|
Галина Галкина
На IХ Евразийском телефоруме в Москве у меня был шанс взять интервью у Игоря Федоровича Масленникова, создателя культового сериала “Шерлок Холмс и Доктор Ватсон”. Но он был неуловим и невидим. В день закрытия телефорума мои шансы поговорить с любимым режиссером равнялись нолю. В кинозале Дома кино подводились итоги, все ждали вручения Гран-при форума (он, кстати, достался казахстанцам). Вдруг меня буквально выдернула из кресла Верочка Татарникова - известная в Санкт-Петербурге тележурналистка (ныне живущая в Германии). Она тащила меня в фойе Дома кино: “Он здесь, он ждет тебя! Я договорилась об интервью!” - “Верочка, спасибо!” - “Только не задавай ему вопросов про “Шерлока Холмса”!” Расталкивая участников телефорума, мы мчались к заветному диванчику, где “нас ждал” Игорь Масленников! Но диванчик был пуст... Верочка не верила своим глазам: “Он сбежал!”
На юбилейном Х Евразийском телефоруме в Колонном зале Дома союзов на закрытии форума участникам и победителям вручали призы. Я увидела своего кумира в паре метров от себя. И с этой минуты не спускала с него глаз. Игорь Федорович поблагодарил жюри, спустился вниз, присел в кресло, непочтительно затолкал свою наградную рамочку в портфель и ринулся к выходу. В фойе я торопливо представилась и попросила об интервью: “Всего несколько вопросов. Не буду спрашивать про Шерлока Холмса!”
Я была близка к обмороку. Передо мной стоял тот, кто вызвал к жизни Шерлока Холмса и Доктора Ватсона, создал реальность в павильоне “Ленфильма” на Петроградской более “британскую”, чем во множестве английских фильмов про знаменитого сыщика... Почти тридцать лет назад снял Игорь Федорович один из первых советских многосерийных фильмов, которые сегодня более современны, чем весь этот поток сериального криминала на экране.
Игорь Масленников сегодня живет между Москвой и Петербургом: преподает во ВГИКе, руководит своей студией “Троицкий мост” (Санкт-Петербург), снял новое кино - “Русские деньги” по мотивам пьесы А.Н. Островского “Волки и овцы”(2006), “Ночные посетители” с Еленой Яковлевой в главной роли (2007).
- О чем же Вы хотите меня спросить?
- У Вас огромная фильмография. Но наверняка есть так и невоплощенные замыслы. О каком из неснятых фильмов Вы, может быть, сожалеете?
- Однажды заместитель директора “Ленфильма” предложил мне снять политическое кино по произведению “Русский хлеб” журналиста Юрия Черниченко. После окончания МГУ он отправился на целину. Юрий Дмитриевич был стойким борцом и радетелем за советское крестьянство. В сценарии описывал обстоятельства освоения этой целины: о страшных человеческих потерях, о “черных” бурях, когда земля вставала стеной и улетала за сотни километров.
Это был жесткий, правдивый рассказ о гигантской авантюре в государственном масштабе. Нам с Юрием Черниченко необходимо было при помощи эзопова языка хоть как-то замаскировать крамольные смыслы, содержащиеся в сценарии. В те годы владение эзоповым языком было совершенно необходимым умением для любого творческого человека, куда более обязательным, чем сегодня - беглый английский.
Наш сценарий успешно прошел Ленинградский обком, который рассматривал все “ленфильмовские” сценарии перед отправкой в Москву. Но в “Госкино” он застрял. Мы с Черниченко навели справки и узнали, что сценарий никогда не будет разрешен, потому что у власти стоял Брежнев, который именно во времена освоения целины был первым секретарем Казахстана. После этого я решил делать только то, что мне близко и по-человечески интересно.
- Вашим учителем был Григорий Михайлович Козинцев, в мастерской которого Вы занимались на высших режиссерских курсах при киностудии “Ленфильм”. Что дало Вам общение с этим большим режиссером?
- Он однажды сказал нам, что фильм - это поступок, за который вы будете ответственны всю жизнь. Фильм не вычеркнуть из “творческой карточки”, даже учебная или дипломная работа приклеивается к вам навсегда. Он был крупный человек, это всегда чувствовалось. С нами Григорий Михайлович общался как с равными, не делая никаких скидок. Мы вынуждены были хотя бы попытаться дотянуться до заданного уровня. Становились на цыпочки. Я от этого уставал.
В моих тетрадках остались “афоризмы” Козинцева, которые я успевал записать на его уроках. Он говорил: “Самый главный вред для искусства - мастерство”, “Точность - враг штампа”, “Опасайтесь всего, что похоже на вдохновение”, “Найти, открыть и показать, а не сочинить и придумать”, “Делать из зрителя соавтора. Цепь ассоциаций нужно рвать. Пусть зритель восстанавливает в своей голове целое”. Или - “Толстой мучился: не есть ли искусство барская прихоть?”
- Похоже, что сегодня кино - совсем не барская прихоть. За него берутся все! В результате рекорды рейтингов бьют блокбастеры, триллеры, криминал совсем не уровня “Шерлока Холмса”... Даже современная кинолирика имеет все тот же зубодробительный привкус блокбастера, как “Ирония судьбы-2”... Лучшие традиции советского кино утрачены?
- Талантливый киновед и кинокритик Сергей Добровольский написал незадолго до своей смерти в статье “Кино, которое мы потеряли”: “Оно учило не читать чужих писем и не стрелять в белых лебедей, отдавать деньги за краденые автомобили нуждающимся детям или тому, что только у дятла болит голова о чужой беде. То есть не самым плохим вещам, а если эти вещи выглядят сегодня ложно, то лишь потому, что идеал недостижим, а рай гораздо легче построить на экране, чем в реальности”.
Существует кризис культуры вообще. Я искал актеров для новой картины, посетил множество спектаклей в разных театрах. На сегодняшний день в Москве функционируют сто театральных залов, и все они битком забиты, несмотря на то, что билеты иногда очень дорогие. А кинотеатры полупустые. Молодые люди в бейсболках жуют попкорн, хохочут по любому поводу... Уходят, играют в бильярд, возвращаются... Официанты разносят пиво...
Кинотеатры превратились в зоны досуга. По телевизору тоже смотреть нечего. Сколько сейчас демонстрируется сериалов в течение дня (не считая кабельного телевидения)? Семьдесят! Каждый день. И они все напичканы рекламой. Люди уже не получают эстетического удовольствия от сидения у телевизора...
Еще когда я работал на Ленинградском телевидении, у нас был главный режиссер Иван Федорович Ермаков. Он говорил: “Телевидение сожрет все!” И это правда: телевидение жрет человеческое время. Поглощает его годами, впустую проведенными за просмотром этой жвачки. И когда мне теперь предлагают делать сериалы, я отказываюсь.
- Ваш фильм “Зимняя вишня” снят с большим сочувствием и симпатией к женщинам. Но и герой Виталия Соломина не лишен обаяния, хотя актер играет слабого мужчину.
- Фильм “Зимняя вишня” - это мои счеты к нашему мужскому населению периода брежневского застоя - ко всем этим младшим научным сотрудникам-бездельникам. Они проводили время в беседах и перекурах во всевозможных НИИ. Они получали пайки-заказы в полиэтиленовых пакетах. Безвольные, бесхарактерные, ленивые... Такими мы и показали доперестроечных мужчин в “Зимней вишне”.
Сериал начинается в советские времена, а потом герои попадают в бурный постперестроечный период... Виталию нужно было сыграть мужскую несостоятельность. Так было в то глухое застойное время. Страну тянули женщины. И женская аудитория родной страны оценила нашу откровенность. Одинокие женщины поставили рекорд зрительской активности - 80 миллионов посещений в первый год проката.
- Игорь Федорович, Ваш фильм “Шерлок Холмс и Доктор Ватсон” был снят почти тридцать лет назад...
Я не успела закончить свой роковой вопрос “про Шерлока Холмса”, как Масленников вежливо посмотрел на часы, встал и извинился: “Я должен идти”. Увидев мое огорчение, он протянул мне букет желтых роз, которые ему вручили на награждении: “Пожалуйста, не сердитесь на меня. Купите мою книгу “Бейкер-стрит на Петроградской”, там все про съемки “Шерлока”. Игорь Федорович очень тепло улыбнулся и устремился по своим делам.
Алматы - Москва
Справка “НП”
Режиссер и сценарист Игорь Федорович Масленников родился в Горьком (ныне - Нижний Новгород). В 1954 году он окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета, затем работал на Ленинградском телевидении. В 1967 году Игорь Масленников окончил высшие режиссерские курсы при киностудии “Ленфильм”. В кино режиссер дебютировал фильмом “Личная жизнь Кузяева Валентина”. Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионные фильмы “Шерлок Холмс и Доктор Ватсон” и “Зимняя вишня”. |