ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Лариса Павловна Люди

Галя Галкина
Она заряжает позитивным отношением к жизни своих студентов, коллег-преподавателей, а также коллег-журналистов. Это оптимизм мудрого человека, реалиста и созидателя. Лариса Нода - журналист, старший преподаватель кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ). В этом году Лариса Павловна получила специальный приз Международной академии бизнеса (МАБ) за освещение проблем образования в СМИ Казахстана в конкурсе среди изданий и авторов СМИ на лучшее освещение темы образования. Конкурс был проведен по инициативе МАБ при поддержке Казахстанского пресс-клуба

- Лариса Павловна, Вам, как преподавателю вуза, наиболее видны проблемы образования, а также достижения в этой области. И Вы не только знаете эти проблемы, но и решаете их.
- Проблем в нашем отечественном образовании много. Начиная с подготовки детей к школе - не всем родителям это сегодня под силу, им некогда, они зарабатывают деньги - и до выпуска ребенка из школы - это проблемы пресловутого ЕНТ. В развивающейся стране образование - всегда приоритет. Хорошо, что сегодня правительство повернулось в сторону образования. Но, с другой стороны, проблем в этой отрасли остается очень много. Это и несовершенство учебников, электронные доски используются не везде. Дети рассказывают, что их повесили, но пользуются лишь “для галочки”, когда приходит комиссия или идет открытый урок, а в обыденной жизни... Это большая проблема, потому что технический прогресс даже не шагает, он бежит. Именно школьники обязаны этим всем владеть. А кто их должен научить? Конечно же, учитель. Но сегодня зачастую наоборот - дети учат учителя, как пользоваться техникой.
- Вы уже несколько лет ведете на страницах прессы, начиная с газеты “Суббота плюс”, рубрику для родителей. Наводите мосты между детьми и родителями?
- Сначала нужно образовывать родителей. Прежде чем родители начнут учить свое дитя или думать, как ответить на его вопросы, нужно сначала информировать их, как разговаривать с ребенком, как реагировать. Я убеждалась в этом неоднократно, когда родители писали в газету, вопрошали, как им поступить в том или ином случае, как и что сказать ребенку. Я пытаюсь своими статьями объяснить родителям, что ребенка нужно уважать. Любить-то мы и так любим. Я всегда говорю, что свое дитя еще в утробе любила... Любая мать так скажет. Но, чтобы правильно его развивать, нужно прежде всего уважать - интересы, потребности... И даже нам непонятные деяния, увлечения, мысли, высказывания, желания ребенка тоже нужно уважать. Почему? Потому что мы мудрее, старше. Тогда будет радость материнства, отцовства, радость воспитания собственного дитяти. Ведь мы их и для себя воспитываем. А зачастую мы коверкаем их внутренний мир, делаем ровно все наоборот. Если ребенка уважают, он стремится сделать больше, хочет показать себя с лучшей стороны, проявить все свои лучшие качества. Потому что он получает карт-бланш - его не просто любят, потому что он ребенок, но и уважают. А ведь уважают за что-то... Если ребенку донести мысль, что он может все, у него за спиной вырастут крылья. А если, по поговорке, ему вдалбливать, что он свинья, он и захрюкает.
- Лариса Павловна, Вы - обладательница “красного диплома”, после окончания КазГУ остались преподавать на факультете журналистики. И Вы всегда сотрудничаете со СМИ. Теория, которую читаете на лекциях студентам, проверяется практикой?
- Я считаю, что это должно быть основным у преподавателя. Не научное, хотя от нас это требуют в первую очередь, а именно практическое - то, что студенты выше всего ценят. Как ты можешь рассказывать о телевидении, если ты там не был никогда. То же самое и о газете или интернете. В любом случае, журналист - это прежде всего практик.
alt
- Лариса Павловна, в сутках 24 часа. Как получается все успевать - преподавать, работать в газетах, на телевидении? Известны преподавательские нагрузки...

- А у меня и театр студенческий есть. Смотрим спектакли, студенты пишут рецензии. И все нужно.
- Видимо, театр - общее со студентами хобби? Сколько лет студенческому театру?
- Официально третий год. Но и раньше баловались... Сейчас ставим спектакли как студенческий театр. Инициаторами выступили студенты, они сами захотели играть в театре. Выступаем в детских домах. Ездили в Талгар, где играли в детском доме. Конечно, в алматинских детдомах выступаем со спектаклями. Студенты очень талантливы, их надо направлять. Репетиции занимают много времени. Но если видишь горящие глаза студентов, то все появляется - время, силы. Разве я скажу им “нет”?
- Какой у Вас выбор драматургического материала?
- Есть пьеса, написанная самими студентами. Сабина Бадаева и Алена Хан в прошлом году написали под моим руководством пьесу “Ох, уж эти ловеласы!” Ставили сказку Леонида Филатова “Федот-стрелец, удалой молодец”. А сейчас ставим “Тартюфа” Мольера. Проблемы, конечно, вечные - жизнь человека, добро-зло, подлость-благородство, обман-самообман... Ну и как же обойтись без любви?! Недавно студенты ходили на спектакль “Белое солнце Чингисхана”, после просмотра писали рецензии. Это хорошая школа. На сайте ТЮЗа есть раздел “Трибуна начинающего критика”. Чем не практика для журналиста? Это все творчество, толчок для него. Заставляю студентов писать сказки. Казалось бы, пустяк... А поощрение - публикации в издательском доме “Алматы”, в “Посиделках”, на интернет-сайте “Яблоко”.
В прошлом году моя студентка Наталья Батракова написала балладу в рамках конкурса “Слово о России”. Ее баллада “Роковая ошибка” посвящена Наполеону, его последним дням. И с этой балладой она выиграла поездку в Москву на Всемирный молодежный форум, съездила по линии Представительства Россотрудничества в Республике Казахстан. Студенты публикуются в московских сборниках. Результат есть. Нужно нам, взрослым, помочь этим гениям выразить себя.
- А еще и зажечь собственным примером... Насколько я помню, Вы тоже участвовали в конкурсе среди преподавателей?
- Да, это был Международный Пушкинский конкурс, объявленный Представительством Россотрудничества в Республике Казахстан совместно с “Российской газетой” среди преподавателей-русистов стран СНГ. От Казахстана было пятеро победителей, я в их числе. Мы писали эссе на тему: “Нужно ли учить дружбе народов?”, в 2012 году это была тема: “Язык до правды доведет”. Много талантливых учителей, ярких работ.
- Знаю, что Вы придумали Форум юных корреспондентов. Это своеобразный конкурс “Алло, мы ищем таланты” в области журналистики?
- Мы на факультете подготовили и провели V национальный Форум юных корреспондентов. Перед этим был конкурс школьных сочинений “Хочешь быть журналистом?” Действительно, это помогает найти талантливых ребят, привлечь их на факультет, в будущую профессию.
- Сегодня можно услышать высказывания о том, что уровень отечественного преподавания падает. Родители стремятся отправить детей учиться в западные или российские вузы. Может быть, это слишком пессимистические настроения?
- Что значит - “падает”? Повсеместно люди работают, создают, делают открытия, нанотехнологии развиваются, а работа преподавателей все хуже? Нет, так не бывает. Откуда тогда берутся дети-гении? Из утробы матери пошел гением по жизни? Работают преподаватели в школах, вузах. С нас очень большой спрос, ибо время такое, это оправданно. Стараемся шагать в ногу с этим интересным временем. Что касается журфака КазНУ имени Аль-Фараби, то в республике приоритет именно нашего факультета. Составляем новые программы, вводим новые предметы. У нас открылись специальности - “PR”, “Дизайн”. Все для студента. Не говоря уже о замечательном кампусе КазНУ, единственном такого рода кампусе во всем Казахстане... Когда весь университет - корпуса, библиотеки, молодежный информационный центр, столовые, Дворец студентов - все в едином комплексе. Это ведь действительно все для студентов. А если еще добавить, что в КазНУ действуют больше 120 кружков и секций! Пожалуйста, дорогой студент, развивайся, это все для тебя. Наши студенты заняты от рассвета до заката - учебой, наукой, творчеством, спортом, все для гармоничного развития. И говорить, что мы чего-то не додаем? Есть личное стремление каждого преподавателя как можно лучше, новее подавать материал. Кроме того, наш университет имеет международные аккредитации, свидетельствующие о высоком уровне преподавания, о самых верхних позициях в мировом рейтинге вузов.
- Какие наставления Вы даете своим студентам, как преподаватель, чтобы они в будущем были успешными специалистами?
- Дерзайте, вы - талантливы. Человек может все. Нет ничего невозможного для журналиста, разумеется, с соблюдением принципов журналистской этики. Все знания журналисту обязательно когда-то пригодятся!

Хочу донести до родителей истину, которая мне открылась на собственном примере. Когда я была ученицей восьмого класса, пришла на радио, где стала делать передачи. Со мной работал редактор, исправлял, показывал. Это были настоящие передачи, которые шли в эфир. Происходило это в России, в городе Кирове, где служил отец-военный. И когда первая передача была выпущена в эфир, а был это 1978 год, папа мне сказал: “Я тебя уважаю, и с этого момента буду называть тебя Лариса Павловна”. И это уважение я старалась закрепить, мне было лестно. Этот опыт я пронесла через всю жизнь.

Справка “НП”

Лариса Павловна Нода - журналист, старший преподаватель кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ), лауреат премии Союза журналистов Казахстана и Международной Пушкинской премии (2011). Автор множества методических пособий по истории мировой и казахстанской журналистики, ведущая полосы “Взрослым о детях” в газете Министерства образования и науки “Класс-Time”. Художественный руководитель студенческого театра КазНУ “Эйдос”. Стаж работы в КазНУ - 25 лет.

Фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
 Стаж 25 лет! Да помножить на "3"...  За такой стаж и заслуги Лариса Павловна по праву заслуживает Заслуженного... !  Желаю Ларисе Павловне здоровья, неиссякаемой студенческой любви, энергии, и много творческих достижений и наград на благо Отечества!!!
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение