|
Галя Галкина
В День семьи эти двое находились чуть в стороне от действа, они с улыбкой наблюдали за происходящим - дети участвовали в соревнованиях, родители болели за своих малышей... Но казалось, что все происходящее - в честь этих двоих, потому что они воплощают дружную, любящую семью, чей стаж более 50 лет! Российская супружеская пара, жители Костромы Людмила Викторовна и Владимир Афанасьевич Переверзевы, больше двух лет живут в Алматы. Они приехали сюда вместе со своей дочерью Ириной Владимировной Переверзевой, которая выполняет в нашей стране обязанности заместителя руководителя представительства Россотрудничества (кто и организовал День семьи совместно с партнерами). Конечно же, такое супружеское долголетие - это опыт любви, понимания, дружбы, сотрудничества... Ведь семья - это и большая совместная работа, помимо прочего. Людмила Викторовна и Владимир Афанасьевич Переверзевы обладают и уникальным опытом воспитания, они сегодня гордятся своей дочерью
Об Ирине в ее детские, юношеские годы всегда говорили: “А! Это дочь Владимира Афанасьевича и Людмилы Викторовны”. И она мечтала, что когда-нибудь ситуация поменяется: о ее маме и папе, известных в городе людях, скажут: “А! Это родители Ирины Переверзевой!” Но для этого Ирине Владимировне предстояло многого добиться: быть мэром российского города Костромы на протяжении пяти лет, с декабря 2003 по август 2008 года, в ту пору - единственной женщиной-мэром центра субъекта федерации в России. Будучи представителем РФ в палате местных властей Совета Европы, она находилась в разных странах, даже в горячих точках мира. И до сих пор остается независимым экспертом Совета Европы в области местного самоуправления. Написала книгу, которая в 2010-м стала лучшим учебником в России в области государственного и муниципального управления (“Управление социальной сферой региона”).
Сегодня Ирина Переверзева - ценимый, любимый многими алматинцами человек. Проекты, акции, организованные дипломатом РФ и ее партнерами-алматинцами, продвигают сотрудничество России и Казахстана в области культуры и образования. А Литературная гостиная в Генеральном консульстве РФ стала настоящим центром притяжения для алматинцев всех возрастов и сословий.
Но когда-то Ирина Переверзева слышала от своих требовательных родителей: “Ты наша дочь! В своем деле ты обязана быть лучшей! Это твой долг перед семьей!” Оказывается, быть дочерью известных в городе людей - вовсе не привилегия, а множество обязанностей. Это значит, что нужно было все делать наилучшим образом и никогда не останавливаться на достигнутом!
Но теперь наступило время, когда мама Ирины Переверзевой, Людмила Викторовна, пытается сдержать свою дочь, которая по-прежнему и всегда работает с максимальной нагрузкой.
И в День семьи я беседовала с семьей Переверзевых, пытаясь узнать секреты того, как прожить вместе столько лет в мире и согласии.
- Людмила Викторовна, Вы с супругом вместе 52 года. Сначала людей объединяет, конечно же, любовь. А потом?
- И потом все то же самое. Ребенок, семья... И как-то так все идет-идет, даже сама не заметила, сколько лет прожили. Никогда и не мечтала до таких лет дожить. Только вот хочется еще пожить. Побыть вместе с Ириной, ведь ей трудно одной. Мы ведь с мужем не для себя живем, а для дочери. И чем дальше, тем больше это желание - жить. И интерес ни к чему не потерян. Мы много читаем, многим интересуемся.
- Интересно ли Вам в Алматы, в Казахстане?
- Здесь мне все интересно, все нравится - люди, молодежь, дети... Алматы - большой, красивый, очень зеленый город. У нас в Костроме нет такой зелени, таких высоких деревьев. После Алматы даже не хочется назад, в Кострому. Настолько я привыкла к алматинской красоте, к этим вашим ранним цветам. Где бы мы ни оказались, я радуюсь: “Ой, какая клумба! Какие цветы!” Краски Алматы вызывают у меня восторг! Люди Алматы, Казахстана нравятся все больше и больше. Яркие одежды, открытость, улыбчивость. У нас все не так. Люди у нас скромнее выглядят, и они, увы, с комплексами. То, в чем я могу ходить в Алматы, я бы ни за что не надела в Костроме, мне там было бы некомфортно в таких ярких нарядах, я бы сразу вспомнила свой возраст. А здесь народ совсем не считается с этим - одеваются ярко, модно. И мне в Алматы хочется яркого!
- У Ирины Владимировны достаточно напряженный график. Как она справляется, по Вашему мнению?
- Это только она знает. Я ворчу и ругаюсь... Все время говорю ей, что надо сбавить обороты... Но она привыкла так работать. Я даже спрашиваю ее: “Ну в кого ты такая?”
- Что-то мне подсказывает: у Ирины был пример, у кого учиться так самозабвенно трудиться. Ведь Вы же были великолепным врачом.
- Врачом-гинекологом. Работала много, потому что зарплата была маленькой, все старались трудиться на полторы ставки. Нас постоянно нагружали, потому что всегда был кадровый некомплект. У нас были суточные дежурства, когда я уходила утром на работу и приходила на следующий день в обед. Такие были смены... И какая я приходила домой через полтора суток? Почти никакая... И Ирина говорила: “Мама, отдай эти дежурства Гулиной маме, я хочу, чтобы ты дома жила!” А Владимир Афанасьевич все время ездил, как судья международной категории, по соревнованиям.
- А в советское время врачи работали подчас с полным самоотречением...
- Да. Если я дежурила, то на мне было два родильных отделения и еще гинекологическое отделение. И качество обслуживания было выше. Сейчас нет такого наблюдения, такой помощи женщинам, как в те годы... Мы работали на совесть. Город у нас небольшой, и там ведь никуда не скроешься. Мои пациенты до сих пор остались моими приятелями. У их детей уже дети растут, мы дружим семьями. И было бы стыдно, наверное, и в глаза смотреть, если бы я работала не на совесть. А деньги были маленькие. Получала зарплату и раскладывала ее по кучкам: “за квартиру”, “за садик”, “за музыкальную школу”... И больше ничего не оставалось. Но вот, справились! И такая у нас получилась дочь... Ирина жалеет только, что ее бабушка не дожила до этих пор.
- Все было не напрасно, ваши усилия вознаграждены сторицей. Возможно, Ирина Владимировна даже превзошла ваши ожидания?
- Мы и не мечтали о таком... Все дело в том, что когда она берется за какое-то дело, то выполняет его вопреки всем препятствиям и всегда сверх всяких норм. И полагается только на себя. Часто ей не помогали и даже мешали. Ведь должность мэра ко многому обязывает. Были и завистники, хотя завидовать-то вовсе нечему, потому что работа большая, тяжелая.
Владимир Афанасьевич Переверзев, папа Ирины Владимировны, - член Международной коллегии судей, доцент. Он хотел бы и в Алматы тренировать детей, учить игре в волейбол. Но пока не получается, и поэтому он активно помогает в мероприятиях представительства Россотрудничества РФ в Алматы.
- Владимир Афанасьевич, ваша семья гармоничная и счастливая, вы сумели воспитать такую замечательную дочь. Что главное в семье, на Ваш взгляд?
- Для меня это уверенность в том, что моя жена никогда меня не предаст. Также то, что она всегда мне помогала, помогает и будет помогать. Когда родилась дочь, вся надежда была только на супругу. Тот небольшой заработок, который имелся с моей стороны, не был решающим. Если бы ни ее героический труд, то мы бы очень тяжело существовали. Когда дочь выросла, то стало еще приятнее. Пришло осознание того, что мы не зря прожили вместе. Мы достигли полной гармонии и взаимопонимания, у нас никогда не было крупных ссор. В общем, я очень счастлив, что нашел свою супругу - мою вторую половину! Спасибо...
- Как Вы, россиянин, восприняли наш город? Каково Вам живется в Алматы?
- Алматы - очень красивый зеленый город. Главное - люди здесь очень добрые, отзывчивые... Поэтому спасибо дочери, что мы, уйдя на пенсию, так отдыхаем и душой, и телом. Я очень благодарен судьбе, что попал именно в этот город Казахстана.
Нам нравится подняться в горы и посмотреть на Алматы сверху... Наверное, от этой красоты я не устану никогда! Раз в две недели мы с женой обязательно ездим в горы. Там мы гуляем, дышим свежим воздухом. А дальше я никуда не хочу. Я сыт по горло городами.
- Какие были самые запоминающиеся события в Вашей спортивной карьере?
- Я в течение восемнадцати лет судил чемпионат СССР - Высшую лигу, пять спартакиад народов СССР (раз в четыре года), два чемпионата мира, две Всемирные универсиады. Судил на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Многое видел. Везде красота. Я увлечен своим видом спорта - волейболом. Обожаю баскетбол, хоккей и футбол. Но волейбол - главное в моей жизни.
- Вы в свои 72 года великолепно выглядите, активны, подвижны. Если говорить о Вашей форме, как Вы себя поддерживаете?
- Думаю, природа дала такую конституцию тела. Плюс режим. Я со школьных лет занимался спортом, двигался, укреплял себя. Желание быть вожаком... Всегда был в движении, занимался подкачкой... Занимался волейболом. Не вижу дня, если не сделаю зарядку, самомассаж. Что касается питания... Предпочитаю кисломолочные продукты, фрукты. И меня не привлекает перспектива “сидеть на диете”... Мясо, конечно, нужно есть. Главное - не переедать на ночь. Все же, думаю, что природа, природная конституция - это основа. Без генетики никуда... У меня семеро братьев, я - восьмой. Они тоже все подтянуты. Спортом не все из них занимались - через одного. Старший брат - 38 года рождения, я вторым родился, в 1941 году, мне было три месяца, когда началась война. Мое пожелание всем семьям - казахстанским, русским, любым - счастья, радости в доме, любви, дружбы... Еще одно пожелание - спешите делать добро.
Ирина Переверзева:
- Алматы - удивительно красивый город. Только мне кажется, что не всегда сами алматинцы отдают себе в этом отчет. И когда я вижу, как идет молодой человек и для него не существует урн, то хочется догнать его и... Но тут я себя останавливаю: представляю, как потом в СМИ появятся сообщения, что российский дипломат побил несчастного алматинского подростка. Это не метод. Хотя часто ловлю себя на мысли, что и мы в какой-то мере виноваты в том, что они такие. Мы - это люди нашего поколения, которые, наверное, их чему-то недоучили.
- Их называют потерянным в каком-то смысле поколением. Дети “девяностых”, периода перестройки...
- В этом есть доля моей вины однозначно. Я не преподавала здесь, но занималась преподаванием дома. И когда в начале 90-х мои студенты спрашивали меня: “А как нам поступить?”, я считала, что более честно сказать им: “Я не знаю”, чем вкладывать в их головы свое понимание происходящего. И если представить, что им десятки раз говорили взрослые: “Не знаю!”...
- Ирина Владимировна, Вы много путешествовали - жили в Италии, Франции, бывали в США, Германии... Есть многое, что делает похожими людей разных стран, но есть и нечто, что их отличает. Я сейчас даже не о достоинствах. Почему бы не назвать недостатки, которые становятся достоянием анекдотов.
- Понты... Те самые, из анекдота: если бы понты светились, то Алматы не требовалось бы электричества. Потому что, когда я вижу, как здесь люди ездят и на чем себя везут... Я лично это воспринимаю как понты, которые, на мой взгляд, мешают людям жить, а бывает, что и подвергают опасности.
- Ирина Владимировна, если бы Вы выбирали идеальное место для жизни, что это было бы?
- Никогда об этом не думала. Мне всегда кажется, что идеальное место для жизни - это ты сам. Если у тебя в душе все хорошо - покой, умиротворение, взаимопонимание с окружающими, то это и есть идеальное место... От себя не убежишь. Потеряв мужа, я пыталась это сделать, поэтому точно знаю - бесполезно.
- Никто еще так не отвечал. Называют Новую Зеландию, Австралию...
- Только в Австралии самое высокое число самоубийств среди молодежи. Огромное количество суицидов в странах Бенилюкса. По той причине, что люди не знают, что им собственно делать-то со своей благополучной жизнью... Может быть, нужно меньше думать о себе. В нашей семье стараются помогать ближним, дальним и не только людям. Мне жаль, что в Алматы отсутствует муниципальный приют для животных. В Костроме есть муниципальный приют. Ему помогают все, даже памятники. У нас в городе есть памятник собаке, рядом с которой копилка в виде мячика, туда бросают деньги все, кто хочет помочь приюту для животных. Но если нет муниципального приюта, можно же учредить грант, и пусть его выиграют те, кто может этим заниматься. Я уверена, что равнодушие и жестокость по отношению к животным завтра обернутся жестокостью к людям.
- Очевидно, что Вы любите читать. Какую последнюю книгу Вы прочли?
- Удивительную книгу Александра Чудакова “Ложиться мгла на старые ступени”... Это о Казахстане, начиная с конца 30-х годов до настоящего времени. Обо всем! Книга бесподобная, она удостоена “Русского Букера” в 2004 году. Написана прекрасным языком, проясняет многое из того, что сейчас здесь происходит. Когда мы готовили вечер об академике Вернадском, то в книге я нашла отрывок о том, как автор, будучи ребенком, впервые увидел Вернадского, стоящего в очереди за хлебом, а потом написал стихи: “Домишки. Очередь. Морозно. И казахстанский ветер адский. Отец шепнул: “Навек запомни: вот, тот, с кошелкою, - Вернадский!”
- Вам нравится наш город, горы... Люди у нас не лишены недостатков, но все же добрые и отзывчивые. Что еще импонирует Вам здесь?
- То, что люди очень любят свой город. А еще мне очень нравится группа “МотоРоллер”. |