|
Галя Галкина
Султан Бейбарс не погиб, он вошел в реку своего детства, чтобы перейти ее и оказаться на том берегу, вдали от чужбины, на Родине, припасть к земле и вдохнуть запах жусана - горькой и такой сладкой полыни...
Азамат Сатыбалды эти почти два часа сценического времени был Султаном Бейбарсом - юношей-рабом, а потом великим воином, султаном Мамлюкского государства... По версии режиссера спектакля Юрия Ханинга-Бекназар, не стремящегося к исторической достоверности, Султан Бейбарс оставался сыном своей родины, кипчаком, уносящимся воспоминаниями в степь - к родным голосам, звукам, запахам...
Эта премьера была ожидаемой. В спектакль “Султан Бейбарс” труппа Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова вложила всю свою коллективную душу, весь потенциал, энергию и веру... Руководство театра предложило поставить спектакль Юрию Ханинга-Бекназар, заслуженному деятелю РК, профессору кафедры “Актерское мастерство и режиссура” Казахского национального университета искусств (Астана). Выбор не случайный, десять лет назад этот режиссер ставил “Гамлета” на сцене Театра имени Ауэзова, который до сих пор идет при полном зале. Роль принца датского досталась молодому тогда актеру Азамату Сатыбалды, как и роль Султана Бейбарса сегодня. За десять лет Азамат Сатыбалды снискал признание зрителей и коллег, добился статуса ведущего актера театра.
На кресте
Азамат Сатыбалды в “Гамлете” прошел свое становление, обрел актерскую уверенность, познал успех. Сыграть подобную роль - настоящее счастье для актера. Десять лет спектакль собирает полный зал, в финале стены театра сотрясают овации, в которых Азамат, по его признанию, парит, растворяется... Но этот успех ко многому обязывает. Азамат Сатыбалды понял это сразу после премьеры “Гамлета”.
- Это была та роль, когда я почувствовал себя актером. Меня считали слишком молодым для Гамлета. Все подходили ко мне и говорили: “Смотри, не подведи!” Когда мы начали репетировать, я еще не знал Юрия Ивановича Ханинга-Бекназар. Он работал с моим коллегой Бахтияром Кожа, а на меня не обращал внимания. А я все сижу и жду своего часа. Тогда я начал заниматься сам, учил роль, репетировал. Однажды Бахтияр отпросился на съемки, и на сцену во время репетиции вышел я. Я так старался! На премьере так не играл, как в тот момент! Так сделал эпизод с Офелией, что Юрий Иванович подошел ко мне и сказал: “Молодец! Будешь работать дальше”.
Юрий Иванович как режиссер снимает с актера чувство самоконтроля. Актеру настолько легко на сцене, что он теряет контроль над телом... Есть режиссеры, с которыми не хочется репетировать. Идешь через “не могу”. И присутствуешь там, лишь бы скорее закончилась репетиция. Но есть такие режиссеры, которые умеют создать творческую атмосферу, к ним относится и Юрий Иванович. Поэтому спектакли таких мастеров живут очень долго...
Десять лет - большой срок для спектакля, но его качество сохранилось. Гамлет в исполнении Сатыбалды тоже повзрослел вместе с актером. Азамат стал уверен в себе. Он изменил в постановке ключевой момент - теперь читает монолог “Быть или не быть” на кресте. Будто случайно Гамлет воздел руки, они оказались на крестовине конструкции в замке, а получилось распятие...
Проклятие Гамлета
Но Азамат Сатыбалды познал и проклятие роли Гамлета, которая стала наваждением, призраком, преследующим актера на сцене - в других ролях.
- Я целый год потом отходил от Гамлета, мучился (премьера состоялась в 2004 году). В 2005 году был театральный фестиваль, я стал лучшим актером года - за Гамлета. Но потом мне дают роли, я репетирую, играю, а мне коллеги говорят: “На Гамлета похоже...” Получил роль Маугли, а я понимаю, что Гамлета играю! Я ночами не спал. Играю Козы-Корпеша, а получается Гамлет! Кайрат Сугурбеков ставит спектакль, получаю главную роль, он мне говорит: “Гамлета сыграл...”
Но, к счастью для Азамата, пришла роль, которая избавила его от штампа. Он играл мягкого, интеллигентного героя - Наршу в спектакле “Карагоз” (режиссер Булат Атабаев).
- Нарша похож на князя Мышкина из романа Достоевского “Идиот”, в таком ключе я и сыграл его. Это было освобождение от Гамлета.
Родом из детства
Когда-то Азамат решал почти гамлетовский вопрос: быть ли ему в семье тем, кого хотели бы видеть родные? Или пойти против ожиданий, против воли самых близких людей?..
- Мой папа - коммунист. Он был заместителем директора совхоза, главным зоотехником, управляющим. Все мои братья - военные люди, офицеры. Старший - полковник. Сестры - врачи. Я, младший в семье, стал артистом! Папа - партийный человек, он до сих пор в шоке от того, что я артист. Сейчас немного привык, примирился, видит меня по телевидению. Наверное, это его примиряет с тем, что сын - не офицер. Но все равно иногда спрашивает: “Балам, когда ты станешь депутатом?” - “Папа, зачем?” - “Артист... Сегодня он есть, завтра - нет. Ты должен стать депутатом! Сцена однажды кончится”. Невдомек труженику, земному человеку, что искусство - вечная материя. Эту истину постиг сын.
Азамат учился в Караганде в Суворовском училище, закончил его. Нужно было продолжать учебу в том же направлении, делать карьеру военного. Возможно, все бы именно так и состоялось. Но вот выпускник Суворовского училища приезжает в Алматы. Идет с другом, студентом Академии искусств, в театр на спектакль Азербайжана Мамбетова “И дольше века длится день”. И вдруг... время остановилось для Азамата. Он автоматически следовал за друзьями, студенты вышли из театра, бурно обсуждая спектакль, учебу в Академии искусств, но Азамат слышал их, будто сквозь стену. Он словно остался там, на сцене театра, с героями спектакля “И дольше века длится день”.
- Я испытал шок! Не мог говорить от потрясения. Одна из студенток обратилась ко мне, я не сразу понял, о чем она говорит: “А ты хочешь быть актером?”
На сцену!
Оказалось, что на следующий день назначен был набор студентов на актерское отделение в Академию искусств имени Жургенова. И ребята дружно решили помочь Азамату - дали ему тексты, чтобы он смог выучить басню, отрывок прозы, стихотворение... Азамат с воодушевлением принялся за дело. Он произносил строки - слова и звуки обретали иное звучание, в них была магия, некая сила, которой он не чувствовал раньше - до спектакля “И дольше века длится день”... Азамат глубокой ночью будил студентов, просил послушать его. Они, полусонные, слушали... До утра Азамат выучил все, что требовалось для экзамена.
Утром ребята сопровождали его, поддерживали, приободряли. Появился главный экзаменатор - народный артист республики Тунгышпай Жаманкулов. Он сразу заметил среди абитуриентов именно Азамата. Юношу немного лихорадило от вчерашнего спектакля, от бессонной ночи, литературных строчек, кипящих в сознании. Жаманкулов спросил Азамата: “Хочешь ли ты поступать?”. Азамат, волнуясь, подтвердил, что очень хочет этого. Народный артист велел ему подняться на сцену. Азамат вышел, и его волнение, потрясение от вчерашнего спектакля сменилось вдохновением! Возможно, именно тогда он на себе ощутил магию сцены, которая превращала слова в сильные чувства. Тунгышпай Жаманкулов слушал его и видел в юноше то особое волнение, не страх студента на экзамене, а игру... Он увидел будущего актера и принял его в Академию искусств.
Быть огнем
Азамат ликовал. Но следовало позвонить отцу, который ожидает, что его сын поступил в Погранучилище или в Воздушно-десантные войска... И, когда Азамат начал радостно рассказывать о том, что поступил в Академию искусств и будет учиться на театрального актера, отец отключил телефон.
- Он обиделся на меня. А когда я приехал домой, отец сказал строго: “Балам, искусство - не игрушка! Ты должен там быть или не быть!” По-казахски это звучит: “Шоћ бол - жоћ бол!”. “Быть огнем или ничем не быть!”
Так вчерашний курсант Суворовского училища впервые услышал слова гамлетовского монолога. Но Азамат уже был огнем. Его воспламенило искусство актеров на спектакле “И дольше века длится день”. Возможно, отец ощутил это горение и не слишком корил сына за обманутые ожидания. Хотя и не понимал старый коммунист, как можно заниматься этим ненадежным делом - актерством...
Времена
Много лет спустя Азамат Сатыбалды услышит от своего режиссера и учителя Юрия Ханинга-Бекназар, что плохих времен не бывает, времена всегда одинаковы, они от Бога. Что важно - какой ты в этих временах. И какие бы кризисы ни сотрясали страну, экономику, театральное искусство, но открывается занавес, на сцену выходят актеры, играют “Гамлета”, “Султана Бейбарса”, и зал замирает, а потом взрывается овациями... Своей игрой, подобными спектаклями и выводят из кризиса актеры и режиссеры театр, а может, и экономику. Ведь в зале сидят зрители - люди разных профессий. И они испытывают тот самый катарсис, который приближает к истине, правде, очищению.
Сегодня в Государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова состоялся новый спектакль “Султан Бейбарс”. Азамат Сатыбалды не только играл в нем главную роль, но и был режиссером-ассистентом. Он много и по делу помогал режиссеру Ханинга-Бекназар. Юрий Иванович и Азамат, как партнеры, вместе вмешивались в текст, сочиняли последовательность сцен, их решение... Юрий Иванович то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что Азамат демонстрирует очевидность режиссерских способностей... Будто подтолкнул его к новой профессии - режиссерской. Работа над спектаклем “Султан Бейбарс” шла иначе, чем над “Гамлетом”. Но Азамат на репетициях постоянно твердил: “Я боюсь повториться...” Опять маячила тень Гамлета на сцене. Но Ханинга-Бекназар успокаивал актера: это не повторение, а почерк, найденный ими обоими - исполнителем роли и режиссером...
Кипчак Бейбарс, пережив плен и рабство, возвысился, стал могущественным султаном... Не только актер играет роль, но и роль властвует над исполнителем. Азамат, как и любой развивающийся талантливый актер, с каждой ролью обретает свободу, освобождение от плена и рабства старого, пережитого, сыгранного...
И как Султан Бейбарс в финале спектакля произносит: “Мне снится запах жусана” - и он пойдет туда, где пахнет полынью: “Я хочу опустить руки в реку, в мою реку”, так и Азамат Сатыбалды в ожидании премьеры говорил: “Я давно уже не был на родине в Жамбыле. Но отправлюсь туда сразу после премьеры “Бейбарса”. Хочу сохранить вот это чувство тоски по родине. Знаю, когда приеду туда, увижу свой аул, сердце будет биться, я буду задыхаться от любви к родине...”.
Справка “НП”
Азамат Сатыбалды родился в 1977 году на станции Луговое Рыскуловского района Джамбульской области.
Учился в Карагандинском суворовском училище. В 2001 году окончил КазНАИ имени Жургенова. Актер Казахского академического театра имени Ауэзова.
Работает на казахстанском телевидении, ведет концерты и шоу-программы. |