ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Узор Гульмиры Шалабаевой Люди

Галя Галкина
Возможно, все знания, весь опыт деятельности в разных ипостасях - старшего редактора сценарной коллегии Госкино КазССР, преподавателя, ведущего специалиста Госкомитета РК по делам молодежи, ученого и прочих - и понадобились Гульмире Шалабаевой для реализации ее собственного проекта, который всем известен сегодня как художественная галерея “ОЮ”. 15-летие одной из ведущих художественных галерей страны отмечает в эти дни сообщество художников, искусствоведов и, конечно, ценителей искусства...
А все начиналось с детского потрясения будущего галериста прекрасной работой Гульфайрус Исмаиловой - афишей к премьере оперы “Жумбак Кыз” в Театре оперы и балета имени Абая, где директором служил отец Гульмиры - Кенжеболат Шалабаев, а молодая Гульфайрус была главным художником. Спустя годы Гульмира Шалабаева пришла к кумиру юности, чтобы приобрести картину для своей зарождающейся коллекции. Именно Гульфайрус Исмаилова и разглядела в ней успешного галериста, истинного ценителя искусства, призвала заняться этой деятельностью. С первых дней создания художественная галерея “ОЮ” не испытывала проблем и трудностей, напротив, развивалась и расцветала - новыми именами, работами, событиями... И по сей день на галерее “ОЮ” почиет благословение Гульфайрус Мансуровны Исмаиловой

В 90-е годы художникам пришлось не просто, в том числе и таким именитым, как Гульфайрус Мансуровна. Гульмира Шалабаева, увидев затруднительное материальное положение художницы, испытала боль и обиду за великую женщину.
- Я приобрела первую картину у нее и стала водить своих друзей, ценителей искусства живописи. Привела одну подругу, она заказала портрет, потом - другую, она купила натюрморт... Появилась одна статья в газете, другая... Имя Гульфайрус Мансуровны снова зазвучало.
В год создания галереи - в 1998-й - мы отметили юбилей Гульфайрус Исмаиловой. Непосредственное отношение к организации ее выставки имел Имангали Тасмагамбетов - ценитель искусства, почитатель творчества Гульфайрус Мансуровны. А я создала первый большой альбом с репродукциями работ моей любимой художницы. Именно тогда я и почувствовала вкус к деятельности галериста. Испытала радость, когда можно взять в руки результат своего труда, увидеть, что это сделано хорошо. С того момента я стала выпускать книги. “Ни дня без строчки!” - этот девиз нам еще наши преподаватели в студенческие годы объяснили. Не могу сидеть без дела - скучно. Начинаю заполнять пустоты - писать, заниматься творчеством.
alt
- Но ведь галерея создавалась в 90-е, которые называют “лихими”...

- Не буду лукавить, что мне было тяжело. Всегда старалась все делать в радость и в удовольствие. Если ты занимаешься любимым делом, то работа становится твоим хобби, любимым занятием. Я себя слишком не утруждала, как мне кажется. Если что-то не получается, я тоже особенно не переживаю, правда, такое отношение к неудачам пришло гораздо позже.
- Наверное, вокруг Вас собрались близкие по духу люди? Состав галереи “ОЮ” уже многие годы стабилен.
- Мне повезло, что рядом со мной единомышленники. Люди не обделены талантами на нашей земле. И для меня помимо таланта важно внутреннее - личностное - наполнение человека. Я не заставляю себя общаться и работать с не симпатичными мне людьми. Если не лежит душа к человеку, то и контакта не получится. Я окружена людьми, с которыми мы дышим одним воздухом, понимаем друг друга с полуслова. Поэтому нам легко вместе, хорошо идти по жизни и работать. Круг художников, с которыми я работаю, с одной стороны, стабилен, с другой - мы открыты для новых контактов, для молодых авторов.
- Что значит “ОЮ”?
- Слово полисемантично, в переводе с казахского - “резать”, “вырезать”. Это слово - почти идиома “орнек ою” - “вырезать орнамент”. Еще одно значение - “узор”, поэтому в моем случае это все-таки - “Узор”. Кстати, в казахском языке слово “ой” - это “мысль”. Схоже по написанию, потому что можно сказать - “ой”, что и значит - “вырезай!”
- Приверженность реализму - примета Вашей художественной галереи...
- Один из альбомов носит название “Грани реализма”. Изначально идейным вдохновителем открытия галереи стала Гульфайрус Мансуровна Исмаилова. Она и ее супруг, великий график, заслуженный деятель Казахстана Евгений Матвеевич Сидоркин - работали в жанре академического реализма. Их сын Вадим Сидоркин - тоже представитель реализма. Сегодня реализм - не совсем классический. Все же мировое классическое искусство накладывает определенный отпечаток на багаж современных художников, в работах которых можно видеть, к примеру, “вкрапления” Густава Климта, влияние импрессионизма, постимпрессионизма... При этом искусство остается фигуративным, сохраняется в рамках реализма при стилевом ответвлении... Поэтому каталог был назван “Грани реализма”, так как искусство разнообразное, сложное, многогранное...
Сегодня мне стали интересны также художники, работающие вне фигуративного искусства, - абстракционисты. Теперь галерея “ОЮ” позиционируется не только как пропагандирующая реалистическое искусство, но и абстрактное. Среди них есть очень интересные для меня художники, с которыми хочется работать: Азада Куспангалиева, Булат Мекебаев, Алпамыс Батыров, Бахытнур Бурдисбеков, Гульнар Суюнбаева... Есть желание развивать публику, чтобы люди научились воспринимать абстрактные вещи - пусть на интуитивном, ассоциативном уровне. Чтобы они сами научились думать, фантазировать, творить вместе с художником.
- Как, на Ваш взгляд, пережили период смены эпох люди искусства, художники?
 - Социальное самочувствие художников важно. После перестройки все наши творческие союзы стали общественными, даже Академия наук была переведена в статус общественной организации. Я сама долгое время работала в Институте философии и политологии Академии наук РК. Это был элитный научно-исследовательский институт. И когда академические институты разом потеряли свой статус, когда наша престижная Академия превратилась в общественную организацию, ученый мир пережил шок. Подобное пришлось испытать и художникам. И всегда этот вопрос был животрепещущим - как поддержать художников? Им приходится сложно, и все выживают по-разному. Художник - индивидуум, единичная личность - он и генератор идей, и исполнитель, и продавец - все в одном лице. Такие люди имеют бизнесменскую жилку. Кто-то пишет портреты, заказные работы, имеют свою клиентскую базу. При этом многие из них продолжают сотрудничать с салонами и галереями. Некоторые бросают стезю художника. например, уходят в полиграфию, получают стабильную зарплату, которая позволяет содержать семью. И их можно понять. Иные смогли подняться, им улыбнулась удача, они стали востребованными. Другие остаются свободными художниками...
- Известно, что на Западе обычная практика, когда художник имеет своего агента, и таким образом он становится участником выставок, биеннале. Приживается ли эта практика на нашем художническом рынке?
- На Западе, если художник не сотрудничает с галереей, арт-агентом, то с ним не будут иметь дело серьезные институции - ярмарки, биеннале, арт-выставки... Мало кто будет знать этого художника, будь он самым ярким талантом, так как его никто не представляет. Он остается вне потока, не являясь юридическим лицом. У нас иные художники считают себя свободными и гордятся независимостью, кстати, весьма относительной и не доверяют галеристам, дилерам, агентам... Никто в нашем мире не может не быть субъективным. Но ведь можно найти своего галериста, который будет разделять твои творческие взгляды... И сегодня говорить о том, что художнику не нужна галерея, - это непрофессионально. Должен быть профессиональный арт-дилер, который будет представлять художника, и между ними установится полезное взаимодействие.
- Художники Вашей галереи часто выезжают за рубеж, участвуют в международных выставках. Но ведь это сложно организовать.
- Им обязательно нужно выезжать за рубеж, выходить в мировое культурное пространство. Вывезти за границу группу действительно сложно. Ведь перевозить нужно большой груз - картины, которые необходимо застраховать, пройти таможню и так далее... Это сложно. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало художников, чтобы осуществлялся госзакуп картин современных художников для музеев, больше давали грантов. В некоторых европейских странах государство берет на себя затраты по выезду художников за границу. Может быть, людям, отвечающим за социальные вопросы, это кажется блажью, но с другой стороны, как подумаешь, сколько средств уходит на перекладывание асфальта в Астане или Алматы, или когда нормальные бордюры меняют на еще более нормальные бордюры... И тут задумываешься, почему бы не отправить эти деньги в культуру. Конечно, я понимаю, нужно социально поддерживать нуждающиеся слои населения, молодежь, образование, здравоохранение, но художники - тоже социально уязвимый слой населения... Искусство нуждается в поддержке и развитии. Если музы поют, то пушки молчат - я так считаю...
- Как встраивается наше искусство в контекст мирового?
- Наше искусство ничуть не хуже современного европейского. Конечно, классическое европейское искусство - это непревзойденные шедевры... И европейским художникам сегодня оно не столь интересно, ведь они с младых ногтей его видят. Поэтому у них развивается контемпорари-арт, и чем загадочнее, необычнее, чем более эпатажно, страшнее, тем интереснее для самих художников и для зрителей. А нам еще важна классическая живопись. Я много ездила по Европе, всегда бываю в музеях, художественных салонах и с большим интересом хожу по частным галереям. Мировые ярмарки и биеннале - это пульс современнейшего искусства... Сравнивая свои европейские впечатления от частных галерей с тем, что делают наши отечественные художники, я бы сказала, что казахстанское искусство гораздо интереснее европейского. Потому что для наших художников нет такой цели - эпатировать, напугать, довести зрителя до шока.
Наши художники формируются в симбиозе мирового опыта классического искусства и собственного культурного наследия - начиная со скифского искусства: восточно-азиатского, тюркского... Из этого симбиоза рождается нечто свое, уникальное - ментально, ассоциативно, мировоззренчески, колористически... И, на мой взгляд, это гораздо более интересное искусство, чем европейское. Не выхолощенное, не бессмысленное, а со своим восточным взглядом, культурой, воспитанием, своим кредо... Наши художники пытаются вложить свое переживание, чувство, эмоции.
- Как Вы переживаете перемены?
- Я не из тех людей, кто сядет на землю, распустив волосы, и будет посыпать голову пеплом. Нужно пытаться объективно воспринимать реалии жизни, принимать их адекватно и стараться из всего извлекать хоть малую толику позитива, выгоды, искать перспективу, стремиться находить для себя возможности, ставить задачи и цели, чтобы вписаться, войти в новые обстоятельства, расти и развиваться достойным образом - на уровне своей семьи, школы, родителей, коллектива, страны, государства, мира, планеты...
- Если у Вас неосуществленная мечта?
- Обожаю путешествовать. Есть такая максима: “Путешествие - это воплощенная мечта”... Согласна с этим. Есть еще один афоризм в тему: когда человек состарится, он жалеет только о двух вещах - что мало любил и мало путешествовал. Не могу сказать, что мечтаю о посещении какого-то определенного места. Мне интересно все. Дважды была в Индии. Знаю, как многие относятся к этой стране - нищета, грязь, антисанитария. А я там вижу иное - великую культуру, великую цивилизацию. До глубины души была потрясена видом Тадж Махала. Прочла, что он парит в воздухе. Про себя подумала, ну как это может быть, чтобы мраморный дворец парил в воздухе? Но я это увидела воочию: когда вступаешь на постамент, то видишь, что этот белоснежный, неописуемой красоты дворец парит в воздухе и чуть ли не сливается с облаками. Хотелось бы съездить в Камбоджу. Увидеть кхмерские достопримечательности, стволы деревьев, прорастающие сквозь древние руины замков, представляю, сколь потрясающее зрелище меня ждет. И я хочу увидеть это собственными глазами! Мне нравятся европейские страны, а еще больше - азиатский мир... Потому что Азия - настолько древняя, глубокая, мало познанная цивилизация, что увидеть ее, почувствовать, потрогать рукой, ощутить себя в этом пространстве - это неповторимо. Заветная мечта - это прерогатива молодости. Удел молодых - строить воздушные замки и несбыточные мечты. Я достаточно зрелый, состоявшийся человек. У меня две взрослые дочери, и я бы многое отдала за то, чтобы они были счастливы.
- Если бы Вы имели возможность поселиться в определенном месте, то в каком именно городе, местечке Вы бы хотели жить?
- Где бы я ни находилась, в самом райском уголке планеты, через 15 дней меня неизменно тянет домой... В этом нет пафосного патриотизма... Я очень люблю Средиземноморские страны, мне там комфортно, люблю тепло. Хорошо иметь возможность постоянно выезжать. Благо, что с обретением независимости мы стали свободны в передвижениях. Я очень ценю это. И все же есть голубая мечта - жить на берегу моря или океана, я бы выбрала уголок в Италии или в Испании... Но на самом деле она неосуществима: ну поживу месяц и, несомненно, вернусь домой... Уехать жить навсегда? В райский уголок? Ни за что на свете!
- Что Вы цените в людях? И наоборот, что крайне неприятно в общении с людьми?
- Ценю искренность и порядочность. Думаю, что в каждом человеке есть белое и черное. Мы все не идеальны. И мне повезло, что вокруг меня, в основном, талантливые, добрые, умные, порядочные люди. Не люблю невежество, снобизм и высокомерие в людях. Считаю, что это от недостатка внутренней культуры, образования, внутреннего интеллекта. Есть аристократизм духа, когда человек, который мог бы по праву гордиться своим происхождением, голубой кровью, достижениями, Нобелевской премией, чем-то еще, но при этом остается простым, добрым, доступным, человечным... Это и есть аристократизм духа.

Справка “НП”
Гульмира Шалабаева - кандидат филологических наук, доктор философских наук, владелица галереи “ОЮ”. Заслуженный деятель Республики Казахстан. Профессор кафедры истории изобразительного искусства Национальной академии имени Т. Жургенова. Лауреат премии имени Ч.Ч. Валиханова.
В 1998 году основана художественная галерея “ОЮ”. Основной костяк художников и скульпторов, с которыми работает галерея сегодня, это Д.Касымов, А.Дузельханов, Л.Те, О.Кацюба, Н.Килибаев, В.Сидоркин, остальные пришли позже, но также стали друзьями - Н.Бубэ, А.Казгулов, О.Жубаниязов, М. Нургожин, М.Жунисбаев, В.Рахманов, Е.Садырбаев и многие другие.
Книги: “Этнос. Культура. Самосознание” (1995), “Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана” (2001), “Казахстан: эволюция культурной политики” (2002), “Евгений Сидоркин. Антология художественного метода” (2005)... Автор более 50 научных публикаций. Художественные альбомы: “Гульфайрус Исмаилова. Живопись и театрально-декорационное искусство” (2000), “Изобразительное искусство Казахстана на рубеже веков” (2000), “Грани реализма”, (2005), “Космос казахского орнамента” (2008), “Союз языков науки и искусства” - учебное пособие (2012).
Последние издания - монография “Евразийство сквозь призму изобразительного искусства”, презентация которой прошла в Алматы и Риме, это книга, которой автор гордится. Также вышел толковый терминологический словарь для студентов и широкой аудитории, интересующейся искусством, “Энциклопедия искусства”. Изданы каталоги, художественные альбомы и монографии.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Мы очень гордимся Вами поистине талантливой и великолепной Гульмирой Шалабаевой!
  • Нравится
  • 1
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение