|
Галя Галкина
В декабре “Казахфильм” сделал новогодний подарок казахстанским детям - на экраны вышла кинолента “Книга легенд. Таинственный лес”. Ее автор - Ахат Ибраев, выпускник американской киношколы, один из самых молодых режиссеров страны, по оценкам кинокритиков, сделал прорывной фильм. Не только снял первое отечественное кино в стиле фэнтези, но также впервые включил в картину компьютерную графику, которая занимает треть фильма. Персонажи органичны, они и завораживают, и забавляют, потому что Ахат Ибраев снял “страшно смешное и доброе кино”
Америка была мечтой его детства, навеянной американскими фильмами для детей. Мечты сбываются. В 16 лет Ахат Ибраев отправился в США, чтобы учиться на телевизионного режиссера-тележурналиста. Алматинец оказался в Висконсине. Началась учеба. Ахат еще не успел разочароваться в выбранной профессии, но уже ощутил тягу к иному. В рамках программы он взял курс по кино. Студентам показали ленту Микеланджело Антониони “Фотоувеличение”. У студента-казахстанца она оставила впечатление, близкое к потрясению:
- Перед показом наш преподаватель заметил, что за восемь лет, что он преподает в колледже, никто так и не понял, о чем этот фильм. После просмотра я подбежал к нему, стал убеждать, что понял, о чем фильм - о том, как нужно воспринимать правду. Преподаватель выслушал меня, сказал, что я все-таки мало в чем разобрался, но, по его мнению, из всех студентов я ближе всего оказался к постижению этой ленты. С этого все и началось...
Ахат испытал огромный интерес к кино: за академический год он посмотрел около 300 фильмов.
- Ахат, можно же было испытать культурный шок и даже получить стресс?
- Я испортил себе зрение. Полюбил кино. И в этот же год поставил короткометражку “Молодая Америка” - о молодом человеке, который хочет стать боксером, и о девушке, мечтающей о карьере актрисы. Они живут в американской глубинке и пытаются попасть в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, где жизнь кипит. Фильм понравился зрителям. А я понял, что, несмотря на мой интерес к авторскому кино, хочу все же снимать коммерческое - кино для всех.
Ахат Ибраев поступил по программе “Болашак” в университет “Коламбия колледж Чикаго” на специальность “Режиссура коммерческого кино”. Там он познакомился с большим количеством людей, которые работают в киноиндустрии. Параллельно практиковался в Лос-Анджелесе на полнометражных фильмах, по его выражению, “упахивался”...
- Почему Вы решили учиться именно в США? Американская мечта? Люди едут туда за материальным благополучием, чтобы получить дом, работу, бассейн и так далее.
- Америка - очень открытая страна. Но я считаю, что тот, кто стремится к успеху, может добиться его в любой стране. Если ты хочешь что-то сделать, то можешь осуществить свои замыслы и в Казахстане. Если ты Бекмамбетов, то своего добьешься и в России, и в США, и в Казахстане. Нужно иметь такие “американские” желания, любознательность, любовь к окружающим... Это действительно присуще американцам. Американская мечта - это умение ставить большие цели. Очень созидательные цели. У них нет такой задачи - раздавить кого-то, стать властелином какой-то гигантской компании и подавить всех вокруг себя. По крайней мере, этих качеств не было в тех людях, с кем я общался. Я вернулся в Казахстан, потому что в моем времени, в котором я существую, это будет правильно. Государство финансировало мое образование, выделило деньги на мой дебютный фильм, что позволило мне проявиться. Поэтому намного правильнее остаться в Казахстане и развиваться здесь.
|
Ахат Ибраев во время съемок дебютного фильма с актером Фархатом Абдраимовым |
- Многие после получения образования в Европе, США хотят вернуться туда, сокрушаясь о том, что стандарты жизни у нас уступают западным... Легче куда-то уехать, чем обустроить собственную страну. Что Вы думаете об этом?
- Я в этом плане максималист. В США каждая семья, имеющая дом, чистит свою улицу, расчищает палисадник, тротуар перед своим домом... Люди сами разделяют мусор - на пластик, металлические предметы, продуктовые отходы... У нас же пытаются переложить собственную ответственность на местное управление. Каждый сам должен заниматься организацией своей жизни, собственного быта. Единичные случаи, когда человек сам заботиться о подобных вещах. Если ты хочешь, чтобы в Казахстане было фэнтези-кино, то сними его!
Фильм “Книга легенд. Таинственный лес” возник из моего увлечения легендами, мифами разных народов. Поэтому я хотел сделать кино с приключенческим элементом, зрительский фильм для всей семьи, для детей. Я не могу снять боевик, драму, потому что мне это незнакомо: я не знаю, как они перестреливаются, как люди сначала любят друг друга, а потом бросают... Не могу снять артхаусное кино, так как не испытывал того, что должен испытать для создания подобного жанра. Приключение, комедия - это то, что похоже на мою жизнь. Воспринимаю жизнь с юмором, вижу смешное, забавное... Фильм вышел на экраны... Знаю все его “плюсы” и “минусы”. Я самый строгий критик своего дебютного фильма. Но это лишь первый шаг. Мой фильм - хорошее приключение для меня самого. На момент съемок мне было 23 года, киностудия доверила мне большую картину. Если бы я жил в США, то поставил бы свой первый фильм лет в сорок... Здесь мне выпал шанс уже сейчас быть режиссером. У нас свои фильмы сделали все молодые кинематографисты. “Казахфильм” создает новую кинематографическую среду.
- Я уже читала в СМИ, что приходилось нелегко во время съемок. Но, наверное, были и веселые моменты?
- Так сложилось, что в съемочной группе работали выпускники-”болашаковцы”. Мы не подбирали специально такой состав. Процесс съемок проходил тяжело. Снимали по 18-20 часов с детьми - Алишером Хаировым и Куаном Лекеровым, исполнителями Бахи и Тахи. Но нас спасало, что мальчики сами по себе были живыми, смешными... Мы заметили, что они пародируют людей в съемочной группе. Пару раз мы устраивали настоящие представления с участием Алишера и Куана - когда ждали солнца, разогревали камеру или после съемок. Ребята лицедействовали, показывали смешные пародии на каждого из нас, импровизировали. Мы от души смеялись. Для всех это были минуты отдыха и удовольствия. В фильме они были органичны, и ведь при этом ребята не занимались в театральной студии, кружке, учились всему в ходе съемок. Они молодцы, выдержали довольно сложный режим работы, их родители также приняли все условия съемок.
|
Главные герои Баха и Таха в исполнении Алишера Хаирова и Куана Лекерова |
- Когда смотрела фильм, мое материнское сердце отчаянно билось, даже слезы наворачивались на глаза...
- Нечаянно фильм получился сентиментальным. В этом заслуга не только юных актеров, но - во многом - композитора Никиты Карева. Это его первый фильм. Никита - потомственный музыкант, композитор. Его отец, Александр Карев, в прошлом преподаватель консерватории. Никита - ученик Артура Платонова (не все знают, что он не только журналист, но и музыкант по профессии). Никита Карев сумел сделать так, чтобы казахская музыка встроилась в кино. Ему можно было сказать: “Здесь на тридцатой секунде должно быть грустно!” И он это нормально воспринимал, делал все наилучшим образом. За время съемок он в какой-то степени стал тюрком. Для музыканта, дебютанта в кино он сделал все просто потрясающе. Никита полтора года работал над музыкой для фильма, шлифовал ее ежедневно... Очень многое в фильме я бы не смог передать, если бы не музыка Карева.
- Ахат, Вы - представитель нового поколения детей независимости, которое называют потерянным поколением. Вы согласны с этим?
- Потерянным поколением называли тех, кому сейчас 40-41, кто формировался в “лихие девяностые”... В США нет такого представления, что одно поколение отличается от другого. Старшее поколение играет в компьютерные игры вместе с детьми. Я читал, что Спилберг снимает фильмы для своих детей, сам создает для них компьютерные игры и относится к этому делу очень серьезно: в его играх нет насилия и жестокости. Мне кажется, что как такового разрыва между поколениями нет. Мы все живем в одном городе, пьем одну воду, дышим одним воздухом. И даже если есть некий разрыв, то он не фатален.
Японский режиссер Акира Куросава решил эту проблему: он снимал свои фильмы так, чтобы они были интересны молодым, и призывал к этому своих коллег. Так и может установиться связь между поколениями. Его фильмы были поддержаны именно молодыми японцами, которые ходили в офисы, работали по 24 часа в сутки. Им было близко и понятно творчество Куросавы. Мне в этом смысле было сложно. Я бы хотел быть учеником нашего прославленного режиссера Абая Карпыкова. Но он больше не снимает фильмы.
Для меня было честью, что мой фильм вышел на экраны одновременно с “Хоббитом”. Конечно же, у голливудского фильма больше шансов быть в хитах проката. Но лично для меня, не для фильма, это символично - быть в репертуаре кинотеатров вместе с “Хоббитом”.
Для многих в съемочной группе фильм был первым. Молодыми кинематографистами, по выражению Ахата Ибраева, двигало желание сделать что-то стоящее. Он принимал не только положительные отклики, но и критику. Свой следующий фильм он хочет сделать более четким по структуре, режиссуре. Но очевидно, что в основе новых картин Ахата Ибраева будет заложена доброта, любовь, чуткое отношение к людям и миру.
- Ваш фильм другой. Он не меркнет на фоне голливудских лент. Потому что у него есть свой уровень, обаяние, свои изюминки.
- Не было намерения снять лучше Голливуда. Была задача сделать что-то для своих детей. Есть одна история о старике: он уже не мог самостоятельно есть, и сын сделал ему корыто, чтобы дед ел из него, то есть сын обращался с собственным родителем как с собакой... Однажды он возвращается домой и видит, что его маленький сын мастерит что-то в углу. Оказалось, ребенок сооружал корыто, из которого собирался в будущем кормить своего отца. В какой бы сфере мы ни работали, нужно трудиться ради будущего поколения и ради тех, кто растил нас. Как мы обращаемся со своими родителями, так же и наши дети будут поступать с нами.
- В предновогодние дни хочется пожелать, чтобы люди мечтали и верили в свою мечту. Сколько бы ни было лет человеку, в каждом из нас живет ребенок, нуждающийся в том, чтобы его приласкали, разбудили... Вспомните свою детскую мечту и обязательно реализуйте ее. Мне кажется, что нужно обязательно воплотить именно свою детскую мечту. У меня была такая мечта - попасть в Америку. Я смотрел американское детское кино, поэтому захотел попасть туда. Родители помогли на первых порах в осуществлении моей мечты. Может быть, посмотрев мои работы - сериал или фильм, - дети тоже начнут о чем-то мечтать. Надеюсь, я сумею подарить кому-то мечту. |