|
Галина Галкина
Владимир Павлович Шмаков - генеральный директор кинокомпании “Эхо” (Москва, Россия), академик Евразийской академии телевидения и радио, член Президиума ЕАТР, участник Евразийского телефорума
- Что для Вас Евразийский телефорум?
- Это очень много. Возможность пообщаться, потому что тот идиотизм, который случился в 1991 году (распад Советского Союза), разорвал очень многие связи - человеческие, социальные, психологические, национальные и так далее. Этот разрыв принес массу проблем, бед, ухудшение жизни для граждан многих республик, если не считать небольшого числа элиты, которая готова на все ради своих богатств. Крайне важно встречаться! Культурное пространство осталось одно, существует общая большая история. И она, как видите, не распадается. Есть вещи, которые значительно выше, шире, мощнее, чем желания отдельных лиц или сверхдержав. Сожалею, что мы проводим Евразийский телефорум только в Москве. Я в нашей Академии лоббирую стремление делать телефорум в других странах СНГ, таких, например, как Казахстан - одной из первых значительных стран СНГ, большой по территории, имеющей ряд комитетов, телевещательных станций. Представители Казахстана, казахи и русские, традиционно составляют немалую часть Евразийского телефорума.
- Владимир Павлович, почему, на Ваш взгляд, мы во многом утратили ту дружбу народов, которая составляла гордость Советского Союза? В России появились фашисты, скинхеды, враждебно относящиеся к нерусским гражданам. В некоторых республиках возникло негативное отношение к русским. Проявления взаимной неприязни ужасны.
- Причин много. Иногда они понятны, иногда они таинственны для меня, как для рядового гражданина. Все это происходит не случайно. Подобное - следствие определенной политики, социального положения, явлений, которые усилились в России, следствие определенных политических интересов к этим силам. Нельзя же бесконечно плевать в свое прошлое: “Кто стреляет в свое прошлое из ружья, тот получит в будущем пушечное ядро”. По телевидению прошел концерт, посвященный 88-летию комсомола, который транслировался по “ТВЦ”. Ведь какое количество замечательных песен и стихов прозвучало! Это встает прошлое, которое было не так плохо!
Приходит отрезвление, потому что упал уровень образования, социальной защищенности, рухнула медицина и так далее. Люди осознали, что все надо поднимать, утраченное восстанавливать. Парень, который сегодня нюхает клей в каком-нибудь городишке, мог бы учиться в нормальной школе и поступить в вуз, если бы мы не утратили лучших завоеваний социализма. Я помню, как столичные вузы искали студентов по всей стране. Проводились Всесоюзные олимпиады школьников - повсеместно отыскивали одаренных ребят. Бывшие советские студенты, которые учились бесплатно, сейчас составляют костяки всяких силиконовых долин.
- Вернемся к телевидению. Какова ситуация с документальным и игровым кино в России?
- Весь кинематограф России сегодня на подъеме. И он вырабатывает постепенно нормальную структуру, которая должна быть в любом государстве с рыночной экономикой. Значительную часть составляют коммерческие фильмы, меньшую - фестивальный, экспериментальный кинематограф. Так и должно быть, потому что язык кино должен обновляться, развиваться, что делается за счет фестивальных лет. Мы приблизились к оптимальному количеству телевизионного кино. Проблемы жанров, качества еще существуют, но и они постепенно шлифуются. Главное, что кинематограф живет, дышит и размножается естественным путем.
Москва |