнутом пространстве... Они одиноки, тревожны, агрессивны... Одиночество - это яд съедающий, ломающий... Они болеют, температурят, но они одиноки, болеют одиноко...” Он записывает эти слова, чтобы лучше понимать своих приемных детей, помогать им, быть рядом, разрушать их одиночество.
Тема детей-сирот глубоко волнует Мурата Кабылбаева. Он взял в семью семерых, а кажется, что в ответе за всех детей-сирот Казахстана, такую боль за них испытывает. И ответственность.
- Около тысячи родителей ежегодно лишаются родительских прав в Казахстане, - это сказала заместитель премьер-министра Казахстана по вопросам человеческого развития Гульшара Абдыкаликова на конференции в Астане “Развитие дружественного к детям правосудия в Казахстане” в начале ноября. По ее словам, сегодня в республике 20 тысяч детей проживают более чем в 13 тысячах неблагополучных семей, а количество детей-сирот за последние пять лет снизилось почти на 10 тысяч. Всего же по итогам 2013 года в Казахстане зарегистрировано 9,8 тысячи детей-сирот. Это очень большая цифра, когда думаешь о каждом ребенке в отдельности! Да, количество детей в детских домах сокращается, потому что ужесточилась система изъятия ребенка из неблагополучной семьи. Социальных сирот стало меньше математически, но не физически. В ближайшее время собираются принять закон, поддерживающий приемных родителей и опекунов, даже планируют выделять деньги на содержание усыновленных детей. Эта инициатива исходила от Дариги Назарбаевой. В настоящее время остановились на 55 МРП, но это значит, что часть суммы будет поступать на счет ребенка, чтобы потом он мог купить жилье. Родители усыновленного ребенка получат лишь часть этой суммы на руки. А часть будет перечисляться на счет для получения образования в будущем.
Мурат наблюдает за приемными детьми, с радостью видит, как они преодолевают трудности в общении, выламываются из своей скорлупы, становятся обычными мальчишками и девчонками, любящими сыновьями, дочками, братьями, сестрами в своей семье. К Мурату пришло понимание, чем отличались дети из детского дома от обычных. Как оказалось, воспитанники-детдомовцы общаются друг с другом, с воспитателями, участвуют в самых разных мероприятиях, и может показаться, что они вовлечены в общение, погружены в этот мир людей. И все же детдомовские дети иные - в том, как они контактируют со всеми, в своем настроении, даже в обыденной бытовой жизни. Они будто остаются в плену у собственного одиночества. Детдомовцы чувствуют себя “чужими” в коллективе “обычных” людей, они делают усилия, чтобы найти общий язык, но натыкаются на какие-то внутренние барьеры, испытывают дискомфорт. Мурат понимает, что проблемы общения таких детей мешают им в дальнейшем строить свою уже взрослую жизнь.
- Вы только вдумайтесь: 60-70 процентов юношей становятся уголовниками, 50-60 процентов девушек занимаются проституцией, и около 10 процентов из общего числа детдомовцев заканчивают жизнь самоубийством! Эти цифры вызывают огромную тревогу. Но это лишь статистика, а за ней - конкретные судьбы и тысячи поломанных жизней.
Равнодушие
Мурат Кабылбаев:
- О нашей семье много писали в прессе, поэтому те, кто хочет усыновить детей, стали обращаться ко мне. Казахстанцы просят совета, рассказывают свои истории, жалуются на непонимание или препятствия на пути усыновления. Мы с женой прошли этот путь, поэтому я охотно помогаю людям, но многие рассказы причиняют боль, разбивают сердце. Слушаю людей, читаю их письма, а у самого болит душа. Позвонила бездетная семейная пара, желающая взять на воспитание ребенка или двух из детского дома. Супруги сообщили о том, что отправились в детский дом, который находится от их города в 400 километрах, а им там заявляют, что ребенок не хочет в семью. “После того, как мы настояли на том, чтобы привели девочку, воспитатель ушла за ребенком. Мы 30-40 минут ждали, пока приведут девочку, - рассказывала нам женщина. - Когда наконец ее привели, я стала с ней разговаривать, а она все время смотрела на социального педагога - та стояла над нами как гора. Я попросила ее оставить нас, но она сказала, что не имеет права, и немного отошла от нас. Я стала спрашивать ребенка, девочка отвечала: “Нет, нам здесь хорошо, я никуда не хочу...” Были видны ее испуг и тревога, она все время смотрела на недалеко стоящего педагога. Я говорила, мол, давай на два дня поедем к нам в гости, не понравится, мы тебя привезем обратно, у тебя будет своя комната, мы вместе выберем обои, какие тебе понравятся, у тебя будет свой компьютер... По глазам было видно, что девочка хочет, но, посмотрев на стоящую поодаль “гору”, тихо промолвила: “Нет”. Было понятно, что с девочкой поговорили. Я рассказала, что несколько раз звонила в детский дом и хотела поговорить с ней, спросила, говорили ли ей об этом, девочка ответила, что никто ей не сказал. Я поняла, что социальный педагог мне все время лгала, мол, говорила с девочкой, и она не хочет встречаться с нами и не хочет покидать детский дом...” Но эта женщина собирается бороться: “Мы проделали такой длинный путь, и нас удивил холодный прием со стороны социального педагога, которая торопилась на обед и на нас ей было наплевать...” Почему это происходит? Вы хотите усыновить ребенка и наталкиваетесь на равнодушие работников детского дома. Когда я впервые столкнулся с системой усыновления, то был удивлен тем, сколько подводных камней, трудностей на пути усыновления. Казалось бы, система должна работать на возвращение детей в семью. Но фактически на каждом этапе возникают препятствия. Часто директорам детских домов невыгодно отдавать детей, ведь каждый ребенок - это поступление в бюджет детского дома около двух миллионов тенге в год, которые государство выделяет на содержание.
У самого Мурата Кабылбаева тоже были проблемы с усыновлением детей. Когда супруги пообщались с педагогами, выбрали детей, они вместе с представителем опеки пришли на прием к директору детского дома. Но она даже не подняла глаза на супругов, заявила сразу, что никаких детей не отдаст. Мотивировала это тем, что Мурат Кабылбаев ей “не нравится”. Директор собиралась на этом закончить разговор, заявив, что она - заслуженный деятель, а потому ничего не боится, даже если Кабылбаев будет жаловаться. Тогда Мурат прямо при ней набрал телефон органов и стал излагать ситуацию, тут-то директор и дрогнула. В итоге детей Кабылбаевы забрали.
Родословная
Мурат Кабылбаев:
- Никогда не понимал, зачем в школе спрашивают родословную (“Жети ата”). Как-то приходит из школы моя приемная дочь Адель и говорит, что задали написать родословную. Я на нее смотрю, а сам боюсь спросить, ведь девочке двенадцать лет, она все знает и понимает. С облегчением вздохнул, когда она спросила: “Аке, вы же знаете нашу родословную, напишите мне, назовите всех наших дедов”. “Обязательно напишу!” - ответил ей, а самому тревожно стало, хоть бы кто-нибудь из одноклассников ничего не сказал ей, не обидел... Через некоторое время приемный сын Толеген пришел с таким же вопросом, Адель была довольна, что знает родословную, она похвалилась... Прошел год, и Коля, вернувшись из школы, рассказывает: “Аке, бугин улкен сыныптагы балалар менен сурады, сен жети ата билесинбе?” - “Папа, сегодня мальчики старших классов у меня спросили: “Ты родословную знаешь?” Я ответил, что знаю. Они спросили, как мое имя и отчество, я сказал, что Коля Муратович. А они засмеялись. Почему?” - спросил Коля. “Просто они тебе завидуют, ты принадлежишь известному знатному роду, не каждому выпадает такая честь”, - ответил я. “Тусиникти!” - “А, понятно!” Коля задрал голову и гордой походкой ушел.
Теперь в семье, которая в короткий срок стала многодетной, сложился свой ритм и порядок жизни, когда все помогают друг другу. Трудными были лишь первые месяцы. Появились дети, каждый со своим характером, и поменялось практически все в семье Кабылбаевых, где царил тихий, мирный уклад и был лишь один маленький ребенок. А тут целая ватага ребятишек ворвалась в жизнь супругов: “У детей, которые росли в интернате, подорвано доверие к миру. Они много врут и юлят, потому что подобная стратегия помогала им выжить и получить внимание там, в стенах детского дома. Но в семье все должно быть иначе. И для обсуждения и решения вопросов у нас есть семейный совет”. Мурат составил распорядок дня и обязанностей детей, учитывая возраст каждого из них. По мнению отца, дети шалят, когда им неинтересно. Но если весь день занят увлекательными занятиями, то уже не до баловства. Мурат заметил, что дети охотно помогают по хозяйству, с радостью ухаживают за огородом и домашним скотом. Мальчикам нравится по вечерам всем вместе загонять коров. Как педагог, он понял, что очень важно, чтобы дети что-то делали все вместе. И тогда родители придумали разучивать танцы - это помогает детям чувствовать себя одним целым. К тому же танец приносит столько радости всем - и танцорам, и зрителям. По признанию Мурата, ощущение целостной семьи пришло еще в первый год: “Будто мы всегда так и жили все вместе!”
Кабылбаев ушел с поста имама по собственному желанию, официально его еще не отпустили, просят вернуться. Но Мурат решил посвятить себя семье, а также решению проблем сиротства в Казахстане. Теперь он помогает многим людям, которые решили взять в семью ребенка.
“Покажи мне небо!”
Мурат Кабылбаев:
- Вечером после ужина дети сделали уроки, посмотрели телевизор, немного поиграли и легли спать, супруга подошла ко мне с альбомом для рисования в руке, сказав: “Посмотрите, что нарисовал сын”. На рисунке была лестница в небо, а по небу гулял слон. “Интересно, что представлял себе ребенок, рисуя это, или, может, мечтал о чем-то. Необычный рисунок”, - сказал я.
Этот рисунок напомнил мне один случай. Как-то я с моим приемным сыном был в гостях у моей сестры, которая живет в 70 километрах от нас. Выехали домой поздно на попутном такси. Когда до дома осталось около трех километров, авто, везущее нас, заглохло. Водитель копался в моторе, после начал куда-то звонить, я понял, что это надолго. Пассажирам ничего не оставалось, как сидеть и ждать, так как им нужно было ехать дальше, а мы с сыном вышли и начали ловить попутку. Никто не останавливался. Понятно, на улице темно, в это время останавливаться нельзя, опасно. Сын залез мне на спину, я руками держал его ноги, он обхватил мою шею, и мы пошли пешком. Вдоль дороги росли карагач и другие деревья, тени от которых складывались в разнообразные фигуры, пугающие нас. Сын уткнулся в мое плечо лицом, я понял, что он боится темноты. Чтобы отвлечь его, я что-то рассказывал ему. Через некоторое время я спросил у него: “Хочешь, я тебе что-то покажу?”. “Калай, карангы гой, аке?” - “Как? Темно же, папа?” - тихо пробубнил он. “Спускайся и пошли”, - сказал я. Он крепко держал меня за руку, спустившись с трассы, мы легли на траву, в воздухе стоял запах зелени. “Смотри на небо”, - сказал я. Сын воскликнул от восторга, чистое небо было усыпано тысячами звезд, он стал показывать мне некоторые созвездия, чем удивил меня. Полежав пять-шесть минут, мы отправились домой. Дома нам накрыли стол, Тамирлан рассказывал своим братьям и сестрам о нашей поездке, но больше всего его впечатлило звездное небо. Дети слушали его, открыв рты.
Через несколько дней копались в огороде, Толеген спросил меня: “Аке, а вы мне покажите небо, вы же Тамирлану показывали?!” “Ну, пошли”, - ответил я. Мы вышли за ограду дома, где росла трава, и легли на нее. По небу медленно плыли белые облака, тихо дул ветерок. “Как красиво! Как будто мы где-то высоко! Или как-будто мы летим...” - сказал Толеген.
Мурат Кабылбаев - глава большой и дружной семьи: “Поздравляю коллектив газеты “Новое поколение”, всех казахстанцев с Новым годом! Процветания и благополучия! Духовного комфорта и мира! Пусть в каждом доме будет смех счастья и радости!!! |