|
В фотогалерее Академии кино и телевидения университета “Туран” прошла выставка “Избранное” легендарного карагандинского фотомастера Павла Семеновича Кунина (1925-2000).
На ней было представлено 40 черно-белых работ, значительная часть которых - это классика не только казахстанского, но и мирового искусства.
Валерий Коренчук - куратор выставки, президент фотоклуба “Медео”, академик Петровской академии наук и искусств, профессор искусствоведения, четырехкратный EXCELLENCEFIAP:
- Фотомастер мирового уровня, Павел Семенович Кунин был участником Сталинградской битвы. Он - кавалер ордена Красной Звезды. Прошел школу зенитчиков, стал наводчиком. Боевое крещение принял на Волге под Сталинградом в августе 1942 года. Павел Семенович был отменным рассказчиком - с тамбовским говорком, с прибаутками, все у него получалось как-то легко и просто, как у Василия Теркина. И общительным был на редкость.
Вот как вспоминает о войне Павел Семенович: “Батарея зенитных пулеметов переправлялась на нефтеналивной барже, шли мы от самой Астрахани. Нас предупредили, что везем бензин, если разбомбят, шашлык от нас будет, поэтому нужно было стрелять: “Немец тоже огня боится”. Ну, нас бомбят, а мы палим со всех стволов”. Часто просили рассказать, как он подбил вражеский бомбардировщик: “Случилось это 5 мая 1944 года под станцией Славечная. Немец бомбил страшно, все горело. К ночи фашисты улетели. Дали отбой, все легли спать, а я как раз в дежурстве у своего зенитного комплекса. Задремал немножко, а тут гул, и на бреющем - прямо надо мной летят. Ну, я - тра-та-та! Вижу - искры посыпались. И невдалеке грохнулся, горит. А тут наши повыскакивали. Командир полка: “Чей самолет?”. А я опознавательных знаков и не разглядел. Командир приказывает: “Пойдем, посмотрим. Если наш, пойдешь под трибунал. Если фашист - готовь дырку”. Идем, уже светать стало, над лесом дымок виден. У меня сердце - тук-тук-тук. И вдруг сквозь ветки вижу - хвост, а на нем крест. И сразу отлегло. А командир взводному: “Готовь документы на Красную Звезду”.
Орден Павлу Семеновичу вручили через год, когда он уже был в Германии.
Так от Сталинграда рядовой Кунин через Белоруссию и Польшу дошел до Одера. 2 мая был в Берлине.
|
“Воскресное утро” (изогелия) |
Валерий Коренчук:
- После Победы Кунин дослуживал свой срок в штабе 8-й гвардейской армии Чуйкова в Веймаре. Напротив здания штаба была фотостудия. Там можно было сфотографироваться за сигареты, которые давали к солдатскому пайку. Для Кунина, еще в детстве занимавшегося рисованием, было откровением, когда немец-фотограф пригласил его в лабораторию, и он увидел, как в ванночке на белой бумаге проявляется девичий портрет. Тут-то, наверное, Муза фотографии и осенила своим крылом любопытного вихрастого солдатика. Вернулся с войны рядовой Кунин с богатыми трофеями - подобрал на развалинах карманный чертежный пантограф и трафаретик с латинским шрифтом. Позже, когда он стал работать художником-оформителем в Карагандагеологотресте, это было необыкновенное подспорье для объявлений и текстовок. После демобилизации вернулся на родину и женился на Прасковье Максимовне, благо жили на одной улице. В 1953 году переехали в Караганду. Здесь, в маленькой квартирке на Тепловозной улице, где прожили до серебряной свадьбы, приспособил Кунин ванную комнату под фотолабораторию и стал, по словам жены, портить бумагу. Под эгидой профсоюзов в Казахстане появилось несколько сотен фотокружков и фотоклубов, среди них - свыше двух десятков областных. Образовался такой фотоклуб и в Караганде. Еще неизвестно, как бы пошли дела, если бы в 1962 году председателем не избрали заводного и расторопного, но тогда еще дилетанта Павла Семеновича.
Ведь в клубе были такие маститые фотографы, как Куртяев, Каганович, Корт. Они щедро делились своим более чем двадцатилетним опытом с новичками, обсуждали работы, устраивали выставки.
Кунин до совершенства освоил и развил технику так называемого “голодного проявления”. В ней выполнены большинство его работ - “Гвардеец”, “Невеста”, “Звездная ночь”, “Горожанка”, “Писатель Медеу Сарсекеев”, “Митрополит Питирим”. В технике изогелии, чистой или дополненной линейным растром, выполнены “Воскресное утро”, “Аня”, “Улов”, “На вираже”, “Коллега”. А в некоторых работах у Кунина совмещены такие техники, которым и общепринятых названий нет. К слову сказать, через два десятилетия, уже в девяностых, дотошные программисты оцифровали эти технологические приемы, включив их в фотошопные программы, фильтры и утилиты. Пожалуй, только “голодное проявление” пока еще не по зубам цифровой фотографии.
|
“На вираже” (фотографика, линейный растр) |
Павел Семенович щедро делился своим опытом. В Караганде появилась своя школа фотографики - Юрий Варыгин, Виталий Гришаков, Вячеслав Фетьковский, Владимир Барабанов. Карагандинцы по количеству медалей и призов в черно-белой фотографии стали обходить фотоклуб “Медео”, за которым по-прежнему оставалось бесспорное первенство в цветных слайдах. Вскоре по рецептам Кунина освоили технику “голодного проявления” и алматинцы Виталий Федорович Бильков, Раиса Кругова, Евгений Лещинский, Валентин Мусатов. Именно стараниями алматинцев и карагандинцев советский Казахстан вошел в первую тридцатку фотографических стран.
В 1987 году Павел Семенович Кунин первым среди организаторов фотолюбительского движения в Советском Союзе был удостоен звания EXCELLENCE Международной федерации фотографического искусства FIAP, а за творческие достижения - ARTISTFIAP . На 400 международных салонах и конкурсах демонстрировались его работы, которые удостоены почти сотни наград. Среди них кубки, дипломы, золотые, серебряные, бронзовые медали. Есть даже приз наследного принца и принцессы Макао. Но нет ни одной казахстанской награды.
Подготовила Галина Галкина |