|
Галя Галкина
Каждый человек воспринимает мир во многом сквозь призму собственной деятельности. Но, если ты посвятил себя галерейному делу, не будешь ли ты оторван от реального мира, коллекционируя работы художников? Наивное представление... Гульмира Шалабаева, доктор философских наук, профессор, владелица известной художественной галереи “ОЮ” - профессионал в своем деле и реалист во взглядах на жизнь
Галерейная деятельность вовсе не сужает кругозор и не отрывает от нашей “грешной” действительности, а наоборот, позволяет находиться в гуще событий и оттачивает гражданскую позицию: “Хотелось бы, чтобы государство поддерживало художников, чтобы осуществлялся госзакуп картин современных художников для музеев, больше давали грантов. В некоторых европейских странах государство берет на себя затраты по выезду художников за границу. А как иначе мир узнает о нашей культуре, если не демонстрировать произведения искусства за рубежом. Искусство нуждается в поддержке и развитии. Если музы поют, то пушки молчат - я так считаю”.
Наша беседа с Гульмирой Кенжебулатовной посвящена евразийству в искусстве.
- Как Вы относитесь к евразийству как галерист? Некоторые историки отрицают понятие евразийства, считают его мифом. Как Вы относитесь к понятию евразийства, как ощущаете, интерпретируете?
- Я стою на позиции Трубецкого, на позиции русских философов и культурологов начала ХХ века, а также разделяю взгляды глубоко мною уважаемого культуролога, ученого Льва Гумилева. Моя позиция столбовая - воспринимаю понятие евразийства так, как все названные мною мыслители. И я тоже писала исследования на эту тему.
- В нашей стране идея евразийства очень популярна...
- Казахская культура исторически несет в себе способность к сосуществованию различных этносов, социальных и религиозных групп, способность к культурному синтезу. Казахская культура, вобравшая в себя на базе степного знания ценности иранской, арабской, тюркской, монгольской, славянской культур, в мировоззренческом плане выходила за рамки чисто национальной культуры. Ей были присущи глубинный интернационализм и гуманизм. В течение длительного исторического времени она выработала культурные коды, ориентированные на обобщение исторического опыта, укоренение механизмов приспособления к климатическим, геополитическим условиям, что свидетельствует о способности к культурной адаптации и интегративной деятельности. Таким образом, мы можем говорить о способности казахской духовности активизировать евразийскую культурно-цивилизационную систему как целостность.
Как бы ни был богат духовный мир народа, он остается миром национальным, вырастает в определенных пространственно-временных границах, фиксирует своеобразие собственного мироощущения и миропонимания. Этим он велик и вместе с тем ограничен. Будущее открывается только той культуре, которая, утверждая свое оригинальное видение мира, открыта опыту мировой истории и культуры, способна понять другие культуры, способна к взаимодействию с ними. Современная духовная культура должна развиваться как открытая динамическая система. В этом плане евразийская парадигма становится особо актуальной.
- Возможно, мой вопрос прозвучит несколько вульгарно, но способствуют ли смешанные браки развитию евразийства?
- Аттила спровоцировал великое переселение народов... И народы смешались, что вызвало впоследствии проявление евразийства в культуре этих народов. Не так давно ученые опубликовали результаты своего исследования, в котором приведены поразительные факты, что по всему миру, включая Европу, обнаружено множество носителей гена Чингисхана. Народы перемешались... Так же и ментально происходит смешение культур. Великие личности рождаются на стыке культур и цивилизаций. Один из ярчайших и дорогих нашему сердцу примеров - Абу-наср аль-Фараби, чье многообразное наследие с одинаковым рвением изучается в разных странах. Великий философ Востока, личность планетарного масштаба, Абу-наср аль-Фараби представлял преимущество многонациональных и поликультурных человеческих сообществ, когда писал о “коллективном городе”, в котором могут сосуществовать мудрецы, ораторы и поэты всех видов. Будучи сам человеком мира, он был убежден в необходимости объединения людей и народов, при этом главным условием должно быть внутреннее, духовное объединение, общность мировоззрения, принцип “человечности”. Поэтому евразийство необходимо понимать как тип отношений, основанный на нравственности и духовности, способности преодолевать крайности Запада и Востока, более того, синтезировать их лучшие черты.
- И разве так уж разделены в области культуры, ментальности русский и казахский народы?
- Евразийство, как феномен духовной среды, глубоко укоренено в менталитете казахского и русского народов. Широта, открытость души, единение с природой, гармоничное отношение к миру - все эти качества близки евразийской идее.
- В искусстве это тоже проявляется. Вы это знаете как галерист, искусствовед, философ...
- Яркими и колоритными примерами евразийской общности в культуре и искусстве Казахстана могут стать жизнь и творчество талантливых художников нашего времени, типичных евразийцев Е.Сидоркина и Н.Бубэ. Их объединяет даже то, что у них были смешанные браки с представителями казахского народа, причем также выдающимися художниками. Супруга Евгения Матвеевича - народный художник Республики Казахстан, кавалер ордена “Парасат” Гульфайрус Исмаилова, супругом Нэлли Витальевны был и ныне здравствующий заслуженный деятель культуры художник Амандос Аканаев.
В чем конкретно выразилось их евразийство? Прежде всего - в открытости, готовности к восприятию, адаптации к опыту другого, но близкого по духу, народа. Они оба щедростью своего таланта, масштабной полнотой контактов пропагандируют и продвигают искусство Казахстана в мировое культурное пространство. Оба полностью погружены в евразийскую среду. Для них характерна жизнь в двух культурах, двух мирах и измерениях, раздвигающая границы национальных барьеров.
Нэлли Бубэ, казалось бы, инонациональный человек - как и Сидоркин - настолько прониклась культурой казахского народа, что она нам, казахам, показывает, как красива, своеобразна наша культура. Сидоркин научил нас ценить казахскую культуру, он показал, как красивы наши обычаи и традиции, как богата культура нашего народа. Он смотрел чуть со стороны свежим взглядом - с восхищением, удивлением. Смотрел взглядом гения и любящего человека, который принял культуру народа, на земле которого он живет.
Творческий путь художника определяет его своеобразие, многое объясняет в его отношении к жизни и искусству. Евгений Матвеевич приехал в Казахстан уже сложившимся художником, со своими взглядами на жизнь, искусство. Нэлли Витальевна - польско-немецкого происхождения, как личность и художник сформировалась в Казахстане. Создав смешанные браки, они в атмосфере конфессиональной терпимости и толерантности, культурного взаимовлияния в полной мере реализовали свои природные дарования.
В 1985 году был выпущен большой альбом гравюр Евгения Матвеевича Сидоркина “Мой Казахстан” с предисловием самого автора гравюр. В этих строках он привел источник своего творческого вдохновения: “Впервые, еще студентом Академии художеств, приехав сюда, я был заворожен удивительным и загадочным краем легенд и тайн.
Бескрайние степи с посвистом сусликов и парящим в зените орлом, горьковатый запах полыни и медовый дух яблоневых садов, голубые склоны и снеговые вершины гор; удивительно прозрачные звуки домбры, то тоскливо зовущие, то переходящие в бешеный ритм скачущего табуна; поразительное по своеобразию народное искусство с лаконичной и строгой уравновешенностью орнаментов кошм, прихотливым узором баскуров и тускиизов, массивным литьем серебряных изделий.
И, конечно, эпос, веками передававшийся из уст в уста, любимые народом предания, легенды, образы - воплощение представлений о добре и зле, любви, верности и вероломстве, коварстве и благородстве. Прекрасная Баян-Сулу, нежная Кыз-Жибек, простодушный Кобланды, могучий Алпамыс - незабываемые герои народной памяти. А веселые обманщики! Это не один герой, как обычно, у других народов - ловкий насмешник, наказывающий жадность, злобу, несправедливость, а целая компания. Тут и прославленный Алдар-Косе, и юный Тазша, и Сабралы, и дед Камбак, и Жиренше с мудрой красавицей Карашаш... Лица, необыкновенно разные по типажу, неуловимая пластика движений, осанки, выработанная сотнями поколений предков, вольных и гордых кочевников великой степи.
Я, родившийся на Вятке и выросший в средней полосе России, без оглядки окунулся в этот своеобразный мир. Впечатления не давали покоя, наполняли душу, занимали мысли, выплескивались в пластические образы...
Удивительна жизнь. Она вызывает в художнике желание работать, дает темы для творчества. И всегда эти темы связаны с народом, которому служишь своим искусством...”
- Гульмира Кенжебулатовна, искусство всегда шире, чем, собственно, жанр. У нашего отечественного искусства, видимо, есть своя миссия в развитии духовности, идеологии, того же евразийства?
- Сегодня искусство Казахстана выполняет великую созидательную роль в сохранении и развитии казахстанской культуры как евразийского цивилизационного космоса и прокладывает пути вхождения в мировое культурное пространство. Казахстан только тогда сможет доказать миру высокий смысл евразийской идеи, содействовать духовному единению Европы и Азии, дружбе народов - когда воспитает и утвердит себя в качестве свободного народа-патриота, уважающего свою историю, знающего свои традиции; когда выработает свой социальный идеал, создав государственный строй, поддерживающий поистине гуманное и социальное гражданское общество.
Справка “НП”
Гульмира Шалабаева - кандидат филологических наук, доктор философских наук, владелица галереи “ОЮ”. Заслуженный деятель Республики Казахстан. Профессор кафедры истории изобразительного искусства Национальной академии имени Т. Жургенова. Лауреат премии имени Ч. Валиханова.
В 1998 году основана художественная галерея “ОЮ”. Основной костяк художников и скульпторов, с которыми работает галерея сегодня - это Д.Касымов, А.Дузельханов, Л.Те, О.Кацюба, Н.Килибаев, В.Сидоркин, остальные пришли позже, но также стали друзьями - Н.Бубэ, А.Казгулов, О.Жубаниязов, М. Нургожин, М.Жунисбаев, В.Рахманов, Е.Садырбаев и многие другие.
Книги: “Этнос. Культура. Самосознание” (1995), “Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана” (2001), “Казахстан: эволюция культурной политики” (2002), “Евгений Сидоркин. Антология художественного метода” (2005)... Автор более 50 научных публикаций. Художественные альбомы: “Гульфайрус Исмаилова. Живопись и театрально-декорационное искусство” (2000), “Изобразительное искусство Казахстана на рубеже веков” (2000), “Грани реализма” (2005), “Космос казахского орнамента” (2008), “Союз языков науки и искусства” - учебное пособие (2012).
Последние издания - монография “Евразийство сквозь призму изобразительного искусства”, презентация которой прошла в Алматы и Риме, это книга, которой автор гордится. Также вышел толковый терминологический словарь для студентов и широкой аудитории, интересующейся искусством, “Энциклопедия искусства”. Изданы каталоги, художественные альбомы и монографии. |