|
Римма Артемьева
20 октября в 16 часов в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева состоятся третьи торги Международного аукционного дома “Өнер”.
Я попала на предаукционную выставку, на которую эксперты и руководитель аукционного дома Максим Ткаченко отобрали произведения изобразительного искусства коллекционного и музейного уровня казахской, узбекской, русской и западноевропейской школы живописи и декоративно-прикладного искусства. Среди работ Константина Коровина, Рихарда Зоммера, Салихитдина Айтбаева, Абылхана Кастеева, Абрама Черкасского, Павла Зальцмана, Сакена Гумарова, Ходжиахмета Ходжикова, Молдахмета Кенбаева, Камиля Шаяхметова, Айши Галимбаевой я увидела две прекрасные работы, которые расположились рядом друг с другом. Одна - эскиз театрального костюма Гульфайрус Исмаиловой, другая - портрет художника Евгения Сидоркина. На них - казахские красавицы!
“Они и здесь вместе”, - подумала я и невольно вспомнила историю этой необыкновенной, прекрасной семьи - поистине народных художников, которые подарили всему миру не только яркие самобытные произведения, воспевшие художественность казахского быта, величие и значение событий его истории, людей. Работы, которые и сегодня покоряют своим богатством и глубоким эмоциональным воздействием, заставляют думать о народе, времени, истории, о себе. Но и красивую, озаренную светом вдохновения, и нежную, как ноктюрн, историю любви.
Гульфайрус Исмаилова и Женя Сидоркин встретились и полюбили друг друга в Городе на Неве - тогда еще Ленинграде. Коренная алматинка, с раннего детства впитавшая атмосферу истинной интеллигентности, тонкого художественного вкуса, она была ученицей Абильхана Кастеева, раскрывшего ей главный секрет творчества: “Научись терпению, искусство - это великое терпение и большое трудолюбие”. Именно Абылхан-ага, как она его называла, убедил отчима, чтобы она поступила в класс профессора А.М.Черкасского, ставшего для нее не только чутким наставником, но и родным по духу человеком. Именно Гуленьке передал мастер свой способ приготовления красок, которым она пользуется до сих пор. “Он все время повторял: не скупись никогда на краски, ходи в драных туфлях, но купи те самые!”- вспоминает Гульфайрус Мансуровна. У нее хранится и последняя палитра мастера, которую подарила ей его жена Эва Львовна, когда Абрама Марковича не стало.
С благословения А.Кастеева поступила в 1949 году Гульфайрус в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Приехала, сыграв уже к тому времени у Марка Донского главную роль в картине “Алитет уходит в горы”. Евгений поступил в институт, год отучившись в Рижской академии художеств. Он боготворил свою красавицу. “Это был наш с Женей Ленинград. Мы познавали этот великий город вместе. А когда Женя приехал в Казахстан, первое знакомство со страной состоялось на Кокчетавщине, на съемках фильма режиссера Ефима Арона “Ботагоз”, где я играла главную роль. Полагаю, тогда и зародилась в нем любовь к земле, которую он называл “мой Казахстан”, которую воспел в своей бессмертной графике, признанной во всем мире”.
В 27 лет Евгений Матвеевич получил золотую медаль на выставке “Графика пяти континентов” в Лейпциге за серию литографий “Читая Сакена Сейфуллина”, в 29 - серебряную на Международной выставке в Лейпциге за серию “Казахский эпос”, позже ему будет присуждена Государственная премия Казахской ССР за серию иллюстраций к роману Мухтара Ауэзова “Путь Абая”. Мухтар Омарханович сам поручил эту важную работу молодому русскому художнику. “У Евгения Матвеевича настоящее знакомство с казахами произошло именно через великий образ Абая, через великий роман, - считает Гульфайрус Мансуровна. - Получив поддержку Ауэзова, Кастеева, Е.Сидоркин навсегда остался верен казахской народной теме. Внес в ее освоение все достижения русской художественной школы. Это и есть взаимопроникновение культур”.
А Гульфайрус Исмаилова, окончив театральный факультет, шестнадцать лет служила в Государственном театре оперы и балета имени Абая главным художником-постановщиком, снималась в кино. Осуществилась ее мечта реализовать себя в главной творческой теме в фильме “Кыз-Жибек” как художнику-постановщику и актрисе.
Далеко не все в их жизни было безоблачно, но трудности они всегда преодолевали вместе. И главным оставались любовь и работа. “Иногда, поработав в своей мастерской до изнеможения, оставляю кисти и тихонько стучу в Женину дверь, - вспоминает Гульфайрус Мансуровна, - а из мастерской в ответ: “Нет, еще поработаем”. И я снова возвращаюсь к мольберту и продолжаю работать, пока Женя не закончит. Когда он умирал, сказал мне: “Не выходи замуж, чтобы тебя никто не обидел. И вырасти сына художником”. Я выполнила его завещание”. И сегодня Гульфайрус Исмаилова продолжает работать, теперь уже вместе с любимым сыном Вадимом Сидоркиным.
фото автора |