|
Галя Галкина
Голос человека - одно из уникальнейших творений природы. Специалисты, работающие с этим природным инструментом, считают, что в повседневной жизни возможности голосового потенциала человека раскрываются не полностью. Искусство пения служит средством совершенствования, развития личности, да и общества в целом. Выпускница Консерватории имени Курмангазы Ирина Житникова как никто знает о психологических аспектах искусства вокально-хорового пения, о его влиянии на человеческую психику - на духовную жизнь человека. Она уверена, что не только обучает детей петь, но и дает им ключ к гармоничной, счастливой жизни, в ладу с собой и миром
- Ирина Сергеевна, известно, что музыка, в том числе и искусство пения, - неотьемлемая часть любого человеческого сообщества. Правда ли, что человек и есть то, что он поет или исполняет на инструменте? Это касается и общества.
- Правда. Это происходит с античных времен. До нас дошли сведения, что Пифагор еще говорил, что с помощью музыки на людей можно оказать влияние против неумеренных страстей, против раздражения, гнева и других душевных недугов. А Платон напрямую заявлял, что могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах.
- Вы не считаете, что классическая музыка сегодня предназначена для узкого круга профессионалов?
- В нашей стране она недостаточно пропагандируется, и в этом основная проблема. Но это не означает, что классическая муза оторвана, изолирована от общества. Кто вырос, если можно так сазать, до классической музыки, тот и наслаждается ею, а желающему дорога всегда к ней открыта. Мы не должны забывать, что основное назначение музыки - не увеселение или развлечение публики, а укрепление и обогащение внутреннего, духовного мира человека. Вообще каждое музыкальное произведение имеет влияние на человеческую природу. И в отрицательном, и в положительном смыслах. Естественно, эстетическое сочинение несет в себе положительный лад и отражается в позитиве. Музыка главным образом несет чувства. И она не подчиняется времени. Она в точности передает чувства людей разных эпох, которые они переживали. Возьмите, например, “Священную войну”, “Елим-ай” или “День Победы”. Какой слушатель не испытает волнения от этих звуков? А теперь представьте ощущение поющего. Таких песен в репертуаре профессиональных певцов немало.
- Ирина, развитие технических средств, с одной стороны, способствует распространению музыки, а с другой - вытесняет истинные живые щедевры музыкального искусства?
- Да, развитие компьютерных и других технических средств в действительности ошеломляет своими достижениями. На начальном этапе развития кино и телевидения скептики полагали, что умрет театр и живое музицирование увянет под натисками звукозаписи. Но время показало, что никакая техника, никакой компьютер не могут заменить то магическое, священное единство сцены и зала, которое присутствует на концертах. И, я надеюсь, это сохранится.
- Вы - специалист в своей области. Что для Вас человеческий голос?
- Голос человека - самым древний музыкальный инструмент. И поэтому он считается одновременно самым простым и самым сложным среди всех инструментов музыки. Простота в том, что петь умеет каждый. Но возникает вопрос: как петь? И в этот вопрос заключает всю сложность голоса как музыкального инстумента. Потому что в нем содержится бесконечное число нюансов, интонаций, эмоций. Для совершенного или близкого к совершенному управлению этим уникальным инструментом требуются значительное время и неутомимый труд...
Вообще каждый голос является уникальным по своей мелодичности, тембру, диапазону. Отшлифованный, поставленный голос - это в действительности нечто прекрасное. Несколько голосов в унисон, как, например, в дуэте, трио, квинтете, квартете или ансамбле - на самом деле величайшее человеческое творение. В хоровом пении то же самое, только палитра звуковых красок намного богаче. Если в вокальных ансамблях каждая линия партитуры поется одним голосом - баритоном, тенором, сопрано и другими - то в хоровом исполнении эту же линию партитуры исполняет не один, а группа певцов, поющих в унисон. Для знающего толк в хоровом искусстве это, на самом деле, нечто величественное.
- Вы занимаетесь преподавательской работой в детской музыкальной школе, обучаете детей, подростков основам и особенностям вокального и хорового пения. Правда ли, что у детей, занимающихся музыкой, успеваемость в общеобразовательной школе выше по сравнению с теми, кто не занимается?
- Точными научными данными по этому вопросу я не располагаю. Но музыка имеет дело с вниманием, памятью, мышлением, воображением, что немаловажно для изучения учебных дисциплин. И это факт достоверный. Навык вслушивания в музыкальное произведение, умение переживать его отражается в мыслительных процессах.
Пение - не только помощник психологического бытия ребенка, но и серьезный помощник его физической культуры: укрепляет дыхание, среди поющих детей не бывает заикающихся, вырабатывается правильная осанка. Еще одним существенным фактом музыки является то, что она помогает лучше понять историческую эпоху, характер ее героев.
- Когда к Вам приходит ребенок, Вы можете сказать, получится ли из него хороший певец?
- Я это говорю практически каждому ребенку, чтобы привлечь его к музыке. В действительности для совершенного пения требуется набор качеств. Тут необходимы не только голос, но и нравственность, настойчивость, усидчивость, целеустремленность. Эти качества вырабатываются со временем. Прежде всего нужно услышать свой внутрений голос: хочет ли петь человек. Если такое желание есть, то надо начинать петь. Если пение приносит радость поющему, то это и есть результат. |