|
Галя Галкина
Сдержанный, почти не улыбается. В подходе к своему делу подобен ученому - методичен, взыскателен, подробен. Он и есть ученый - физик по образованию. И лирик в своей основной профессии - режиссуре. Внешне сдержанный, Вадим Абдрашитов являет романтизм, чувствительность, даже сентиментальность в своих фильмах - четко, строго выстроенных. Можно говорить о режиссерской формуле народного артиста РФ Вадима Абдрашитова... В своих лекциях, практических занятиях профессор ВГИКа Абдрашитов в общем-то дает составляющую этой формулы: “В нашем деле, вообще в искусстве, если вы выбрали такой способ жизни, надо либо заниматься этим на все 100 процентов, либо “завязывать” с этим, потому что не может быть режиссера наполовину, как и поэта, музыканта - лишь наполовину”. Дипломная работа Вадима Абдрашитова - короткометражка “Остановите Потапова” (1974 год) - была уже полноценным художественным кино. Лента получила приз за лучшую режиссуру на ВКФ “Молодость” в Киеве, главный приз на Международном студенческом кинофестивале ВГИК. Позже состоялась судьбоносная встреча режиссера со сценаристом Александром Миндадзе, который стал партнером Абдрашитова. Режиссер принял приглашение “Мосфильма”, где и остается по сей день - работает в студии своего учителя Михаила Ромма - уже в статусе мастера, в роли председателя правления киностудии “Арк-фильм” киноконцерна “Мосфильм”. В Алматы Вадим Юсупович участвовал в I Международной научно-практической конференции “Старое и новое”. Он дал интервью нашей газете, на состоявшийся в рамках конференции мастер-класс российского режиссера пришли студенты и преподаватели факультета “Академия кино и телевидения” университета “Туран”
- Вадим Юсупович, чем сегодня занимается мастер? Что Вам удалось снять после фильма “Магнитные бури”?
- К сожалению, в съемках фильмов у меня затянувшийся простой. Мастер ходит по миру - по кабинетам начальников, денежных людей - и занимается проблемами финансирования двух своих проектов. Один весьма дорогостоящий (на его реализацию нужно 200 миллионов долларов), и я потратил очень много времени на то, чтобы найти деньги. И не понятно, получится это или нет. Второй - более скромный по деньгам, но в творчестве не менее интересный, во всяком случае, для меня. В обоих случаях речь идет об экранизации произведений двух современных писателей, но я не называю их, пока не определится, пойдут ли в замысел проекты.
- Зрители, конечно, продолжают ходить в кино. Но, как мне кажется, мы все подсели “на иглу” телевидения и интернета, соцсетей... Кино теряет зрителя... А кино все же содержательнее, чем современное телевидение.
- Это проблема качества телевидения. Вопрос государственной важности. Российское телевидение приучает зрителя в первую очередь к насилию. Легитимизирует насилие как таковое. Это говорит, как минимум, о безответственности государства и власти по отношению к подрастающему поколению.
- Но неужели все уж так фатально с молодежью? Так ли уж она темна? Хотелось бы узнать, что думаете Вы, преподаватель ВГИКа? Расскажите о тех молодых режиссерах, которые идут в кино сегодня.
- Не могу сказать, что талантливых молодых людей огромное количество. Новой волны или какой-то школы они так и не создали. Если говорить о наличии некоей художественной идеи, то она отсутствует. Но это касается не только российского кино, но и кинематографа мирового как такового. Но есть удачи у молодых режиссеров. Это замечательная картина “Шапито-шоу”, которую сделал Сергей Лобан. Несомненно, новое слово в кинематографе. Прекрасная работа Николая Хомерики “Сердца бумеранг”. Очень хорошо работает Андрей Прошкин, блестящая картина “Орда” - одна из его последних работ. Но этих авторов трудно назвать молодыми, они уже сложились как режиссеры.
“Шапито-шоу”
- Фильм произвел на меня сильное впечатление, потому что это очень хороший, свежий кинематограф. Если расскажу сюжет, получится бред. Но состоялась очень сущностная, с глубоким смыслом картина об инфантилизме 35-40-летних людей, что очень хорошо чувствует общество, что видим мы, люди, занятые молодежью. Но сделана эта картина как раз руками представителей этого самого поколения.
Режиссер кино и телевидения Игорь Гонопольский на минутку прервал Вадима Юсуповича Абдрашитова и попросил его во время лекции переводить иностранные слова для студентов, например, “инфантилизм”, потому что половина аудитории не знает его значения. Абдрашитов, продолжая тему инфантилизма, воззвал к аудитории:
- Это затянувшееся детство, дорогие друзья! В 22 года молодой человек уже должен быть мужчиной во всех смыслах этого слова. А он до 40 лет сам себя не понимает. Почему? Да потому что жить стало легче, чем 30 лет назад. Когда родители живы-здоровы, так тем более удобно - при маме. И жениться как-то не хочется, потому что это дело ответственное: “Да я с девушкой так поживу, а питаться буду у мамы, что надежнее”. Непонятность в чувствах, неясность в мыслях. Полная гражданская аморфность. Вот наш инфантил пошел на митинг... А что ты хочешь этим сказать? “Да я просто посмотреть вышел”. Что думаешь по этому поводу? “Не знаю... Просто - смотрю!” Поразительно! Это, безусловно, будет иметь последствия, потому что власти, подчас коварной, очень нужны эти инфантилы. И с помощью телевидения культивируется инфантильность...
Но вернемся к “Шапито-шоу”. Лента сделана необычно. Как ведут себя авторы? Режиссер Сергей Лобан и сценарист Маша Потапова приходят на телепередачу - в майках, в облике полурэперов, и преподносят себя тоже особенным образом, хиппуют в своих майках, говорят на молодежном слэнге. Они похожи на персонажей своего фильма. Но, когда я знакомлюсь с Сергеем, то вижу перед собой умного глубокого человека - с техническим образованием, с опытом жизни - симпатичного, высокого, внешне похожего на Маяковского. (Абдрашитов на всякий случай поясняет для аудитории: “Владимир Маяковский - это русский поэт”. Студенты и преподаватели оценили юмор, отозвались смехом.)
- Маша Потапова тоже изображает хиппующую деваху. А на самом деле она опытнейшей рукой мастера написала сложнейший драматургический сценарий. Какой там “Расемон”! (Режиссер вновь дает пояснение: “Расемон” - замечательная картина японского режиссера Акиры Куросавы”.) Драматургическая структура всего сценария Маши Потаповой гораздо сложнее, чем в киношедевре “Расемон”. Внешне эти двое, Лобан и Потапова, кажутся простыми. А на самом деле они сделали серьезный глубокий фильм, причем выполненный легко и непринужденно. Это признак искусства, когда разговор о серьезной теме ведется легко, интересно.
Список литературы
- Если ты набираешь мастерскую в 20 человек, и из этих двадцати потом два режиссера становятся более или менее известны, то, значит, была благополучная, хорошая мастерская. Я знаю по своему преподавательскому опыту, что эти двое, кто состоялся как режиссер, были трудяги - в студенчестве и после выпуска из ВГИКа. Они постоянно работали: много снимали, находились на площадке, в институте, на студии. Таким был Алексей Герман-младший, ныне известный режиссер. Можно по-разному относиться к его картинам, но это большой профессионал. Во ВГИКе его можно было всегда видеть бегущим. То он с камерой, то с осветительным прибором, то со сценарием... Постоянно был в делах. Так же, как и те, кто сумел зарекомендовать себя в качестве режиссера, все они были трудяги. Наша профессия такая.
По словам Вадима Абдрашитова, жизнь студента во ВГИКе начинается с того, что в конце июля проходит мандатная комиссия, которая и устанавливает режиссерскую мастерскую на пять лет.
- Мы собираем студентов, отводим в аудиторию и говорим им, что встретимся 1 сентября. Потом диктуем им список книг, которые наши студенты должны прочесть до начала занятий. И в этот список входят “Воскресение”, “Анна Каренина” Толстого, “Отцы и дети” Тургенева, “Герой нашего времени” Лермонтова, произведения Пушкина... Уровень общекультурной подготовки чрезвычайно низкий. Это и вина молодых, их леность, нелюбопытность, и их беда. Потому что государства Россия и Казахстан так повели себя по отношению к детям, что уровень образования в настоящее время чрезвычайно низко упал. И нам приходится перекрывать эти лакуны образования, устраивая некий курс введения в какое-то культурное пространство. Потому что без знания литературы, без искушенности в искусстве, без воспитания хорошего вкуса, без понимания вечных человеческих ценностей заниматься режиссурой - нонсенс.
АКТРИСА - Плазма таланта
У Вадима Абдрашитова особенное отношение к женщинам. Он их ценит. О студентках говорит с уважением: “Они намного более организованы, чем ребята. Все делают вовремя, сдают отлично экзамены, да еще и выглядят всегда как модели. Молодые люди подчас долго собираются, вынашивают идею, но так ничего и не делают”.
О выборе актрисы в своих фильмах... В 1974 году Вадим Абдрашитов приступил к съемкам фильма “Слово для защиты”. В нем две героини - адвокат и ее подзащитная. И личность заключенной влияет на судьбу адвоката. Она понимает, что в ее жизни не достает температуры жизни. “Тонкие материи”, - говорит режиссер. В фильме снимались молодые талантливые, “только сверкнувшие” Ирина Купченко, Марина Неелова, Олег Янковский и Слава Любшин. Была снята одна треть картины, но вдруг Ирина Купченко заболевает, ей запрещают сниматься и играть в театре, она ложится в больницу. Абдрашитову пришлось переснять весь фильм с другой актрисой - Галиной Яцкиной. Получился неплохой фильм. Но однажды Вадим Абдрашитов смонтировал ту треть фильма, которую он снял с Ириной Купченко. Поменялась одна актриса, и картина стала принципиально о другом: “С Ирой Купченко, актрисой большой наполненности, получалась картина о том, как успешная советская женщина задыхается в бездуховной атмосфере того времени. Женщина с духовными запросами, внутренней жизнью задыхается в безвоздушном пространстве советского бытия. А с Яцкиной получилось про нормальную советскую женщину, которая что-то ощутила - недостаточность внутренней жизни. И только. Советская цензура четко разбиралась, что речь идет не об оттенках, а о сути. Поэтому у них были две главные полосы, фазы контроля, это сценарий и утверждение актеров. Они понимали, что участие талантливой актрисы или актера делает фильм иным по звучанию. Выбор актера - не вопрос полутонов, вопрос смысла того, что мы делаем”.
Вадим Абдрашитов способен разглядеть в начинающей актрисе “плазму таланта”, как это было, например, с Чолпан Хаматовой и другими великолепными актрисами. |