|
Римма Артемьева
Трагическая смерть разлучила с жизнью удивительного, светлого, неравнодушного человека, известного казахстанского журналиста, писателя Эдуарда Олеговича Мацкевича. Его послужной список говорит сам за себя - член Союза писателей и Союза журналистов РК, лауреат журналистской премии РК, заслуженный работник культуры Казахстана. После окончания факультета журналистики КазГУ с 1961 года работал в газете “Ленинская смена” (“Экспресс-К”), более 20 лет был спецкором и возглавлял корреспондентский пункт газеты “Известия”, по приглашению известного писателя Ивана Шухова стал членом редакции журнала “Простор”. Публиковался во многих ведущих изданиях страны. Стал одним из организаторов и более десяти лет был главным редактором республиканской газеты “Экологический курьер”. Автор книг: “Лесное яблоко”, “Синий соболь”, “Время первой тропы”, “Зеленое ожерелье”, “Пещера черной торопыги”, “Календарь пестрых гор”, “Красный сайгак” и др.
И хотя его знаменитый отец, много лет возглавлявший отдел культуры главной газеты Казахстана, Олег Васильевич Мацкевич был против выбора сына, он своей мечте не изменил. В одном из интервью Эдуард Олегович вспоминал: “Я сам шел по выбранному пути, потому что болел журналистикой, хотя в детстве весьма неплохо рисовал и многие прочили мне карьеру художника. До сих пор считаю журналистику самой интересной профессией”.
И отец всегда гордился сыном! И за твердость характера, и за его прекрасный писательский слог, и за неподдельную любовь к природе, живое, деятельное радение за ее судьбу, привитое с детства знаменитым Максимом Зверевым, который был для Эдуарда Мацкевича не просто близким другом отца, а учителем и наставником. Вместе с ним он выпускал альманах “Лик земли”, организовал при “Ленсмене” клуб любителей природы со специальной страницей “Синяя птица”. И главное, что было предметом гордости для отца, - то, что в любых обстоятельствах сын всегда оставался самим собой.
В круг пристального взгляда Эдуарда Мацкевича входили всегда природа, культура, литература. Он живо и остро откликался на современные проблемы, предлагал действенные решения. Но во главе угла всегда оставался человек - красивый, честный, светлый. “То, что пишут журналисты - это хроника времени, в котором ты жил, - считал Э. Мацкевич. - Поэтому мне очень нравится читать старые очерки - словно время читаешь, пусть даже это было где-то напыщенно, где-то фальшиво. В нынешних романах, допустим, даже российских писателей, время не чувствуется. Разве только сленг, жаргон. Они думают, что это оживляет материал. Неправда. Надо учиться у Бунина, Чехова, Паустовского, Набокова, Булгакова...” Целую галерею прекрасных портретов современников оставил нам в наследство Эдуард Мацкевич!
Он сказал свое слово и в журналистике, и в литературе. Держу в руках одну из последних его книг “Красный сайгак” с его удивительно теплым и добрым автографом... Он назвал ее, как и рассказ о “казахском Лермонтове” - Султанмахмуте Торайгырове, написавшем удивительные строки: “Счастье - это красный Сайгак. Погоня за ним - байга. Один не догонит его никак, другой берет за рога”. В этой нескончаемой байге вырисованы на страницах книги неповторимые судьбы наших современников, а значит, и автора. Наверное, в этом и есть секрет ее популярности. Один рассказ о замечательном актере Камале Кармысове Эдуард Олегович назвал “Светлый человек с улицы Мира”.
Сегодня, прощаясь с Эдуардом Мацкевичем, невозможно не сказать: спасибо, Светлый человек с улицы Курмангазы.... |