ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Кто пережил войну, тот знает Люди

Галя Галкина
С Сейткасымом Жамановичем Боранкуловым я познакомилась в офисе Общественного фонда Совета ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны. Ветеран пришел сюда по случаю заседания Наблюдательного совета фонда. Дел у ветеранов и волонтеров фонда много - нужно помогать тем участникам Великой Отечественной войны, кто сегодня болен, нуждается в помощи. И еще одно большое общее дело - подготовка к 70-летию Великой Победы. И пока мы ждали, когда соберутся все участники встречи, неспешно беседовали с Сейткасымом Жамановичем Боранкуловым о войне и мире. Конечно же, говорил в основном он, ветеран Великой Отечественной войны, а я задавала вопросы и записывала его монолог
alt
Три танкиста

- Танки никогда не пребывают в покое, они постоянно в движении. Если мы стоим в обороне, то три-четыре танка совершают рейд в тыл врага - на 40-50 километров. Все оборонительные сооружения врага на пути разрушаем, давим и, если остаемся живы и здоровы, то возвращаемся обратно. Я пошел в первый бой лейтенантом и завершил войну лейтенантом. Если ранят пехотинца, то он попадает в госпиталь, там получает лечение и возвращается в свою часть. Так же происходит и с артиллерией. С нами иначе: когда танкисты получают ранение, то, скорее всего, сгорают в танке. А если все же удалось уцелеть, то танкист не попадает в свою часть. После ранения и госпиталя нас направляют на военный завод, где мы получаем танк, грузимся с ним в эшелон и отправляемся на фронт. Наши танки работали на бензине, поэтому в бою горели, как спички. Уже к концу 1942 года стали выпускать танки Т-34.

Тяжелый бой
Сейткасым Жаманович Боранкулов добрался со своим экипажем до Курской Дуги, оттуда пошел на Прибалтику. Там получил тяжелое ранение, попал в госпиталь в Горьком, где и встретил Победу.
- Кто пережил войну, тот знает... Тяжелый бой случился под Воронежем. Техники у нас было маловато. Основные бои шли силами солдат. Дивизия шла на дивизию: раскромсали друг друга, как в мясорубке. Мало кто уцелел. Мы никогда не думали, что останемся в живых. Оказывается, люди привыкают и к войне. Шли на бой, как будто на прогулку. Очень просто прощались перед боем - без страха и слез: “Если живы будем, то встретимся!”. Казалось бы, мы идем на смерть и должны плакать. Так и было в первых боях. Ранят одного из танкистов, прибегают десятеро, чтобы посочувствовать, помочь... А немец в этот момент и стукнет по скоплению людей, и вместо одного погибают десять человек. Позже научились: если ранят одного, мы его отправляем в тыл: “Быстрее уходи!”. Самый крупный бой мы приняли под Воронежем. Всюду была смерть! Сколько людей погибло. Один генерал потом написал о том, что он участвовал во многих боях, но такой массовой гибели людей, как под Воронежем, он нигде не видел!

Кому Победа,
а кому - беда!

Весть о Победе застала в госпитале - на границе с Прибалтикой.
- О Победе услышали по радио. Офицеры так ликовали, узнав о разгроме фашистов, что забыли об осторожности, начали стрелять в потолок, а раненые этажом выше от этих победных залпов погибли... И для них День победы стал днем гибели. Офицеры радовались, пьянствовали, от радости дурачились, дали залпы из своих пистолетов в потолок и погубили людей наверху... Я, тяжело раненый, “лежачий”, тоже находился в одной из палат, слышал эту канонаду в День Победы, потом узнал о тех, кто под горячую руку погиб. Госпиталь был деревянной постройки, полы, потолки тонкие...
После выхода из госпиталя я получил танки в Сормове для наших экипажей. Сталин готовился вернуть армянские земли, планировал начать войну с Турцией. Нас перебросили в Армению, мы стояли на границе и ждали команду наступать. Но потом Рузвельт, Черчилль, Сталин собрались и решили эту проблему мирным путем - без войны.
Мечты о науке
В мирное время Сейткасым Жаманович Боранкулов трудился на партийной работе - вырос от инструктора до первого секретаря райкома. В целинные годы Сейткасым Боранкулов в Кустанайской области организовал Камышинский район, в котором образовались двадцать совхозов. Район этот существует по сей день...
- Всегда мечтал заниматься наукой. Поехал как-то в Москву, зашел в МГУ - Московский государственный университет, поступил в аспирантуру. Взял аграрную тему и за полтора года защитил диссертацию. Трудился до пота! Сорок лет потом преподавал историю КПСС в Техническом университете имени Сатпаева.

Атамекен
- Нет, мы не думали, что останемся живыми. Но у меня было желание, большая мечта - ступить на казахскую землю. Когда я демобилизовался из армянского города Кировокана, ехал домой через Москву, Троицк, Челябинск. Ждал, когда же окажусь в родных краях. Проводника попросил: “Подойдем к границе с Казахстаном, разбуди меня, пожалуйста!”. Еду и боюсь, что просплю! Вот поезд остановился на полустанке, на разъезде Голощекина. Я вышел из своего вагона, спустился вниз и хожу вдоль состава - туда-сюда - по родной казахской земле. Я волновался, мое сердце сильно билось. Исполнилась моя мечта! Я вернулся домой в конце мая. Стоял прекрасный день, все расцвело, воздух был свежий, ароматный.

Я приласкал
ягненка

- Оформился на работу в Кустанае, а потом ездил по районам. Жил я все время на квартире. Приду домой, а там пусто - нет ни сахара, ни муки, ни чая. И все это ударяет по мне, по моему сердцу - будто я виноват, что в доме пусто, нет продуктов. Тогда решил я. Мне было 25 лет - самое время жениться! И теперь я отправлялся в командировку по службе, а сам искал себе невесту по всей области. Смотрю на девушек - русские, татарки, казашки... А как найти среди них единственную? Один друг, фронтовик, сказал мне: “В нашем Карабалыкском районе есть красивые девушки. Поищи среди них”. Мы все дела бросили и поехали искать мне невесту. Вышли на станции, идем пешком, в 25 километрах от станции - поселок. И вдруг нам навстречу идет девушка. Оказалось, что она знакомая моего друга. Я стою в стороне. Они разговаривают между собой. Друг подошел ко мне, сказал тихонько, что девушка хочет познакомиться со мной. Так и встретил я ее, мою невесту. У казахов есть детская песенка: “Приехал я в деревеньку, и первым встретил меня ягненок. Я приласкал ягненка, и он пошел за мной”... Так случилось и со мной, как в песенке про ягненка. Наши судьбы были похожи: ее отец погиб на фронте, мать умерла от болезни. Я был сиротой, детдомовцем. Всех родственников потерял, погибли от голода. Так же и с ней. Оставался лишь дядя по линии матери. И он согласился отдать свою племянницу за меня замуж. Кульшан было всего восемнадцать лет. Она была красавицей. Я искал себе красивую невесту, не хотел жениться “на ком попало”...

Свадьба
- Я жил в Кустанайской области, Жангильдинском районе. Пошел ко второму секретарю обкома, друг посоветовал попросить у него помощь. Рассказал ему, что хочу жениться, а у меня, фронтовика, нет ничего. Второй секретарь обкома позвонил моему начальнику: “Твой работник хочет жениться, надо помочь!”. Вот так они помогли мне - дали сани и пару лошадей, чтобы я привез мою невесту из поселка. Кое-что из офицерского обмундирования я продал, одежда офицера ценилась в те годы, дорого стоила. Нужно было на свадебный стол что-то ставить. Водки тогда не найти было. Готовили брагу из сахара и пшеницы, самогон. Вещи невесты отправили на лошадях, по обычаю сопровождала этот обоз старушка. Сами решили поехать на поезде, пришли на станцию, а там толпа, билетов нет на поезд. Друг мой, экспедитор, отдал поллитровку проводнику, чтобы он нас без билетов посадил. Расположились, вдруг идет проверяющий контролер. Что делать? Я спрятал Кульшан и друга за печкой, а сам стою в тулупе, собой закрыл пространство. Контролер спрашивает билет, а я говорю, что нет здесь никого. Видимо, он меня принял за работника поезда.
Приехали в Кустанай, такси нет. Добирались до моей квартиры на санях. Сыграли свадьбу, пригласили друзей, знакомых, дорогих моих товарищей - человек пятнадцать всего было. Конечно, в то время это была скромная свадьба, не было такой роскоши, как сейчас. В 1947 году получили квартиру от Облпотребсоюза. Потом я переехал с Кульшан в район, поступил на партийную работу, вырос от инструктора до первого секретаря райкома... Я в те годы заведовал отделом пропаганды, много рассказывал о войне - постоянно выступал в школах, совхозах.

Счастливы вместе
- С Кульшан так и живем вместе с 1947 года, вырастили шестерых детей, двоих мальчиков, Мурата и Болата, и четырех девочек - Алию, Гульнару, Сауле, Ботагоз. Сыновья стали врачами, один в Кустанае, сейчас он на пенсии, имеет собственную поликлинику, второй сын в Баканасе, главный участковый врач в больнице. Дочери получили высшее образование, они - педагоги.

Мы сами виноваты
- Наша страна пережила трудный период. В годы реформ в “лихие девяностые” один директор совхоза произнес речь, фраза из которой стала знаменитой: “Все, что мы создали за семьдесят лет советской власти, в девяностые разбазарили за два года!”. Был совхоз “Буревестник” в Кустанайской области - 100 гектаров посевных площадей - совхоз-гигант в советское время. 10 тракторных бригад! “Буревестник” сдавал государству до 10 миллионов пудов хлеба ежегодно. И от такого большого хозяйства ничего не осталось, все растащили... Конечно, во многих наших трудностях мы сами виноваты. Если человек сыт, хорошо одет, разве у него будет кризис? Мы учимся и работаем, чтобы жить хорошо и приносить пользу стране, и чтобы мы сами хорошо жили. Сельское хозяйство - это наш фундамент, мы ногами стоим на земле! И, если сельское хозяйство развито и хорошо работает, всем гражданам страны будет хорошо! Но сегодня сельское хозяйство разорено. Все спрятались в городах. Всюду дороговизна, цены растут. Сравните: в советское время на одного колхозника, крестьянина, приходилось по пять-шесть человек, а в настоящее время на одного крестьянина, сельского труженика, приходится по 200-300 человек! Как прокормить колхознику такую армию едоков? Надо поднимать сельское хозяйство!

В движении -
жизнь!

Сейткасым Жаманович Боранкулов в течение пятнадцати лет читает бесплатно лекции курсантам в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи.
- Рассказываю о том, что пережил в своей жизни. Советую молодым: “Надо трудиться!”. Я всю жизнь учился и работал. Так и должно быть: человек должен трудиться, оставаться в движении - это хорошо для себя и для Родины. Без движения - нет жизни!

Справка “НП”
Сейткасым Жаманович Боранкулов - танкист, на фронт попал со школьной скамьи, окончил Сталинградское танковое училище. Воевал с первых дней войны - до победного конца. Участвовал в боях на Воронежском фронте, на Курской Дуге. Ему идет 94-й год. Профессор, полковник. Сегодня является председателем наблюдательного совета Общественного фонда Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны. Награды - ордена Отечественной войны первой и второй степени, орден Трудового Красного знамени.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение