|
Галя Галкина
Возможно, все знания, весь опыт деятельности в разных ипостасях - старшего редактора сценарной коллегии Госкино КазССР, преподавателя, ведущего специалиста Госкомитета РК по делам молодежи, ученого и прочих - и понадобились Гульмире Шалабаевой для реализации ее собственного проекта, который всем известен сегодня как художественная галерея “ОЮ”. 15-летие одной из ведущих художественных галерей страны отмечает в эти дни сообщество художников, искусствоведов и, конечно, ценителей искусства...
А все начиналось с детского потрясения будущего галериста прекрасной работой Гульфайрус Исмаиловой - афишей к премьере оперы “Жумбак Кыз” в Театре оперы и балета имени Абая, где директором служил отец Гульмиры - Кенжеболат Шалабаев, а молодая Гульфайрус была главным художником. Спустя годы Гульмира Шалабаева пришла к кумиру юности, чтобы приобрести картину для своей зарождающейся коллекции. Именно Гульфайрус Исмаилова и разглядела в ней успешного галериста, истинного ценителя искусства, призвала заняться этой деятельностью. С первых дней создания художественная галерея “ОЮ” не испытывала проблем и трудностей, напротив, развивалась и расцветала - новыми именами, работами, событиями... И по сей день на галерее “ОЮ” почиет благословение Гульфайрус Мансуровны Исмаиловой
В 90-е годы художникам пришлось не просто, в том числе и таким именитым, как Гульфайрус Мансуровна. Гульмира Шалабаева, увидев затруднительное материальное положение художницы, испытала боль и обиду за великую женщину.
- Я приобрела первую картину у нее и стала водить своих друзей, ценителей искусства живописи. Привела одну подругу, она заказала портрет, потом - другую, она купила натюрморт... Появилась одна статья в газете, другая... Имя Гульфайрус Мансуровны снова зазвучало.
В год создания галереи - в 1998-й - мы отметили юбилей Гульфайрус Исмаиловой. Непосредственное отношение к организации ее выставки имел Имангали Тасмагамбетов - ценитель искусства, почитатель творчества Гульфайрус Мансуровны. А я создала первый большой альбом с репродукциями работ моей любимой художницы. Именно тогда я и почувствовала вкус к деятельности галериста. Испытала радость, когда можно взять в руки результат своего труда, увидеть, что это сделано хорошо. С того момента я стала выпускать книги. “Ни дня без строчки!” - этот девиз нам еще наши преподаватели в студенческие годы объяснили. Не могу сидеть без дела - скучно. Начинаю заполнять пустоты - писать, заниматься творчеством.
- Но ведь галерея создавалась в 90-е, которые называют “лихими”...
- Не буду лукавить, что мне было тяжело. Всегда старалась все делать в радость и в удовольствие. Если ты занимаешься любимым делом, то работа становится твоим хобби, любимым занятием. Я себя слишком не утруждала, как мне кажется. Если что-то не получается, я тоже особенно не переживаю, правда, такое отношение к неудачам пришло гораздо позже.
- Наверное, вокруг Вас собрались близкие по духу люди? Состав галереи “ОЮ” уже многие годы стабилен.
- Мне повезло, что рядом со мной единомышленники. Люди не обделены талантами на нашей земле. И для меня помимо таланта важно внутреннее - личностное - наполнение человека. Я не заставляю себя общаться и работать с не симпатичными мне людьми. Если не лежит душа к человеку, то и контакта не получится. Я окружена людьми, с которыми мы дышим одним воздухом, понимаем друг друга с полуслова. Поэтому нам легко вместе, хорошо идти по жизни и работать. Круг художников, с которыми я работаю, с одной стороны, стабилен, с другой - мы открыты для новых контактов, для молодых авторов.
- Что значит “ОЮ”?
- Слово полисемантично, в переводе с казахского - “резать”, “вырезать”. Это слово - почти идиома “орнек ою” - “вырезать орнамент”. Еще одно значение - “узор”, поэтому в моем случае это все-таки - “Узор”. Кстати, в казахском языке слово “ой” - это “мысль”. Схоже по написанию, потому что можно сказать - “ой”, что и значит - “вырезай!”
- Приверженность реализму - примета Вашей художественной галереи...
- Один из альбомов носит название “Грани реализма”. Изначально идейным вдохновителем открытия галереи стала Гульфайрус Мансуровна Исмаилова. Она и ее супруг, великий график, заслуженный деятель Казахстана Евгений Матвеевич Сидоркин - работали в жанре академического реализма. Их сын Вадим Сидоркин - тоже представитель реализма. Сегодня реализм - не совсем классический. Все же мировое классическое искусство накладывает определенный отпечаток на багаж современных художников, в работах которых можно видеть, к примеру, “вкрапления” Густава Климта, влияние импрессионизма, постимпрессионизма... При этом искусство остается фигуративным, сохраняется в рамках реализма при стилевом ответвлении... Поэтому каталог был назван “Грани реализма”, так как искусство разнообразное, сложное, многогранное...
Сегодня мне стали интересны также художники, работающие вне фигуративного искусства, - абстракционисты. Теперь галерея “ОЮ” позиционируется не только как пропагандирующая реалистическое искусство, но и абстрактное. Среди них есть очень интересные для меня художники, с которыми хочется работать: Азада Куспангалиева, Булат Мекебаев, Алпамыс Батыров, Бахытнур Бурдисбеков, Гульнар Суюнбаева... Есть желание развивать публику, чтобы люди научились воспринимать абстрактные вещи - пусть на интуитивном, ассоциативном уровне. Чтобы они сами научились думать, фантазировать, творить вместе с художником.
- Как, на Ваш взгляд, пережили период смены эпох люди искусства, художники?
- Социальное самочувствие художников важно. После перестройки все наши творческие союзы стали общественными, даже Академия наук была переведена в статус общественной организации. Я сама долгое время работала в Институте философии и политологии Академии наук РК. Это был элитный научно-исследовательский институт. И когда академические институты разом потеряли свой статус, когда наша престижная Академия превратилась в общественную организацию, ученый мир пережил шок. Подобное пришлось испытать и художникам. И всегда этот вопрос был животрепещущим - как поддержать художников? Им приходится сложно, и все выживают по-разному. Художник - индивидуум, единичная личность - он и генератор идей, и исполнитель, и продавец - все в одном лице. Такие люди имеют бизнесменскую жилку. Кто-то пишет портреты, заказные работы, имеют свою клиентскую базу. При этом многие из них продолжают сотрудничать с салонами и галереями. Некоторые бросают стезю художника. например, уходят в полиграфию, получают стабильную зарплату, которая позволяет содержать семью. И их можно понять. Иные смогли подняться, им улыбнулась удача, они стали востребованными. Другие остаются свободными художниками...
- Известно, что на Западе обычная практика, когда художник имеет своего агента, и таким образом он становится участником выставок, биеннале. Приживается ли эта практика на нашем художническом рынке?
- На Западе, если художник не сотрудничает с галереей, арт-агентом, то с ним не будут иметь дело серьезные институции - ярмарки, биеннале, арт-выставки... Мало кто будет знать этого художника, будь он самым ярким талантом, так как его никто не представляет. Он остается вне потока, не являясь юридическим лицом. У нас иные художники считают себя свободными и гордятся независимостью, кстати, весьма относительной и не доверяют галеристам, дилерам, агентам... Никто в нашем мире не может не быть субъективным. Но ведь можно найти своего галериста, который будет разделять твои творческие взгляды... И сегодня говорить о том, что художнику не нужна галерея, - это непрофессионально. Должен быть профессиональный арт-дилер, который будет представлять художника, и между ними установится полезное взаимодействие.
- Художники Вашей галереи часто выезжают за рубеж, участвуют в международных выставках. Но ведь это сложно организовать.
- Им обязательно нужно выезжать за рубеж, выходить в мировое культурное пространство. Вывезти за границу группу действительно сложно. Ведь перевозить нужно большой груз - картины, которые необходимо застраховать, пройти таможню и так далее... Это сложно. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало художников, чтобы осуществлялся госзакуп картин современных художников для музеев, больше давали грантов. В некоторых европейских странах государство берет на себя затраты по выезду художников за границу. Может быть, людям, отвечающим за социальные вопросы, это кажется блажью, но с другой стороны, как подумаешь, сколько средств уходит на перекладывание асфальта в Астане или Алматы, или когда нормальные бордюры меняют на еще более нормальные бордюры... И тут задумываешься, почему бы не отправить эти деньги в культуру. Конечно, я понимаю, нужно социально поддерживать нуждающиеся слои населения, молодежь, образование, здравоохранение, но художники - тоже социально уязвимый слой населения... Искусство нуждается в поддержке и развитии. Если музы поют, то пушки молчат - я так считаю...
- Как встраивается наше искусство в контекст мирового?
- Наше искусство ничуть не хуже современного европейского. Конечно, классическое европейское искусство - это непревзойденные шедевры... И европейским художникам сегодня оно не столь интересно, ведь они с младых ногтей его видят. Поэтому у них развивается контемпорари-арт, и чем загадочнее, необычнее, чем более эпатажно, страшнее, тем интереснее для самих художников и для зрителей. А нам еще важна классическая живопись. Я много ездила по Европе, всегда бываю в музеях, художественных салонах и с большим интересом хожу по частным галереям. Мировые ярмарки и биеннале - это пульс современнейшего искусства... Сравнивая свои европейские впечатления от частных галерей с тем, что делают наши отечественные художники, я бы сказала, что казахстанское искусство гораздо интереснее европейского. Потому что для наших художников нет такой цели - эпатировать, напугать, довести зрителя до шока.
Наши художники формируются в симбиозе мирового опыта классического искусства и собственного культурного наследия - начиная со скифского искусства: восточно-азиатского, тюркского... Из этого симбиоза рождается нечто свое, уникальное - ментально, ассоциативно, мировоззренчески, колористически... И, на мой взгляд, это гораздо более интересное искусство, чем европейское. Не выхолощенное, не бессмысленное, а со своим восточным взглядом, культурой, воспитанием, своим кредо... Наши художники пытаются вложить свое переживание, чувство, эмоции.
- Как Вы переживаете перемены?
- Я не из тех людей, кто сядет на землю, распустив волосы, и будет посыпать голову пеплом. Нужно пытаться объективно воспринимать реалии жизни, принимать их адекватно и стараться из всего извлекать хоть малую толику позитива, выгоды, искать перспективу, стремиться находить для себя возможности, ставить задачи и цели, чтобы вписаться, войти в новые обстоятельства, расти и развиваться достойным образом - на уровне своей семьи, школы, родителей, коллектива, страны, государства, мира, планеты...
- Если у Вас неосуществленная мечта?
- Обожаю путешествовать. Есть такая максима: “Путешествие - это воплощенная мечта”... Согласна с этим. Есть еще один афоризм в тему: когда человек состарится, он жалеет только о двух вещах - что мало любил и мало путешествовал. Не могу сказать, что мечтаю о посещении какого-то определенного места. Мне интересно все. Дважды была в Индии. Знаю, как многие относятся к этой стране - нищета, грязь, антисанитария. А я там вижу иное - великую культуру, великую цивилизацию. До глубины души была потрясена видом Тадж Махала. Прочла, что он парит в воздухе. Про себя подумала, ну как это может быть, чтобы мраморный дворец парил в воздухе? Но я это увидела воочию: когда вступаешь на постамент, то видишь, что этот белоснежный, неописуемой красоты дворец парит в воздухе и чуть ли не сливается с облаками. Хотелось бы съездить в Камбоджу. Увидеть кхмерские достопримечательности, стволы деревьев, прорастающие сквозь древние руины замков, представляю, сколь потрясающее зрелище меня ждет. И я хочу увидеть это собственными глазами! Мне нравятся европейские страны, а еще больше - азиатский мир... Потому что Азия - настолько древняя, глубокая, мало познанная цивилизация, что увидеть ее, почувствовать, потрогать рукой, ощутить себя в этом пространстве - это неповторимо. Заветная мечта - это прерогатива молодости. Удел молодых - строить воздушные замки и несбыточные мечты. Я достаточно зрелый, состоявшийся человек. У меня две взрослые дочери, и я бы многое отдала за то, чтобы они были счастливы.
- Если бы Вы имели возможность поселиться в определенном месте, то в каком именно городе, местечке Вы бы хотели жить?
- Где бы я ни находилась, в самом райском уголке планеты, через 15 дней меня неизменно тянет домой... В этом нет пафосного патриотизма... Я очень люблю Средиземноморские страны, мне там комфортно, люблю тепло. Хорошо иметь возможность постоянно выезжать. Благо, что с обретением независимости мы стали свободны в передвижениях. Я очень ценю это. И все же есть голубая мечта - жить на берегу моря или океана, я бы выбрала уголок в Италии или в Испании... Но на самом деле она неосуществима: ну поживу месяц и, несомненно, вернусь домой... Уехать жить навсегда? В райский уголок? Ни за что на свете!
- Что Вы цените в людях? И наоборот, что крайне неприятно в общении с людьми?
- Ценю искренность и порядочность. Думаю, что в каждом человеке есть белое и черное. Мы все не идеальны. И мне повезло, что вокруг меня, в основном, талантливые, добрые, умные, порядочные люди. Не люблю невежество, снобизм и высокомерие в людях. Считаю, что это от недостатка внутренней культуры, образования, внутреннего интеллекта. Есть аристократизм духа, когда человек, который мог бы по праву гордиться своим происхождением, голубой кровью, достижениями, Нобелевской премией, чем-то еще, но при этом остается простым, добрым, доступным, человечным... Это и есть аристократизм духа.
Справка “НП”
Гульмира Шалабаева - кандидат филологических наук, доктор философских наук, владелица галереи “ОЮ”. Заслуженный деятель Республики Казахстан. Профессор кафедры истории изобразительного искусства Национальной академии имени Т. Жургенова. Лауреат премии имени Ч.Ч. Валиханова.
В 1998 году основана художественная галерея “ОЮ”. Основной костяк художников и скульпторов, с которыми работает галерея сегодня, это Д.Касымов, А.Дузельханов, Л.Те, О.Кацюба, Н.Килибаев, В.Сидоркин, остальные пришли позже, но также стали друзьями - Н.Бубэ, А.Казгулов, О.Жубаниязов, М. Нургожин, М.Жунисбаев, В.Рахманов, Е.Садырбаев и многие другие.
Книги: “Этнос. Культура. Самосознание” (1995), “Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана” (2001), “Казахстан: эволюция культурной политики” (2002), “Евгений Сидоркин. Антология художественного метода” (2005)... Автор более 50 научных публикаций. Художественные альбомы: “Гульфайрус Исмаилова. Живопись и театрально-декорационное искусство” (2000), “Изобразительное искусство Казахстана на рубеже веков” (2000), “Грани реализма”, (2005), “Космос казахского орнамента” (2008), “Союз языков науки и искусства” - учебное пособие (2012).
Последние издания - монография “Евразийство сквозь призму изобразительного искусства”, презентация которой прошла в Алматы и Риме, это книга, которой автор гордится. Также вышел толковый терминологический словарь для студентов и широкой аудитории, интересующейся искусством, “Энциклопедия искусства”. Изданы каталоги, художественные альбомы и монографии. |