|
Галя Галкина
Он - воплощение идеи евразийства. Родился, рос в Алма-Ате, учился в знаменитой алматинской физико-математической школе, потом устремился в Ленинград... Планировал после окончания вуза вернуться на родину, в любимый город, но начались эпохальные перемены - в стране, в мире, в его собственной жизни... И, как поется в песне, “Я уехал в Ленинград, а приехал в Петербург...” Остался в Санкт-Петербурге, где обрел свою судьбу. Но дух евразийства по-прежнему присущ ему и сегодня движет им. Конечно, этот могучий зов родного города, Алма-Аты - Алматы, заставляет его постоянно возвращаться сюда - под сень яблонь, под дуновение горного ветерка, под теплые, ласковые лучи алматинского солнца. Теперь Юрий Саулиди приезжает сюда, чтобы отдавать, делиться, дарить городу, людям, в нем живущим, то, что дорого ему самому.
При его активнейшем участии состоялся этот меценатский проект - в Государственном музее искусств имени А.Кастеева была открыта совместная выставка живописи и графики художников из Санкт-Петербурга Латифа Казбекова и Алексея Талащука, которые представляют группу “Свободные художники Петербурга” (организатор и представитель проекта “Свободные художники Петербурга в Казахстане” - Елена Ковалер).
Юрий Саулиди в очередной раз вернулся в Алматы, наш милый город...
- Я - живой пример реализации идеи евразийства, потому что мой отец, грек, приехал в свое время в Казахстан. А наши партнеры с фамилией Ким попали в Казахстан с другой части континента и объединились здесь. Моя мама родилась на Урале. Все это сошлось в прекрасном городе Алма-Ата. Всегда и везде, где бы ни встречал алматинцев, я видел, насколько это цельные и независимые люди. В очень тяжелые времена наших родителей приняла казахстанская земля, но это дало нам силы, свободу. Поэтому и возник этот проект “Свободные художники Петербурга”. Пять лет назад о нас могли сказать: “Что за выскочки? Почему вы такие свободные?” Но проходит время, я вижу некие совпадения... В этом году исполняется пять лет нашему проекту, и в этом же году - 250 лет со дня указа Екатерины, который делает свободными крепостных художников. А наша знаменитая Академия художеств, ныне Институт имени Репина, выпускником которой являются Латиф Казбеков и Олег Яхнин, в этом году празднует 250 лет. Свобода творчества для художников является самым важным обстоятельством, что они и демонстрируют в своей выставке.
- Что стало побудительной причиной, импульсом для организации проекта?
- Выставка возникла благодаря этому прекрасному городу - Алматы - в котором мне посчастливилось родиться. Наш город стал евразийской столицей, центром притяжения двух культур, выставка - ярким свидетельством того, что нас сегодня объединяет.
- Вы ведь планировали вернуться в Алма-Ату после окончания вуза?
- В 1981 году я уехал в славный город Ленинград, колыбель трех революций, с надеждой закончить вуз и вернуться на родину. Вуз я закончил в 1986 году, к тому времени в обществе царили совсем уже другие настроения. Жизнь распорядилась так, что я остался в Санкт-Петербурге, там нашел свою судьбу, женился, у меня появился сын. И я работаю в Петербурге тридцать лет и три года. Много символов... Каждый раз, возвращаясь в свой родной город, Алма-Ату, я дышу горным воздухом, наслаждаюсь радостью людей, которые по-прежнему так же открыты, счастливы и красивы. Когда моя жена в первый раз приехала в Алма-Ату, она сказала: “Как много здесь красивых людей!”. Я попытался ей объяснить, почему это так. В моем доме, где я родился, проживали представители более ста национальностей, которых казахский народ принял в годы Великой Отечественной войны. Переселенцы жили в этих домах, делили последний кусок хлеба, выживали, многие остались здесь. И с тех пор здесь установилась большая культурная связь с Ленинградом. В Алма-Ате в военное время Ленинградская киностудия сняла много фильмов, которые работали на нашу общую победу. Здесь жили ленинградские художники, которые в эвакуации работали в Алма-Ате. Прошло время, мы повзрослели и стали способными не только зарабатывать деньги, но и отдавать их - во благо возрождения святынь, искусства, культуры.
- Значит, знакомство с ленинградскими художниками было неслучайным?
- Проект родился ровно пять лет назад, после того, как нами был воссоздан четвертый храм в славном городе Кронштадте, связанном с именем Иоанна Кронштадтского - храм Святителя Николая. Сегодня наши алматинские партнеры и друзья восстанавливают замечательную мечеть на улице Розыбакиева. И скоро мечеть будет открыта. И это тоже символично. Когда ты отдаешь святому делу средства, время, часть души, то потом это возвращается десятикратно. Именно тогда, во время работы над четвертым храмом, и состоялась встреча с художниками. Алексей Юрьевич Талащук был в то время президентом, а до этого много лет ректором знаменитой “Мухи” - Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Замечательные мастера этой академии вложили в восстановление храма столько своей души, сердца, столько сил и мастерства... Там работали живописцы - художник-монументалист Андрей Беляев, он получил Государственную премию Санкт-Петербурга в области изобразительного искусства за роспись этого храма. Трудились кузнецы, мастера-керамисты, специалисты изготовители витражей. На сегодня этот храм является одним из самых светлых и теплых в городе Кронштадте. Думаю, таким же храмом будет та мечеть, которая откроется скоро в Алматы.
- Как долго вашей команде, группе пришлось работать над воссозданием храма?
- Мы трудились над этой святыней больше двух лет, мы видели, сколько сил, труда энергии отдают художники делу, которому служат. Некоторые из них буквально падали из-под купола - от перенапряжения, усталости. Они воссоздавали те образа, которые были поруганы в годы забвения. Прошло пять лет, и мы пошли вперед, начав издавать книги, прекрасные каталоги. Наши художники - дети послевоенного времени. Алексей Талащук родился в 44 году. Латиф Казбеков принадлежит уже другому поколению - мирного времени, он родился на казахстанской земле. И это обстоятельство не могло не дать нам вектор движения в замечательный город - Алма-Ату. Мы вернулись домой! Надеюсь, что эта выставка на нашей прекрасной земле будет первым нашим шагом в укреплении культурных связей между Казахстаном и Россией. При поддержке наших партнеров мы будем привозить в Алматы и других художников.
В трудные 90-е годы я бывал здесь, знал людей, которые занимались тем, что пытались стать совладельцами всей той замечательной коллекции, которую мы сегодня видим в экспозициях Музея искусств имени Кастеева. Но музей выстоял, выжил, он сегодня возрождается, так же, как и возрождается российское, казахстанское искусство, благодаря тому, что наши мудрые руководители в этом центробежном мире смогли сделать самое главное - объединить народы.
- Было еще одно событие, символичное, когда алматинские яблоки - а яблоко это символ нашего города - были доставлены для детей и ветеранов Кронштадта...
- Благодаря открытию границ наши кронштадтские дети смогли впервые в жизни попробовать настоящие алматинские яблоки. Они были сорваны в Талгарском ущелье, погружены в ту самую машину, в которой доставлялись сюда работы художников. И эти чудесные яблоки мы раздали детям в Кронштадтской художественной школе, ветеранам войны и труда, пенсионерам. В Кронштадте проживают более двух тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, они, к счастью, живы и радуют нас своим присутствием. К нашей радости, ни одно яблоко этого урожая не пропало. А пять лет назад груды яблок просто погибли, потому что никому не были нужны. Мы в Петербурге ели “пластмассовые”, ненатуральные яблоки, которыми и до сих пор нас пытаются кормить. Но теперь наши дети знают настоящий вкус прекрасных яблок. В рефрижераторах, которые доставляли сюда картины, соблюдался температурный режим, необходимый для художественных полотен, но он подошел и для яблок, видимо, они также нужны людям.
- Какова финансовая составляющая этого проекта?
- Я представляю группу “Адмирал”. А творческая группа “Свободные художники” - это издательский проект для группы “Адмирал”, наш паблик рилейшнз. Художнический проект - наш вклад, мы в нем больше отдаем, чем получаем. Художники творят, создают произведения, они честны в своем творчестве и при этом они - очень скромные люди. У нас нет цели заработать деньги на выставках, мы только тратим и тратим. Сейчас уже и в Казахстане работает группа “Адмирал”, это один из крупнейших логистических проектов Северо-Запада и Казахстана, мы занимаемся обслуживанием крупнейших мировых компаний, с которыми много лет работаем. И нам не удалось бы объединить в этом художественном проекте такое количество талантливых людей и что-то вместе сделать, если бы мы ставили цель заниматься на выставках исключительно продажей произведений. Некоторые художники отсеялись из нашей группы именно по этой причине. Им было странно, что издается каталог, работает выставка, а никто ничего не купил. Они посчитали, что потеряли время. Но мы здесь не для этого, хотя многие из работ уже обрели своих владельцев - это известные коллекционеры, представители бизнес-кругов Санкт-Петербурга, Москвы. Я говорил о нашей яблочной акции: яблоки уехали из Алматы в Кронштадт, мы их раздали детям, ветеранам войны, пенсионерам, своим сотрудникам. А назад мы получаем не деньги, но нечто более важное - уважительное отношение к бизнесу. Это отношение, впечатление от бизнеса, к сожалению, во многом испорчено действиями наших коллег-бизнесменов, которые работают в одну сторону. Но мы поняли, что нужно бескорыстно отдавать, и это возвращается сторицей - не материальными, но столь важными вещами.
- Вы же не только сопровождали выставку, но делали нечто конкретное для ее осуществления?
- Мы ко всему подходим основательно. Музей оценил, как мы тщательно упаковали картины, привезли их сюда. Это наша основная профессия - соединение творчества и логистики, что и дает нам возможность без особых затрат решать серьезные проблемы, преодолевать расстояния. Машина проехала 11 тысяч километров для того, чтобы выставка появилась здесь. И по завершении выставки картины будут собраны и доставлены в Астану. Еще ребенком я был когда-то в Целинограде, и вот теперь я увидел, какой город построил казахский народ в этой, не очень доброй для жизни, степи, насколько уникальный подход был применен в строительстве, сочетающий и восточную культуру, и западную. Астана становится евразийским центром, не случайно в 2017 году там пройдет международная выставка ЭКСПО-2017, посвященная самым актуальным проблемам современности. Тема выставки “Энергия будущего”. А до этого, я надеюсь, энергия искусства, творчества, энергия духа, созидательная энергия поможет быть ближе нашим народам, которые долгие годы пытались разделить. |