|
Галя Галкина
Имя и произведения этого полинезийца широко известны в странах Океании, Юго-Восточной Азии, а также в Японии, Австралии, Мексике, Франции, Швеции, Швейцарии, Польше, бывшем СССР, России. А в 2013 году полотна незаурядного художника Алоя Пилиоко будут выставлены и в Казахстане. Организацией выставки - “Антимузея” Мишутушкина и полотен Алоя Пилиоко - занимаются Сулу Даунивалу, гражданин Фиджи, издатель, член Королевской академии искусств (Лондон) и Юрис Гульбис, алматинец по рождению, ныне рижанин, долгое время житель острова Фиджи в Океании, сегодня посол по особым поручениям МИДа Абхазии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), всегда считающий себя казахстанцем (владеет русским, казахским, английским, французским, латвийским языками). Первыми экспозицию Алоя Пилиоко увидят жители Латвии
По долгу службы Юрис Гульбис путешествует, изучает обычаи и традиции народов Океании, других стран, коллекционирует произведения искусства. И пропагандирует достижения народов стран Океании в разных сферах деятельности. Теперь, когда между Казахстаном и островным государством Фиджи установлены дипломатические отношения, у нас появится возможность познакомиться с экспонатами “Антимузея” Николая Мишутушкина, француза русского происхождения (читайте в “НП” от 6 сентября 2012 года в материале “Антимузей Мишутушкина” -
http://www.np.kz/index.php?newsid=11769
). Мы также увидим работы удивительного художника Алоя Пилиоко, представителя Океании, которого на территории постсоветского пространства называют “русским полинезийцем”.
“Антимузей” - это фонд по сохранению культурных ценностей Океании, который основали Николай Мишутушкин и его друг, коллега Алой Пилиоко в 1977 году, и назвали своими именами.
Он создает акварели, рисунки фломастером на листах однотонно окрашенной бумаги, вышивки цветной шерстью по джутовой мешковине, расписные декоративные панно на ткани. Произведения Пилиоко находятся в личных коллекциях и музейных собраниях разных стран мира. Экзотические монументальные рельефы украшают фасады, общественные и частные здания порта Вила (Вануату), Сувы (Фиджи), Папсэте (Таити), Джакарты (Индонезия) и Парижа...
Кто же он - Алой Пилиоко? Художник-самоучка с мировым именем одного из островов Океании. Встреча с Николаем Мишутушкиным в корне изменила судьбу этого человека.
Алой - Алоизио - Пилиоко родился 11 июня 1935 года в семье вождя Аллеле на полинезийском острове Увеа, или Уоллис, входящем в состав заморской территории Франции - Уоллис-Футуна. Он рано потерял родителей.
Новорожденного Алоя взяла тетка с материнской стороны - Вероника. Она жила поблизости, в селении Лавенгахау округа Муа. Сама была матерью восьмерых сыновей и дочери. Но об Алое, как и обо всех осиротевших детях, заботилась и каинга - большая полинезийская семья.
В семилетнем возрасте Алой был отдан в школу при католической миссии, где получил строгое религиозное воспитание и земледельческие навыки. В программу обучения входило также преподавание уоллисского и французского языков, пение гимнов на латыни и изучение катехизиса. Алой учился жадно, с интересом.
- Часы, свободные от занятий в школе, мы посвящали работе на плантациях миссии. Там выращивали ямс, таро и маниок, основные продукты стола островитян. По вечерам присутствовали на мессе.
Алой Пилиоко и сейчас посещает по праздникам католический храм в порте Вила, соблюдает посты, а по пятницам не ест мяса. Христианские религиозные мотивы занимают определенное место и в его творчестве. Особенно его волнуют две темы - мученическая смерть Пьера Шанеля, святого покровителя Океании, и распятие Иисуса Христа.
На острове Увеа всегда был дефицит продуктов и питья, что вызывало постоянный отток его обитателей в другие районы Океании. В 1956 году Алой, подобно многим другим увеанцам, отправился на Новые Гебриды, где два года трудился на кокосовых плантациях острова Эпи.
После окончания контракта в 1958 году он перебирается на Новую Каледонию к работавшему там брату Микаэлю. Здесь в 1959 году Алой Пилиоко встретил Николая Мишутушкина, французского художника, открывшего в Нумеа первую в Океании артгалерею. Мишутушкин демонстрировал собранную им в годы прохождения военной службы этнографическую коллекцию, собственные работы и произведения местных собратьев по профессии. Любопытного Алоя привлекала выставка.
- Я не мог отважиться пойти в галерею, так как не знал, смогу ли заплатить за вход. Однажды художник Мишутушкин пригласил меня, и я стал ее постоянным посетителем. Моя жизнь полностью изменилась. С этого времени я посвятил себя искусству.
|
Полинезиец Алой Пилиоко представляет полифоничное искусство стран Океании |
Молодой полинезиец, вдохновленный работами выставки, прямо на экспозиции пытался рисовать карандашом на клочках бумаги. Этим заинтересовался Николай Мишутушкин. В самых первых неумелых работах он смог разглядеть дарование юноши. Он предложил Алою краски и бумагу. Эта встреча круто изменила жизненный путь Алоизио. После закрытия галереи в конце 1959 года Мишутушкин уехал на остров Футуна, где начал работать коммерческим директором фирмы, занимавшейся скупкой копры (сушеного плода кокосовой пальмы).
Алой тем временем зарабатывал деньги на дорогу. Наступил момент, когда он смог отправиться на Увеа, чтобы навестить родственников. Мишутушкин пригласил его на остров Футуна, чтобы помочь ему в работе и заняться искусством. Знание Алоем местного языка значительно облегчило и ускорило процесс закупки копры. Благодаря помощи Алоя у коллекционера высвободилось время для знакомства с жизнью футунцев, коллекционирования. Николай Мишутушкин приступил к обучению Алоя Пилиоко рисованию и живописи. Здесь же, на Футуне, Сесиль Варин, приятельница Николая Мишутушкина, научила Алоизио пользоваться иглой. Вышивание гладью было известно на Футуне еще в XIX веке, куда его “завезли” монашествующие французские миссионерки из Бретани. Искусство вышивания распространилось затем на Уоллисе. Позднее “живопись иглой” заняла значительное место в творчестве Алоя Пилиоко.
С 1960 года жизненные пути обоих художников неразрывно связаны. Вместе они путешествуют, знакомятся с повседневностью, обычаями и обрядами народов Океании, вместе собирают предметы местного быта, ремесла и традиционного искусства, участвуют в работе организуемых ими выставок. Они совершают ряд экспедиционных поездок по островам и архипелагам обширного региона для сбора коллекции. Художники обосновались на Новых Гебридах, в одном из пригородов порта Вила. Здесь, в местечке Эснаар, на берегу лагуны Эракор, раскинулось их поместье с множеством построек - двумя мастерскими, двумя личными домами, еще одним, предназначенным для приемов и проживания гостей, библиотекой, домиком для семьи слуг, наконец, строением для экспонирования приобретенных коллекций. Последнее здание функционировало как открытый для публики Музей культуры и искусства Океании.
Алой Пилиоко вырастил настоящий ботанический сад на обширном пространстве усадьбы. Здесь теперь произрастают многие виды тропических растений - элегантные казуарины, хлебные деревья с их разлапистыми листьями, “многоногие” панданусы, всевозможные пальмы, авокадо, лимон, папайя, имбирь, китайские розы, бугенвилеи, фраижипании и десятки других. Есть даже реликтовая сосна агатис (каори) с узкими пластинчатыми листьями вместо игл. В усадьбе всегда обитают животные - кошки, собаки, петухи, индюки, а в двух бассейнах - экзотические рыбки... Вся эта живность - предмет нежных и постоянных забот Алоя и одновременно объект его пристального внимания и изучения. Растения и животные - непременные персонажи его рисунков и полотен.
- Мне выпала удача выставлять свои работы во всем мире, в Океании общаться одновременно с людьми разных культур. Так было везде, хотя счастливее я чувствую себя в Эснааре. Мой сад и мои животные, море, наши друзья вдохновляют меня для новых работ.
С 1966 года оба художника начинают выставлять часть своей коллекции за пределами Океании - во Франции, в Швейцарии, Японии, Швеции. В 1977 году они учреждают фонд, носящий их имя, в который передают 700 предметов собрания. Фонд обеспечен материально, имеет совет директоров и юриста. Именно эти 700 предметов фонда в дальнейшем они экспонировали по многим странам мира.
В 1979 году после закрытия очередной выставки в аббатстве Премонтре (Франция) ее материалы в апреле того же года были привезены в СССР, где началось ее триумфальное, беспрецедентно длительное путешествие по городам большой советской страны. Экспозиционная деятельность художников продолжалась до недавнего времени. Последняя ретроспективная выставка их работ, посвященная 50-летию творческой жизни в Океании, проходила с 30 октября 2007 года по 10 февраля 2008 года в культурном центре Жака Тибо в Нумеа.
Имя и творчество Алоя Пилиоко для граждан СССР той поры связаны с экзотической выставкой “Этнография и искусство Океании”. С 1979 по 1986 год выставка показана в девяти городах - Москве, Хабаровске, Академгородке Новосибирска, Тбилиси, Ереване, Ленинграде, Сардарапате, Фрунзе, Самарканде. Среди 700 предметов быта и произведений традиционного искусства народов Океании на ней демонстрировались и работы художников Мишутушкина и Пилиоко, тематически связанные с различными сторонами жизни океанийцев. Возможно, те, кто посетил выставку, до сих пор помнят одного из ее устроителей и участников - обаятельного, улыбчивого, доброжелательного полинезийца Алоя Пилиоко. На каждой из восьми выставок Пилиоко рисовал картинки для зрителей.
Общение с публикой привело к тому, что Алоя стали именовать не иначе, как “русский полинезиец”.
В 1994 году по приглашению дирекции и ученого совета Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН оба художника вновь приехали в в Россию, на этот раз в Петербург, для участия в работе развернутой в залах музея временной выставки “Вануату в зеркале искусств”. Она была приурочена к 14-й годовщине независимости Республики Вануату (бывший франко-британский кондоминиум Новые Гебриды).
Николай Мишутушкин ушел из жизни на 81-м году - 2 мая 2010 года. Французский живописец, коллекционер и путешественник русского происхождения обрел вечный покой в Нумеа на Новой Каледонии. После ухода из жизни Николая Мишутушкина Алой Пилиоко, горько оплакав друга, продолжает заниматься творчеством. |