|
Галина Галкина
Ее жизнь - блестящая джазовая импровизация, в которую она вовлекает огромное количество людей, превращая общение в ошеломительный джем-сейшн. И если страна до сих пор поглощена поиском национальной идеи, то Гульдана Жолымбетова давно ее для себя открыла: “Джаз - это свобода, мышление без устаревших норм, демократия, новая идеология, показатель душевного здоровья нации”.
Гульдана Базылхановна Жолымбетова - профессор Казахской национальной академии музыки, заведующая кафедрой “Искусство джаза и эстрады”, лауреат международного конкурса, почетный член Международной джазовой ассоциации (США), преподаватель специального фортепиано, концертный исполнитель, солист камерного ансамбля, концертмейстер.
Студенты называют своего неугомонного педагога “джаз-апашкой”. Но она совсем не похожа на бабушку. Джазовый темперамент делает условностью ее солидный возраст: в декабре Гульдане Базылхановне исполняется 60 лет. А в 2007-м профессор джаза отметила 40-летие своей деятельности грандиозными концертами, в которых, разумеется, преобладал джаз!
|
Сегодня Гульдана Базылхановна находится в США, куда она отправилась для участия в проекте “Казахстан - перекресток Европы и Азии”, автором которого и является. Более 100 казахстанцев побывали в США в рамках проекта.
“Джазофрения” у нее с детства. Родом Гульдана Жолымбетова из Караганды. В послевоенные годы там было очень много репрессированных музыкантов. Особенно много немцев. Отец Гульданы, Базылхан Ибраевич Жолымбетов, директор музыкальной школы, искал и находил преподавательские кадры в тюрьмах, в трудармии, где только можно.
- И из Харбина русские были, в их числе и Александр Варламов, основоположник советского джаза. Какие замечательные музыканты работали! Они собирались у нас дома, общались, музицировали, капустники разыгрывали - я отлично все помню. Позже Александру Варламову дали возможность организовать при филармонии оркестр. Возник отличный биг-бенд. В те времена было модно играть в кинотеатрах перед каждым сеансом, и этот биг-бенд очень часто исполнял джаз. Мой папа играл с ними - он флейтист был. В такой среде я и росла. Всюду звучала джазовая музыка, но вслух говорить, что это джаз, было нельзя. Поэтому я даже не догадывалась, что это запрещенная музыка! Она мне очень нравилась.
Гульдана с отличием закончила школу, училище по классу фортепиано и поступила в алма-Атинскую консерваторию, в Московскую аспирантуру.
- Первая казахская ласточка! У меня было вполне академическое направление в музыке, я и лауреатом стала, и в Болгарию ездила, и в Эстонию... В Москве существовала иная, более прогрессивная, среда. Однажды в музыкальном магазине я увидела “Рапсодию в стиле блюз” Гершвина, немедленно купила ноты и сразу увидела афишу о концерте, где игралось это произведение. Пошла на концерт и... Видимо, то, что подспудно лежало во мне и ждало своего часа, наконец выплеснулось! Это был 1973 год. Я стала с радостью разбирать рапсодию, искать другие джазовые произведения, а мой профессор объяснял мне, что это хорошая музыка, но играть ее нельзя! Но я уже не могла отказаться от джаза...
В Астане Гульдана Базылхановна живет пять лет. Приехала из южной столицы по приглашению ректора Казахской национальной академии музыки Айман Мусаходжаевой: открывалась кафедра “Искусство джаза и эстрады”.
Теперь с именем Гульданы Жолымбетовой связывают наступление джазовой эры в Астане. Профессор кафедры “Искусство джаза и эстрады” открыла джаз-клуб, в котором собирались ценители этого свободолюбивого музыкального жанра: общались, музицировали, слушали, импровизировали. В 1994 году Гульдана Жолымбетова проложила дорогу в США - на ежегодные международные джазовые конференции.
В самом начале оказалось очень сложным привлечь молодежь на сторону джаза - у многих студентов академии появлялось желание освоить новый жанр, но за каждым из них стояли педагоги, поборники строгой классической музыки. Гульдане Базылхановне пришлось ломать “стену” предубеждений, доказывая и убеждая всех, что джаз можно слушать и играть не только в западных странах, но и в Казахстане. И теперь “джазофренией” охвачена не только Астана, эпидемия победно простирается по городам Казахстана. Часто идеолог джаза со своими студентами дает бесплатные концерты, чтобы демократичный жанр не ведал границ и предрассудков.
Минувшей зимой Гульдана Жолымбетова со студенческим оркестром “Биг-Бенд” подготовили концерты “Черный джаз среди белых снегов”, “Легенды джаза”. А теперь замахнулись на мюзикл “Чикаго”!
Как проходит рабочий день джаз-вумен? Жизнь идет по плану, расписанному по проектам на 2 года вперед. Есть план на месяц, который Гульдана Базылхановна составляет в начале каждого месяца. Есть планы на неделю, на день - он составляется утром этого дня или накануне вечером. А иногда она “нагло плюет” на все дела и “ложится на дно”, накапливает силы...
- Гульдана Базылхановна, что больше всего Вы цените в людях?
- Оптимизм! Не люблю депрессников, они действуют на нервы. Ценю в людях чувство юмора. Моя жизненная позиция: под лежачий камень вода не течет, жить, сгорая, а не ржавея. Когда возникают проблемы, то стараюсь воспринимать их как должное - все преодолею!
- Что составляет Вашу гордость?
- Мой сын - большая умница, живой собеседник, хороший пианист, знает 4 языка, прекрасно танцует, великолепно разбирается в компьютере, перспективный в сфере бизнеса, имеет в голове кучу идей и проектов. Другая моя гордость - это Астана, которой горжусь безмерно и от всего сердца!
- С кем из корифеев джаза приходилось видеться и общаться?
- На джазовых конференциях в США я имела счастье видеть и слышать Чика Кориа, Дэйва Брубека, Билла Тейлора, Бобби Шу... В прошлом году в Лас-Вегасе посетила концерты Селин Дион, Элтона Джона, Барбары Стрейзанд.
- Назовите три наиважнейших события в Вашей жизни.
- Первое событие: учеба и стажировка при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Мой профессор - Виктор Мержанов, корифей русской и советской фортепианной школы. Именно он помог мне раскрыться как музыканту. Как пианистка, я получила отличное образование в Алматинской консерватории имени Курмангазы, у профессора Евы Коган. Второе событие: рождение сына. Его зовут Базыл (в честь деда - основателя музыкального образования Казахстана - Жолымбетова Базылхана Ибраевича). Сын стал для меня физической и духовной поддержкой, смыслом жизни. Третье событие: открытие кафедры “Искусство джаза и эстрады” в Казахской национальной академии музыки. Для меня это стало возможностью профессионально развивать джаз в Казахстане.
- Имя какого джазового музыканта для Вас священно?
- Джазовый композитор, с творчеством которого я практически соприкоснулась - Джордж Гершвин. Его “Рапсодия в стиле блюз” стала моей визитной карточкой. Я исполнила это произведение в 1974 году. С тех пор оно постоянно сопровождает меня. Я играла рапсодию в городах Казахстана, в Канаде, США, Австралии. С годами интерпретация этого сочинения менялась: мне кажется, только сейчас я поняла удивительное сочетание прекрасной, колоритной гармонии и разнообразной яркой ритмики. Если раньше я, исполняя это сочинение, увлекалась техническими эпизодами, то теперь слышу и стараюсь передать слушателям красоту джазовой гармонии и ритма. Джордж Гершвин - композитор, сумевший перевернуть традиции классической музыки, раздвинуть границы ее возможностей, придать ей живое дыхание и беспокойный пульс сегодняшнего дня.
- Кроме излюбленной “Рапсодии в стиле блюз” какое произведение готовы играть всегда?
- “Караван” в аранжировке Дюка Эллингтона. Почему “Караван”? Я - тоже караван, полный идей, замыслов, проектов. Злые и завистливые пытаются остановить этот караван, но он идет и идет... и ни на кого не обращает внимания.
- Вы легко находите контакт со студентами? Как воспитать человека в наше действительно прагматичное и суетливое время?
- Студенты кафедры “Искусство эстрады” - это особенные, творчески одухотворенные молодые люди. Игра джаза в “Биг-Бенде” накладывает на них характерный отпечаток: юные музыканты импульсивны, очень музыкальны, умеют импровизировать, любознательны и дружелюбны. Знают, чего хотят. Прекрасно сочетают и учебу, и работу.
- Каковы Ваши планы на будущее? И что уже воплотилось?
- Первый выпуск нашей кафедры удачно осуществлен! Все закончили Академию музыки только на хорошо и отлично! В этом году - второй выпуск (шесть человек), из которых двое окончили академию с отличным дипломом! Несколько выпускников будут работать на кафедре, пока совместителями. Им надо окончить магистратуру, которая будет открыта на кафедре в следующем учебном году.
Летом этого года в Казахскую национальную академию музыки приезжал известный хореограф Льюис Уитлок, который провел мастер-классы со студентами кафедры джаза: работал над отрывками из американских мюзиклов. Полезный опыт! Маэстро был также в Караганде и Павлодаре.
Приезд такого известного хореографа еще раз убедил меня в том, что пора начать работу над постановкой мюзикла. Для этого есть и нотный материал, и голоса, и желание студентов. Мы запланировали два вечера мюзикла: “Мюзикл! Только мюзикл!” и концертную версию мюзикла “Чикаго”.
- В этом году Вам исполнится 60 лет. Большая дата. Поздравляем Вас! Какое пожелание было бы для Вас наиболее актуальным?
- Есть еще желание работать и приносить пользу родине. Но, к сожалению, отдачи (кроме зарплаты) нет. У меня до сих пор нет квартиры! Никого не интересует, как живет джаз-апашка. Мне стыдно говорить своим американским коллегам, что у меня нет двери, которую я бы открыла, нет угла, где я бы восстановила свои силы после трудного рабочего дня. Я просто оптимистическая бомжиха! Снимала комнату в общежитии, сейчас снимаю за безумные деньги квартиру... Была возможность уехать в США: знаю английский язык, американскую фортепианную методику.
Есть такое слово “патриотизм”. Мы как-то стали относиться к этому слову слишком обыденно и просто. Но лично для меня это слово много значит! Есть огромная гордость за Казахстан, за его талантливый народ. Моя работа - развитие джаза в республике - конечно, капля в море. Но из множества капель состоят река, озеро, море, океан... |