|
Галя Галкина
Это было время небывалого размаха строительства предприятий цветной металлургии в Центральном Казахстане. Выдающийся геолог Каныш Имантаевич Сатпаев создавал историю металлургии своей страны. Рядом с ним трудились сподвижники, люди, способные не только оценить масштабы тех событий, но и внесшие свой вклад в развитие Казахстана.
Аллояр Талькенович Талькенов, дни памяти которого отмечают в Центральном Казахстане, один из созидателей той советской поры
Общался он и с Канышем Имантаевичем. Всегда хранил фото, на котором изображен знаменитый металлург с местными людьми. Фото 1948 года, когда Сатпаев приехал с женой в Карсакпай. В ту пору у начальника поселковой милиции родился сын, и счастливые родители решили назвать малыша именем знаменитого геолога. Сатпаев согласился, и по случаю рождения маленького Каныша состоялось небольшое торжество. Местный фотограф запечатлел всех на память.
Хранил аксакал и газетную заметку, датированную 1943 годом, свидетельство того, как работали его земляки. Статья называлась “В подарок трудящимся освобожденных районов”. В ней было написано: “Карсакпай. Коллектив Байконурских угольных копей (директор тов. Долгов, секретарь партбюро тов. Талькенов) с честью держит стахановскую вахту в дни фронтового месячника. Досрочно завершена сентябрьская программа, в фонд Главного командования внесено еще 500 тонн сверхпланового угля. Угольщики начали сбор средств, посуды и разного бытового инвентаря в подарок населению освобожденных районов. Собрано уже 20700 рублей, добыто 300 тонн угля”. Уголь в те “сороковые роковые” был на вес золота. После оккупации фашистами Донбасса резко сократилась поставка топлива из Караганды. Вся надежда была на местные ресурсы, на Байконур.
В январе 1943 года ночью в доме Аллояра Талькенова раздался звонок, звонил первый секретарь райкома партии Шарипов: “Если срочно не направить уголь в Карсакпай, то остановится ТЭЦ, и вся жизнь в промрайоне замрет”. В то время на копях добывали по 400-500 тонн угля в сутки. Аллояр в забое шахты 3 бис нашел забойщика Улькомбаева, рассказал о сложившейся ситуации, объяснил, что надо бы поднатужиться, нельзя допустить, чтобы ТЭЦ остановилась. Забойщик пообещал выполнить норму, сказал, что сверх плана не сумеет вырубить. Аллояр горячо говорил товарищу о том, что на фронте советские солдаты жизни своей не жалеют, воюя с врагом, и задача тыловиков поддержать их.
Аллояр Талькенов рвался на фронт, но партийный комитет поручил крепить тыл. Фронту нужно было многое из того, что производилось в тылу. О себе Аллояр Талькенович говорил: “На работе я не жалел себя, тогда и в понятии не было, чтобы обсуждать приказ или не подчиниться ему: надо - значит, надо. А сколько было таких ситуаций, когда, казалось, не выдержу. Но выкладываешься до отказа и других подбадриваешь. Трудно было, но мы из своих заработков собрали средства на танковую колонну, за что получили благодарность от командования”.
Когда началась война, Аллояра перевели в Алма-Ату заместителем директора “Союзпечати” Казахстана, одно время он исполнял обязанности директора. В 1942 году всех карагандинцев, работавших в Алма-Ате, собрал первый секретарь обкома партии, сказал, что в стране положение с добычей угля очень тяжелое, поэтому нужно ехать в Байконур, поднимать производство.
В 1942 году он был избран секретарем партийной организации БКК. В принципе, работа знакомая, на угольных шахтах Караганды добыча угля велась почти так же, как и в Байконуре. Брали уголь и на отопление жилья, в те годы во всех домах было печное отопление, и на ЦЭС, в котлы, и на котельные, которые были на каждой шахте. Центрального отопления тогда не было и в помине.
|
Аллояр Талькенов (слева) |
В январе 1944 года Аллояра назначили заместителем директора Жезказганского рудоуправления. В 1945 году избрали председателем Карсакпайского райисполкома, в этой должности он проработал более 8 лет.
В 50-е годы в числе “тысячников” А.Талькенов был направлен на работу в Жанааркинский район, в колхоз имени Ленина, где был избран его председателем. За 7 лет руководства колхоз достиг высоких показателей по сбору зерна, за что А. Талькенов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. По возвращении в Жезказган Талькенов работает в геологической экспедиции, а затем руководит “Вторчерметом”. За хорошую работу он неоднократно награждался Почетными грамотами Верховного Совета КазССР.
Однажды аксакал в назидание детям и внукам подсчитал свой трудовой стаж. Он составил 61 год, 5 месяцев и 29 дней...
И еще бы трудился, но помешали болезни. Три операции перенес Аллояр.
Гордился, что был жезказганцем. Призывал современников не падать духом: “Я, как подумаю, в какие годы было легко и просто, - не нахожу таких... То война, то разруха, то перестройка... Каждому поколению выпадают нелегкие испытания, и переносить их нужно стойко”. Он относился к поколению тех граждан Союза, на чью долю выпали тяжелейшие испытания.
Аллояр воспитал семерых детей. Начинали они учиться в карсакпайской школе. Строгий и требовательный отец следил за прилежным отношением к учебе. Все дети получили высшее образование и стали востребованными специалистами. В окружении детей и внуков Аллояр дожил до глубокой старости. Он был патриотом Жезказгана, внес большой вклад в его становление и развитие. Старожилы Карсакпая и Жезказгана помнят А.Талькенова как человека честного, трудолюбивого и хорошего семьянина. Аксакал ушел из жизни 2 декабря 2000 года, но земляки хранят о нем светлую память. |