ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Мастер-класс Люди

Галя Галкина
Сдержанный, почти не улыбается. В подходе к своему делу подобен ученому - методичен, взыскателен, подробен. Он и есть ученый - физик по образованию. И лирик в своей основной профессии - режиссуре. Внешне сдержанный, Вадим Абдрашитов являет романтизм, чувствительность, даже сентиментальность в своих фильмах - четко, строго выстроенных. Можно говорить о режиссерской формуле народного артиста РФ Вадима Абдрашитова... В своих лекциях, практических занятиях профессор ВГИКа Абдрашитов в общем-то дает составляющую этой формулы: “В нашем деле, вообще в искусстве, если вы выбрали такой способ жизни, надо либо заниматься этим на все 100 процентов, либо “завязывать” с этим, потому что не может быть режиссера наполовину, как и поэта, музыканта - лишь наполовину”. Дипломная работа Вадима Абдрашитова - короткометражка “Остановите Потапова” (1974 год) - была уже полноценным художественным кино. Лента получила приз за лучшую режиссуру на ВКФ “Молодость” в Киеве, главный приз на Международном студенческом кинофестивале ВГИК. Позже состоялась судьбоносная встреча режиссера со сценаристом Александром Миндадзе, который стал партнером Абдрашитова. Режиссер принял приглашение “Мосфильма”, где и остается по сей день - работает в студии своего учителя Михаила Ромма - уже в статусе мастера, в роли председателя правления киностудии “Арк-фильм” киноконцерна “Мосфильм”. В Алматы Вадим Юсупович участвовал в I Международной научно-практической конференции “Старое и новое”. Он дал интервью нашей газете, на состоявшийся в рамках конференции мастер-класс российского режиссера пришли студенты и преподаватели факультета “Академия кино и телевидения” университета “Туран”

- Вадим Юсупович, чем сегодня занимается мастер? Что Вам удалось снять после фильма “Магнитные бури”?
- К сожалению, в съемках фильмов у меня затянувшийся простой. Мастер ходит по миру - по кабинетам начальников, денежных людей - и занимается проблемами финансирования двух своих проектов. Один весьма дорогостоящий (на его реализацию нужно 200 миллионов долларов), и я потратил очень много времени на то, чтобы найти деньги. И не понятно, получится это или нет. Второй - более скромный по деньгам, но в творчестве не менее интересный, во всяком случае, для меня. В обоих случаях речь идет об экранизации произведений двух современных писателей, но я не называю их, пока не определится, пойдут ли в замысел проекты.
- Зрители, конечно, продолжают ходить в кино. Но, как мне кажется, мы все подсели “на иглу” телевидения и интернета, соцсетей... Кино теряет зрителя... А кино все же содержательнее, чем современное телевидение.
- Это проблема качества телевидения. Вопрос государственной важности. Российское телевидение приучает зрителя в первую очередь к насилию. Легитимизирует насилие как таковое. Это говорит, как минимум, о безответственности государства и власти по отношению к подрастающему поколению.
alt
- Но неужели все уж так фатально с молодежью? Так ли уж она темна? Хотелось бы узнать, что думаете Вы, преподаватель ВГИКа? Расскажите о тех молодых режиссерах, которые идут в кино сегодня.

- Не могу сказать, что талантливых молодых людей огромное количество. Новой волны или какой-то школы они так и не создали. Если говорить о наличии некоей художественной идеи, то она отсутствует. Но это касается не только российского кино, но и кинематографа мирового как такового. Но есть удачи у молодых режиссеров. Это замечательная картина “Шапито-шоу”, которую сделал Сергей Лобан. Несомненно, новое слово в кинематографе. Прекрасная работа Николая Хомерики “Сердца бумеранг”. Очень хорошо работает Андрей Прошкин, блестящая картина “Орда” - одна из его последних работ. Но этих авторов трудно назвать молодыми, они уже сложились как режиссеры.

 “Шапито-шоу”
- Фильм произвел на меня сильное впечатление, потому что это очень хороший, свежий кинематограф. Если расскажу сюжет, получится бред. Но состоялась очень сущностная, с глубоким смыслом картина об инфантилизме 35-40-летних людей, что очень хорошо чувствует общество, что видим мы, люди, занятые молодежью. Но сделана эта картина как раз руками представителей этого самого поколения.
Режиссер кино и телевидения Игорь Гонопольский на минутку прервал Вадима Юсуповича Абдрашитова и попросил его во время лекции переводить иностранные слова для студентов, например, “инфантилизм”, потому что половина аудитории не знает его значения. Абдрашитов, продолжая тему инфантилизма, воззвал к аудитории:
- Это затянувшееся детство, дорогие друзья! В 22 года молодой человек уже должен быть мужчиной во всех смыслах этого слова. А он до 40 лет сам себя не понимает. Почему? Да потому что жить стало легче, чем 30 лет назад. Когда родители живы-здоровы, так тем более удобно - при маме. И жениться как-то не хочется, потому что это дело ответственное: “Да я с девушкой так поживу, а питаться буду у мамы, что надежнее”. Непонятность в чувствах, неясность в мыслях. Полная гражданская аморфность. Вот наш инфантил пошел на митинг... А что ты хочешь этим сказать? “Да я просто посмотреть вышел”. Что думаешь по этому поводу? “Не знаю... Просто - смотрю!” Поразительно! Это, безусловно, будет иметь последствия, потому что власти, подчас коварной, очень нужны эти инфантилы. И с помощью телевидения культивируется инфантильность...
Но вернемся к “Шапито-шоу”. Лента сделана необычно. Как ведут себя авторы? Режиссер Сергей Лобан и сценарист Маша Потапова приходят на телепередачу - в майках, в облике полурэперов, и преподносят себя тоже особенным образом, хиппуют в своих майках, говорят на молодежном слэнге. Они похожи на персонажей своего фильма. Но, когда я знакомлюсь с Сергеем, то вижу перед собой умного глубокого человека - с техническим образованием, с опытом жизни - симпатичного, высокого, внешне похожего на Маяковского. (Абдрашитов на всякий случай поясняет для аудитории: “Владимир Маяковский - это русский поэт”. Студенты и преподаватели оценили юмор, отозвались смехом.)
- Маша Потапова тоже изображает хиппующую деваху. А на самом деле она опытнейшей рукой мастера написала сложнейший драматургический сценарий. Какой там “Расемон”! (Режиссер вновь дает пояснение: “Расемон” - замечательная картина японского режиссера Акиры Куросавы”.) Драматургическая структура всего сценария Маши Потаповой гораздо сложнее, чем в киношедевре “Расемон”. Внешне эти двое, Лобан и Потапова, кажутся простыми. А на самом деле они сделали серьезный глубокий фильм, причем выполненный легко и непринужденно. Это признак искусства, когда разговор о серьезной теме ведется легко, интересно.

Список литературы
- Если ты набираешь мастерскую в 20 человек, и из этих двадцати потом два режиссера становятся более или менее известны, то, значит, была благополучная, хорошая мастерская. Я знаю по своему преподавательскому опыту, что эти двое, кто состоялся как режиссер, были трудяги - в студенчестве и после выпуска из ВГИКа. Они постоянно работали: много снимали, находились на площадке, в институте, на студии. Таким был Алексей Герман-младший, ныне известный режиссер. Можно по-разному относиться к его картинам, но это большой профессионал. Во ВГИКе его можно было всегда видеть бегущим. То он с камерой, то с осветительным прибором, то со сценарием... Постоянно был в делах. Так же, как и те, кто сумел зарекомендовать себя в качестве режиссера, все они были трудяги. Наша профессия такая.
По словам Вадима Абдрашитова, жизнь студента во ВГИКе начинается с того, что в конце июля проходит мандатная комиссия, которая и устанавливает режиссерскую мастерскую на пять лет.
- Мы собираем студентов, отводим в аудиторию и говорим им, что встретимся 1 сентября. Потом диктуем им список книг, которые наши студенты должны прочесть до начала занятий. И в этот список входят “Воскресение”, “Анна Каренина” Толстого, “Отцы и дети” Тургенева, “Герой нашего времени” Лермонтова, произведения Пушкина... Уровень общекультурной подготовки чрезвычайно низкий. Это и вина молодых, их леность, нелюбопытность, и их беда. Потому что государства Россия и Казахстан так повели себя по отношению к детям, что уровень образования в настоящее время чрезвычайно низко упал. И нам приходится перекрывать эти лакуны образования, устраивая некий курс введения в какое-то культурное пространство. Потому что без знания литературы, без искушенности в искусстве, без воспитания хорошего вкуса, без понимания вечных человеческих ценностей заниматься режиссурой - нонсенс.

АКТРИСА - Плазма таланта
У Вадима Абдрашитова особенное отношение к женщинам. Он их ценит. О студентках говорит с уважением: “Они намного более организованы, чем ребята. Все делают вовремя, сдают отлично экзамены, да еще и выглядят всегда как модели. Молодые люди подчас долго собираются, вынашивают идею, но так ничего и не делают”.
О выборе актрисы в своих фильмах... В 1974 году Вадим Абдрашитов приступил к съемкам фильма “Слово для защиты”. В нем две героини - адвокат и ее подзащитная. И личность заключенной влияет на судьбу адвоката. Она понимает, что в ее жизни не достает температуры жизни. “Тонкие материи”, - говорит режиссер. В фильме снимались молодые талантливые, “только сверкнувшие” Ирина Купченко, Марина Неелова, Олег Янковский и Слава Любшин. Была снята одна треть картины, но вдруг Ирина Купченко заболевает, ей запрещают сниматься и играть в театре, она ложится в больницу. Абдрашитову пришлось переснять весь фильм с другой актрисой - Галиной Яцкиной. Получился неплохой фильм. Но однажды Вадим Абдрашитов смонтировал ту треть фильма, которую он снял с Ириной Купченко. Поменялась одна актриса, и картина стала принципиально о другом: “С Ирой Купченко, актрисой большой наполненности, получалась картина о том, как успешная советская женщина задыхается в бездуховной атмосфере того времени. Женщина с духовными запросами, внутренней жизнью задыхается в безвоздушном пространстве советского бытия. А с Яцкиной получилось про нормальную советскую женщину, которая что-то ощутила - недостаточность внутренней жизни. И только. Советская цензура четко разбиралась, что речь идет не об оттенках, а о сути. Поэтому у них были две главные полосы, фазы контроля, это сценарий и утверждение актеров. Они понимали, что участие талантливой актрисы или актера делает фильм иным по звучанию. Выбор актера - не вопрос полутонов, вопрос смысла того, что мы делаем”.
Вадим Абдрашитов способен разглядеть в начинающей актрисе “плазму таланта”, как это было, например, с Чолпан Хаматовой и другими великолепными актрисами.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение