ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Я - караван идей Люди

Галина Галкина
Ее жизнь - блестящая джазовая импровизация, в которую она вовлекает огромное количество людей, превращая общение в ошеломительный джем-сейшн. И если страна до сих пор поглощена поиском национальной идеи, то Гульдана Жолымбетова давно ее для себя открыла: “Джаз - это свобода, мышление без устаревших норм, демократия, новая идеология, показатель душевного здоровья нации”.
Гульдана Базылхановна Жолымбетова - профессор Казахской национальной академии музыки, заведующая кафедрой “Искусство джаза и эстрады”, лауреат международного конкурса, почетный член Международной джазовой ассоциации (США), преподаватель специального фортепиано, концертный исполнитель, солист камерного ансамбля, концертмейстер.
Студенты называют своего неугомонного педагога “джаз-апашкой”. Но она совсем не похожа на бабушку. Джазовый темперамент делает условностью ее солидный возраст: в декабре Гульдане Базылхановне исполняется 60 лет. А в 2007-м профессор джаза отметила 40-летие своей деятельности грандиозными концертами, в которых, разумеется, преобладал джаз!


alt
Сегодня Гульдана Базылхановна находится в США, куда она отправилась для участия в проекте “Казахстан - перекресток Европы и Азии”, автором которого и является. Более 100 казахстанцев побывали в США в рамках проекта.
“Джазофрения” у нее с детства. Родом Гульдана Жолымбетова из Караганды. В послевоенные годы там было очень много репрессированных музыкантов. Особенно много немцев. Отец Гульданы, Базылхан Ибраевич Жолымбетов, директор музыкальной школы, искал и находил преподавательские кадры в тюрьмах, в трудармии, где только можно.
- И из Харбина русские были, в их числе и Александр Варламов, основоположник советского джаза. Какие замечательные музыканты работали! Они собирались у нас дома, общались, музицировали, капустники разыгрывали - я отлично все помню. Позже Александру Варламову дали возможность организовать при филармонии оркестр. Возник отличный биг-бенд. В те времена было модно играть в кинотеатрах перед каждым сеансом, и этот биг-бенд очень часто исполнял джаз. Мой папа играл с ними - он флейтист был. В такой среде я и росла. Всюду звучала джазовая музыка, но вслух говорить, что это джаз, было нельзя. Поэтому я даже не догадывалась, что это запрещенная музыка! Она мне очень нравилась.
Гульдана с отличием закончила школу, училище по классу фортепиано и поступила в алма-Атинскую консерваторию, в Московскую аспирантуру.
- Первая казахская ласточка! У меня было вполне академическое направление в музыке, я и лауреатом стала, и в Болгарию ездила, и в Эстонию... В Москве существовала иная, более прогрессивная, среда. Однажды в музыкальном магазине я увидела “Рапсодию в стиле блюз” Гершвина, немедленно купила ноты и сразу увидела афишу о концерте, где игралось это произведение. Пошла на концерт и... Видимо, то, что подспудно лежало во мне и ждало своего часа, наконец выплеснулось! Это был 1973 год. Я стала с радостью разбирать рапсодию, искать другие джазовые произведения, а мой профессор объяснял мне, что это хорошая музыка, но играть ее нельзя! Но я уже не могла отказаться от джаза...
В Астане Гульдана Базылхановна живет пять лет. Приехала из южной столицы по приглашению ректора Казахской национальной академии музыки Айман Мусаходжаевой: открывалась кафедра “Искусство джаза и эстрады”.
Теперь с именем Гульданы Жолымбетовой связывают наступление джазовой эры в Астане. Профессор кафедры “Искусство джаза и эстрады” открыла джаз-клуб, в котором собирались ценители этого свободолюбивого музыкального жанра: общались, музицировали, слушали, импровизировали. В 1994 году Гульдана Жолымбетова проложила дорогу в США - на ежегодные международные джазовые конференции.
В самом начале оказалось очень сложным привлечь молодежь на сторону джаза - у многих студентов академии появлялось желание освоить новый жанр, но за каждым из них стояли педагоги, поборники строгой классической музыки. Гульдане Базылхановне пришлось ломать “стену” предубеждений, доказывая и убеждая всех, что джаз можно слушать и играть не только в западных странах, но и в Казахстане. И теперь “джазофренией” охвачена не только Астана, эпидемия победно простирается по городам Казахстана. Часто идеолог джаза со своими студентами дает бесплатные концерты, чтобы демократичный жанр не ведал границ и предрассудков.
Минувшей зимой Гульдана Жолымбетова со студенческим оркестром “Биг-Бенд” подготовили концерты “Черный джаз среди белых снегов”, “Легенды джаза”. А теперь замахнулись на мюзикл “Чикаго”!
Как проходит рабочий день джаз-вумен? Жизнь идет по плану, расписанному по проектам на 2 года вперед. Есть план на месяц, который Гульдана Базылхановна составляет в начале каждого месяца. Есть планы на неделю, на день - он составляется утром этого дня или накануне вечером. А иногда она “нагло плюет” на все дела и “ложится на дно”, накапливает силы...
- Гульдана Базылхановна, что больше всего Вы цените в людях?
- Оптимизм! Не люблю депрессников, они действуют на нервы. Ценю в людях чувство юмора. Моя жизненная позиция: под лежачий камень вода не течет, жить, сгорая, а не ржавея. Когда возникают проблемы, то стараюсь воспринимать их как должное - все преодолею!
- Что составляет Вашу гордость?
- Мой сын - большая умница, живой собеседник, хороший пианист, знает 4 языка, прекрасно танцует, великолепно разбирается в компьютере, перспективный в сфере бизнеса, имеет в голове кучу идей и проектов. Другая моя гордость - это Астана, которой горжусь безмерно и от всего сердца!
- С кем из корифеев джаза приходилось видеться и общаться?
- На джазовых конференциях в США я имела счастье видеть и слышать Чика Кориа, Дэйва Брубека, Билла Тейлора, Бобби Шу... В прошлом году в Лас-Вегасе посетила концерты Селин Дион, Элтона Джона, Барбары Стрейзанд.
- Назовите три наиважнейших события в Вашей жизни.
- Первое событие: учеба и стажировка при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Мой профессор - Виктор Мержанов, корифей русской и советской фортепианной школы. Именно он помог мне раскрыться как музыканту. Как пианистка, я получила отличное образование в Алматинской консерватории имени Курмангазы, у профессора Евы Коган. Второе событие: рождение сына. Его зовут Базыл (в честь деда - основателя музыкального образования Казахстана - Жолымбетова Базылхана Ибраевича). Сын стал для меня физической и духовной поддержкой, смыслом жизни. Третье событие: открытие кафедры “Искусство джаза и эстрады” в Казахской национальной академии музыки. Для меня это стало возможностью профессионально развивать джаз в Казахстане.
- Имя какого джазового музыканта для Вас священно?
- Джазовый композитор, с творчеством которого я практически соприкоснулась - Джордж Гершвин. Его “Рапсодия в стиле блюз” стала моей визитной карточкой. Я исполнила это произведение в 1974 году. С тех пор оно постоянно сопровождает меня. Я играла рапсодию в городах Казахстана, в Канаде, США, Австралии. С годами интерпретация этого сочинения менялась: мне кажется, только сейчас я поняла удивительное сочетание прекрасной, колоритной гармонии и разнообразной яркой ритмики. Если раньше я, исполняя это сочинение, увлекалась техническими эпизодами, то теперь слышу и стараюсь передать слушателям красоту джазовой гармонии и ритма. Джордж Гершвин - композитор, сумевший перевернуть традиции классической музыки, раздвинуть границы ее возможностей, придать ей живое дыхание и беспокойный пульс сегодняшнего дня.
- Кроме излюбленной “Рапсодии в стиле блюз” какое произведение готовы играть всегда?
- “Караван” в аранжировке Дюка Эллингтона. Почему “Караван”? Я - тоже караван, полный идей, замыслов, проектов. Злые и завистливые пытаются остановить этот караван, но он идет и идет... и ни на кого не обращает внимания.
- Вы легко находите контакт со студентами? Как воспитать человека в наше действительно прагматичное и суетливое время?
- Студенты кафедры “Искусство эстрады” - это особенные, творчески одухотворенные молодые люди. Игра джаза в “Биг-Бенде” накладывает на них характерный отпечаток: юные музыканты импульсивны, очень музыкальны, умеют импровизировать, любознательны и дружелюбны. Знают, чего хотят. Прекрасно сочетают и учебу, и работу.
- Каковы Ваши планы на будущее? И что уже воплотилось?
- Первый выпуск нашей кафедры удачно осуществлен! Все закончили Академию музыки только на хорошо и отлично! В этом году - второй выпуск (шесть человек), из которых двое окончили академию с отличным дипломом! Несколько выпускников будут работать на кафедре, пока совместителями. Им надо окончить магистратуру, которая будет открыта на кафедре в следующем учебном году.
Летом этого года в Казахскую национальную академию музыки приезжал известный хореограф Льюис Уитлок, который провел мастер-классы со студентами кафедры джаза: работал над отрывками из американских мюзиклов. Полезный опыт! Маэстро был также в Караганде и Павлодаре.
Приезд такого известного хореографа еще раз убедил меня в том, что пора начать работу над постановкой мюзикла. Для этого есть и нотный материал, и голоса, и желание студентов. Мы запланировали два вечера мюзикла: “Мюзикл! Только мюзикл!” и концертную версию мюзикла “Чикаго”.
- В этом году Вам исполнится 60 лет. Большая дата. Поздравляем Вас! Какое пожелание было бы для Вас наиболее актуальным?
- Есть еще желание работать и приносить пользу родине. Но, к сожалению, отдачи (кроме зарплаты) нет. У меня до сих пор нет квартиры! Никого не интересует, как живет джаз-апашка. Мне стыдно говорить своим американским коллегам, что у меня нет двери, которую я бы открыла, нет угла, где я бы восстановила свои силы после трудного рабочего дня. Я просто оптимистическая бомжиха! Снимала комнату в общежитии, сейчас снимаю за безумные деньги квартиру... Была возможность уехать в США: знаю английский язык, американскую фортепианную методику.
Есть такое слово “патриотизм”. Мы как-то стали относиться к этому слову слишком обыденно и просто. Но лично для меня это слово много значит! Есть огромная гордость за Казахстан, за его талантливый народ. Моя работа - развитие джаза в республике - конечно, капля в море. Но из множества капель состоят река, озеро, море, океан...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Уважаемая Гульдана Базылхановна!
Я очень рада нашему знакомству и горжусь Вами!
Огромное Вам Спасибо за Ваш труд, вклад и развитие Вашей деятельности в Казахстане!
От всей души желаю Вам здоровья,творческих успехов и новых побед!!!

С уважением, Жанар.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение