|
Галя Галкина
Недавно общественность Казахстана отметила 100-летие газеты “Қазақ” и 140 лет со дня рождения одного из духовных лидеров нации Ахмета Байтурсынова. Основанная им во время ссылки в Оренбургскую губернию в 1913 году национальная газета “Қазақ” просуществовала всего пять лет. Первый ее номер вышел 2 февраля 1913 года, а последний, 265-й, в 1918 году, когда издание было закрыто большевиками. Но в эти годы в преддверии революции и крушения самодержавия газета “Қазақ” смогла стать главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием, которое способствовало пробуждению национального самосознания казахского народа. Газета сделала достоянием общественности самые актуальные проблемы угнетенного народа. Свою славную миссию издание окончило в первые месяцы советской власти - большевики были крайне обеспокоены тем, что вокруг газеты “Қазақ” выросла казахская политическая партия “Алаш”, не совсем солидарная с их взглядами и курсом. Позднее, в годы сталинских репрессий, была учинена жестокая расправа над всеми бывшими активистами и сотрудниками газеты “Қазақ”
Ахмет Байтурсынов практически положил начало газетному и журнальному делу в Казахстане. Он приучил казахов читать периодику на родном языке. Многие будущие казахские писатели и общественные деятели увидели свои первые публикации в байтурсыновской газете.
Само наименование газеты - “Қазақ” - явилось первым решительным шагом для возвращения истинного названия народа. Известно, что в те годы во всех документах и в обиходной речи казахов называли киргизами, а язык и школы - киргизскими. На страницах газеты “Қазақ” отражались общественные и культурные проблемы, поэтому она превратилась в видное и значимое издание своего времени. Уже в 1913 году у газеты было свыше трех тысяч подписчиков, а в 1917-м, перед ее закрытием, у издания были своя типография, библиотека, а тираж возрос до восьми тысяч экземпляров.
Когда в 1913 году Ахмет Байтурсынов открыл в Оренбурге газету “Қазақ”, то вскоре к ее изданию примкнул и Алихан Букейханов (1866-1937) и стал одним из ведущих авторов.
Сагымбай Козыбаев, доктор исторических наук, профессор:
- Ахмет Байтурсынов в программной статье назвал газету “Қазақ” “глазами, ушами и языком нации”. По его мнению, газета призвана служить интересам всего народа, быть его защитником и духовным наставником, “способствовать формированию общественного мнения и просвещения масс”. Чтобы создать по-настоящему общенациональную печатную трибуну, Байтурсынов сплотил вокруг “Қазақ” весь цвет национальной демократической интеллигенции. Многие будущие казахские писатели и общественные деятели опробовали свое перо именно на страницах газеты. Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты видных представителей национальной интеллигенции - таких, как Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиулы, Магжан Жумабаев, Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймауытов, Халел Досмухамедов. В числе авторов были Бирмухамед Айбасов, Жакып Акпаев, Ахмет Беримжанов, Аккагаз Досжанова, Сабит Донентаев, Гайнижамал Досымбекова-Дулатова, Алимхан Ермеков, Ильяс Жансугуров, Кудайберген Жубанов, Машхура Копеева, Назипа Кулжанова, Беймбет Майлин, Мустафа Чокай, Мухаметжан Сералин, Мухаметжан Тынышпаев... Цвет казахской интеллигенции. Благодаря энергии и усилиям передовых людей своего времени газета “Қазақ” стала воистину общенациональным изданием, сеяла в народе идеи вольнодумства и единства. Главная заслуга Ахмета Байтурсынова в том, что он сумел объединить усилия казахских лидеров в отстаивании интересов коренного населения, сумел донести передовые идеи до широких масс. Газета “Қазақ”, имея восьмитысячный тираж, весьма солидный по тем временам, рассказывала народу обо всех волнующих проблемах.
Острые и злободневные публикации о политической и социальной жизни общества разоблачали несправедливость власть предержащих. Материалы постоянно отслеживались властью, она оставляла газету под усиленной цензурой. Доходило до обысков в редакции и гонений со стороны жандармерии и губернатора. Так, в 80-м номере газеты за 1914 год была опубликована передовая статья А. Байтурсынова, подвергшая острой критике местную администрацию. Незамедлительно оренбургский губернатор Сухомлинов наложил штраф в 1500 рублей, или, как вариант, - трехмесячное заключение под стражей. Финансовое состояние газеты не позволяло выплатить штраф, и редактор лично явился в полицейский участок, чтобы отбыть установленный срок, и 20 октября был взят под стражу. Узнав об этом, читатели начали сбор средств для покрытия штрафа. Через пять дней редактор был освобожден. В 1916 году, например, сумма штрафов составляла уже 3000 рублей и тоже была погашена активистами и читателями, сподвижниками А. Байтурсынова.
Сагымбай Козыбаев:
- Редакторская и публицистическая деятельность Ахмета Байтурсынова сыграла важную роль как в создании партии “Алаш”, которая отстаивала национальные интересы, так и в самом усилении национально-освободительного движения 1916 года. Стоит обратиться к историческим фактам. В жизни каждого угнетенного народа время от времени случается всплеск национального самосознания, выливающийся в борьбу за свои права и интересы. Характерен в этом плане 1916 год. Именно на этой волне лидеров национально-освободительного движения, таких, как Амангельды Иманов, пришедшие к власти большевики “перекрасили” в красный цвет.
Сегодня пришло время дать истинную оценку этому историческому факту. Казахский народ был далек от марксизма, в его среде еще не созрел гегемон-пролетариат. Казахи были возмущены царящим беспределом, изгнанием их из родовых земель. А царский указ о призыве инородцев на тыловые работы Первой мировой войны стал последней каплей, которая переполнила чашу терпения масс. Поэтому были услышаны призывы партии “Алаш” защищать свою родную землю, а не проливать кровь за “белого” царя в чужеземных краях. Не менее важной причиной народных восстаний становилось тяжкое социально-экономическое положение в Степи, замученной поборами для нужд все той же войны.
Дальновидные представители казахской интеллигенции - Букейханов, Байтурсынов, Дулатов и другие - не поддерживали открытое выступление против властей. Они опасались огромных человеческих жертв и карательных экспедиций. Могучая по тем временам военная мощь России могла не только смести восставших, но и нанести существенный урон народу, поэтому они предлагали искать мирные пути разрешения конфликтной ситуации, призывали выступить с народным прошением к царю, просить отсрочки от призыва казахов на фронт.
В 192-м номере газеты “Қазақ” (август 1916 года) появилось обращение к членам “Алаша”, одним из подписантов которого наряду с Мыржакыпом Дулатовым был Ахмет Байтурсынов. Вот отрывок из этого письма в русском переводе: “Если подчинимся, будут трудности в хозяйствах, будет и гибель казахских джигитов на войне, им выпадут многие лишения, но сохранится костяк народа. Если же казахи действительно окажут решительное сопротивление - появятся отряды карателей. В таком случае не избежать истребления народа, будут уничтожены люди и скот. С вводом военного положения народ ожидают страшные беды и напасти. Поэтому мы считаем, что лучше подчиниться. Стоящие у руководства люди должны сами все решить по справедливости: не считаться - этот хороший, а тот плохой, этот богатый, а тот бедный, не продаваться и принимать верные решения. Внесение в это дело (призыв) смуты, подключение партии ничего не принесет, кроме вреда”.
Вторым редактором этой газеты после Ахмета Байтурсынова стал Мыржакып Дулатов, а в 1918 году - Жанузак Жанибеков. В первые месяцы советской власти газета была закрыта.
Сагымбай Козыбаев:
- Газета “Қазақ” издавалась на переломном этапе истории казахского народа и сыграла судьбоносную роль. Ее отличали концептуальность, высокая публицистичность, сочность казахского литературного языка, верное служение насущным интересам своего народа. Не случайно М. Ауэзов период с 1913-го по 1918 год назвал “эпохой газеты “Қазақ”. Он же в 1922 году в открытом письме деятелям культуры отмечал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания, за исключением газеты “Қазақ”, которое выполнило бы миссию воспитателя народа, безошибочно определив свое направление и возвысив национальный дух. Как единственное печатное издание, отвечающее в целом запросам жизни своего народа, газета “Қазақ” завоевала огромную симпатию и стала популярной не только в Казахстане. Газету выписывали казахи десяти областей, ее получали читатели Уфы, Казани, Петербурга, Москвы, а также Турции и Китая. Выпуск газеты “Қазақ” стал гражданским подвигом А. Байтурсынова, поскольку было положено начало регулярному газетному и журнальному делу в Казахстане и дана возможность казахам читать периодику на родном языке. Подвижническая редакторская, публицистическая деятельность Байтурсынова сформировала базу для дальнейшего развития национальной прессы. Именно поэтому мы считаем Ахмета Байтурсынова организатором печати нового типа. Именно на страницах газеты “Қазақ”, несмотря на постоянные происки цензуры, шло обсуждение проблем национального самоопределения, взаимоотношений с другими народами, постоянное приобщение к грамотности, опора на национальные истоки. Ахмет Байтурсынов предстает сегодня в глазах мировой общественности яркой и разносторонней творческой личностью - выдающийся поэт, ученый-тюрколог, реформатор казахской письменности, общественный деятель, духовный лидер казахской нации своего времени. Подчеркивая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, Мухтар Ауэзов назвал его вождем казахской интеллигенции.
Ахмета Байтурсынова мы считаем и основоположником, и выдающимся публицистом новой отечественной демократической прессы, а созданная им газета “Қазақ” - предтеча и образец для современной прессы суверенного Казахстана. |