|
Л.К. Диденко-Кислицина, доктор геолого-минералогических наук:
- Возможно, в районе озера Иссык когда-то упал довольно большой метеорит. Такое предположение я сделала, обнаружив следы этого падения...
В 2005 году мои друзья - семья Морро, Галя и Виктор Болеславович - пригласили меня на воскресенье съездить на озеро Иссык. Они вывозили своих знакомых китайцев - крупных бизнесменов - посмотреть горы, природу Казахстана.
Дорога на озеро сейчас проходит по правoбережью долины реки Иссык. По правому борту долины (слева от дороги) за 9-10 километров до озера были обрывы, привлекшие внимание своей необычной для наших гор формой. Обрыв был как бы сложен из светло-серых пластин шириной сантиметров 15-20, а высотой сантиметров 70-80, разделенных падающей трещиной, наклоненной на запад под углом 20-25 градусов. Я взяла образец, но название породы установить не смогли ни я, ни геологи, которым показывала образец. Он был из тяжелой плотной породы, надо было сделать шлиф (тонкий cpeз породы, до прозрачности), и таким образом под микроскопом петрографы могут определить название породы. Наш старейший геолог (ему 93 года) Василий Васильевич Поляков сказал: “Сделайте анализы, может быть, там содержится платина!” Ничего этого я тогда не сделала.
В прошлом, 2007 году поехала на то же самое озеро и, проезжая мимо обрыва, увидев его спустя 2 года, очень удивилась. Вот он, обрыв общей высотой до 100 метров, но там, где было хорошее обнажение серых пород, он стал охристо-рыжевато-коричневого цвета! Мы остановились, и я попросила сотрудника китайцев - бывшего афганца Ильдара - забраться на ступеньку (шириной всего 40-50 сантиметров) и отобрать там пару образцов. Образцы с обрыва - один еще серый, а второй рыжеватого цвета - я отдала в лабораторию Института геологических наук имени К.Сатпаева. Т.А.Озерова сделала спектральный анализ этих образцов. Оказалось, что образцы содержали всего 26 элементов, из них содержание стронция, бария, свинца, висмута, вольфрама, мышьяка было выше кларка в 2, 3, 5 раз, а урана в 5-10 раз (кларк - нормальное для той или иной породы содержание вещества). То есть образцы могут оказаться рудой, и на это непременно нужно обратить внимание.
Мое открытие послужило причиной моего обращения к сотрудникам “Казгеокосмоса” с просьбой просмотреть космические снимки и проверить мое предположение, что, возможно, описанный выше обрыв является стенкой кратера от упавшего когда-то метеорита! Аналогичного строения обрыв есть у меня на фотографии - на Урале существует обрыв, аналогичный нашему, но высотой всего до 20 метров.
Сотрудники Института геологических наук В.Б.Петровский, Б.С. Зейлик и другие помогли мне определить более точное месторасположение этого обрыва, и на космоснимках четко видна кольцевая структура диаметром порядка 3 километров. Значит, мое первоначальное предположение о том, что это стенка метеоритного кратера, подтверждается! Но остается масса вопросов. Сохранился ли упавший метеорит, и на какой он глубине? Что он представляет из себя? Пока ясно одно: несмотря на “ожелезнение” обрыва - окрашивание его в рыжеватые тона - путем анализа в образцах железо не установлено. Да и сохранился ли метеорит в виде камня или при падении разлетелся на куски? Ясно одно, что изменение окраски обрыва всего за два года имеет под собой определенную причину. А какова она? Большой вопрос, ответить на который можно, только проведя серьезные геофизические, геохимические, петрографические исследования.
Но, к сожалению, ясно, что это нереальное дело, денег на науку сейчас у нашего государства нет. Остается ждать лучших времен. Может быть, наши потомки найдут когда-то возможность провести эти исследования?
Подготовила Галина Галкина |