ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Чистый звук Люди

Галя Галкина
Концертный оркестр акима города Алматы составил музыкальную историю на протяжении почти пятидесяти лет наряду с другими коллективами нашей страны. Созданный в 1965 году в недрах Гостелерадио КазССР, Камерный оркестр возглавляли разные деятели музыкальной культуры Казахстана. Исполняя в основном классические произведения, оркестр уделял и уделяет большое значение сочинениям казахских, казахстанских и постсоветских авторов, имеет огромную фонотеку в золотом фонде Казахского радио и телевидения. Концертный оркестр акима города Алматы с 1 марта 1998 года стал правопреемником, продолжателем исполнительских и эстетических традиций камерного. С 1975 года и по сей день его возглавляет народный артист РК, член Союза композиторов Казахстана и СССР Мурат Бекмухамедович Серкебаев
alt
В конце прошлого года Концертный оркестр акима города Алматы под управлением Мурата Серкебаева дал классический концерт в Москве, который был посвящен независимости Казахстана. Исполнялись произведения Гайдна, Баха, Генделя, Элгара, Гершвина, Чайковского. Московская публика познакомилась с композицией карагандинского автора, талантливого композитора Алибека Кагенова, музыканты сыграли его фантазию на тему песни “Макпал” народного композитора Ахана Сере и легендарный кюй “Сары-Арка” Курмангазы, который никого не мог оставить равнодушным. В концерте принимали участие солисты, лауреаты международных конкурсов Ермек Курманаев, Малика Кусаинова, Жамиля Серкебаева. Выступление казахстанских музыкантов москвичи встретили с восторгом, аплодировали стоя. В финале, на “десерт”, оркестр исполнил легкие пьесы. На “бис” оркестр представил две пьесы Чайковского - “Апрель” и “Октябрь” из “Времен года” После окончания выступления к музыкантам оркестра подходили слушатели, чтобы выразить благодарность и восхищение.
- Какому бы событию ни посвящались наши концерты, музыка всегда остается духовной ценностью. О музыке говорят, что она посол мира и ее не отзовешь. Искусство - это вид культурных связей между странами. Московские слушатели очень требовательные, взыскательные, они избалованы исполнителями мирового масштаба. Для нас выступление в Москве было почетным и ответственным событием, а потому, разумеется, готовились к концерту тщательно, “вылизывая” каждую нотку. В настоящее время мы не так часто выезжаем с концертами, тем значительнее для нас такие поездки. Московские слушатели не хотели нас отпускать, но любой концерт имеет определенный временной формат. Это только на наших телеканалах безразмерно пропагандируются самодеятельные концерты, где нет ни формы, ни содержания. Я иногда думаю: неужели наша участь до конца жизни быть обреченными слушать и видеть то, что навязывает нам телевидение. Смотрю по телевидению только новостные, информационные передачи.
- Почему, по Вашему мнению, происходит такое?
- С обретением независимости, при всех ее плюсах, появилась в музыке вседозволенность. Каждый делает то, что ему заблагорассудится. Раньше наш коллектив назывался Камерным оркестром Гостелерадио Казахской ССР. В те годы в любом творческом коллективе - в Оперном театре, Госфилармонии, где-то еще - были художественные советы, которые принимали произведения крупной и малой формы, произведения песенного жанра, прежде чем их озвучить, обнародовать. В худсоветах находились крупные специалисты разных жанров - композиторы, исполнители, поэты, дирижеры, где любое произведение получало оценку специалистов. А сейчас, пожалуйста, заплати деньги и вперед - эфир и сцена в твоем распоряжении. Все решают деньги. Музыка должна быть сделана профессионалами и исполняться также должна специалистами, профессионалами. Остальное - дилетантщина.
- Именно поэтому так важно то, что делаете Вы и Ваши коллеги. Расскажите о деятельности Вашего коллектива в Алматы.
- Мы постоянно даем имиджевые концерты в различных залах нашей южной столицы. Как правило, это классика. Лишь иногда исполняем более демократичную музыку, охватываем песенный жанр - классику постсоветской, казахстанской песни. Также изредка даем концерты из полуджазового репертуара - Фрэнка Синатры, Билли Холидей, Натали Колл, Ната Кинг Колла. В том числе мы занимаемся просветительской и благотворительной деятельностью. Посещаем с концертами дома престарелых, инвалидов. Этих обделенных людей надо, несомненно, чем-то радовать, уделять внимание. В конце января нынешнего года планируем концерт в школе “Мирас”. Осенью был концерт в спецлицее “Арыстан”. Наметили мы для своих выступлений и другие школы, воинские части, вузы.
- Какова Ваша гастрольная деятельность? Вы часто бываете в Москве - культурной Мекке России?
- В Москве мы бываем не часто. Это связано прежде всего с финансовыми расходами. Если не зависеть от этого, можно было планировать гастроли в ближнее и дальнее зарубежье. Оркестру необходимо администрирование в этом направлении, планировать нашу гастрольную деятельность, изыскивать средства.
- Что исполняла на концерте в Москве Жамиля Серкебаева?
- Жамиля играла двойной концерт для скрипки и гобоя И.С. Баха вместе с лауреатом международных конкурсов Маликой Кусаиновой, а в финале Жамиля сыграла две джазовые композиции - “Буги-вуги” Каунта Бэйси и “Сувенир” Полторацкого. Публика встречала ее очень горячо, а также блестяще на этом концерте выступил лауреат международных конкурсов Ермек Курманаев (виолончель), который сыграл концерт для виолончели с оркестром и Гайдна (С-dur).
- Жамиля - блестящий музыкант. Она много выступает, и любое ее появление на публике это феерия мастерства. В музыке она Ваша воспитанница. Как Вы оцениваете свою дочь как музыканта?
- Она ответственная, щепетильная, неуемная, неугомонная. Я скрипач по основной профессии, много лет преподавал в консерватории по классу скрипки. Сам с малых лет занимался с Жамилей, добивался от нее наилучшего результата в исполнении музыки. Дети плохо воспринимают родственников в качестве педагогов, тем не менее до сих пор все профессиональные вопросы решаем вместе. Я ее первый и последний педагог. Жамиля любит свою профессию. Сейчас сложно существовать музыканту, “пробивать” свое искусство. Все, что делает Жамиля, она делает высокопрофессионально, в музыкальной карьере всего добивается своим трудом.
- Как складывается сотрудничество дирижера и оркестра? Любой концерт выглядит праздничным событием для зрителей. Но музыканты много трудятся, прежде чем выйти на сцену.
- Дирижер, сидящий за пультом, и оркестранты вместе делают музыку. Единственное отличие в том, что дирижер диктует какие-то фразы, делает динамические, темповые акценты, подчеркивает фразеологию в музыке. Имеется нотный материал - произведения, написанные композиторами, сейчас вообще нет недостатка в нотном материале, есть интернет, откуда можно скачивать любую музыку. Дирижер может привнести что-то свое, но очень осторожно, то, что касается интерпретации. Трудность заключается в том, чтобы привести игру всех музыкантов к синхронности всех выразительных средств, соединить их игру в единую струю. Все должно быть интеллектуально, четко, красиво. Музыканты должны знать все методы извлечения звука из своего инструмента. Музыка написана, профессионализму обучены все, нужно только все задуманное автором безукоризненно исполнить. Нет никакого волшебства. Дирижерская палочка тоже не несет никакого чуда. Дело в общем уровне всех музыкантов оркестра. Цель нашего оркестра - пропагандировать, просвещать слушателя в условиях, когда идет засилие самодеятельности, когда значительно меньше стало профессиональной музыки любого жанра.
Приятно, когда оркестр или группа музыкантов (ансамбль) играет с мастерством профессиональную музыку. Дирижерская работа в камерном оркестре граничит с преподавательской деятельностью, когда необходимо объяснять, как именно подать музыкальную фразу без примитива, с хорошим вкусом. Дирижерская задача в подобных коллективах ближе к воспитательной, здесь нужно заниматься стерильностью воспроизведения звука.
- В наши дни мы оснащены техникой высокого уровня, можем получать любую музыку из любых доступных источников. Но, видимо, ее не заменишь живой музыкой. Почему важно слушать живое исполнение классики?
- Потому что она воспитывает сокровенные чувства, тягу к прекрасному. Музыка - самое высокое, что может коснуться души. Музыка - это то, от чего человек становится лучше, обращается к духовным ценностям. Музыка, по моему мнению, помогает людям быть духовными даже больше, чем церковь или мечеть. Выше хорошей музыки нет ничего. Музыка делает людей более благородными, добрыми, возвышенными, это и лекарство от наркомании, разгула преступности, падения нравов. Все связано не только с экономикой, но и с воспитанием, музыкальным в том числе.
- Примите сочувствие, соболезнования в связи с уходом из жизни Ермека Бекмухамедовича Серкебаева. Он был для Вас не только братом, но еще и коллегой. 4 декабря в филармонии состоялся концерт Вашего коллектива, посвященный памяти Ермека Серкебаева...
- Это было сразу после ухода Ермека. Концерт не был связан с вокальной музыкой. В будущем мы сделаем вечер памяти Ермека Серкебаева, в который включим вокальные произведения из оперной и песенной классики, из романсов Чайковского, Рахманинова... Многие ведь не знают полного репертуара Ермека Серкебаева. Конечно, как оперного певца его ценят. Но его песенный репертуар многим неизвестен. На слуху “Каватина Фигаро” Россини, а также песня “Надо мной небо синее” из фильма “Наш милый доктор”. Но он столько всего пел! Мы с Ермеком сделали огромную дискографию - записали казахские народные песни, казахстанские, советские - Цфасмана, Богословского, Соловьева-Седого, классику зарубежной песни, некоторые арии, романсы Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки. Обращались к военной песенной тематике. Все записи, которые мы с ним сделали, сохранились в золотом фонде радио и телевидения, они высокого качества. Ермек блестяще пел, сейчас исполнителей такого уровня нет и не скоро будут. Последние годы он не пел, но его дух как музыканта и великого певца присутствовал среди музыкантов, особенно среди вокалистов. Его коллеги восхищались тем, как он поет, какое у него дыхание в пении, какая интерпретация, дикция...
Он был великим мастером и еще недооценен в полной мере, но придет время, когда мастерство его вокала должным образом изучат и оценят. Он был признанным певцом в Советском Союзе, в дальнем зарубежье, где ошеломлял европейскую публику масштабом таланта, мастерства - “откуда такой певец в Азии?”. Даже в Большом театре не было баритона такого уровня. Его уход - большая утрата. Конечно, он прожил долгую жизнь - 87 лет. Но Ермек Серкебаев - великий певец, и хотелось, чтобы его биологическая жизнь была бы долговечнее, но так ведь не бывает. Народный артист, Герой Соцтруда, солист Оперного театра в Киеве Дмитрий Гнатюк прислал телеграмму-соболезнование, в которой написал: “Ушел король баритонов”. Мы потеряли великого певца, музыканта. Он - достояние мира.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение