|
Галя Галкина
Порой кажется, что мы заперты в своем несовершенном теле, как в камере. Главное стремление человека - обретение свободы, быть в ладу со своим телом - одна из ипостасей этой свободы. А также быть в ладу с окружающими.
Екатерина Басалаева, наша гостья из Новосибирска, сумела подчинить свое тело собственной воле с помощью танца и иных жанров, в которых тело - инструмент. Танцовщица обрела поистине международное признание. Сегодня ее излюбленный жанр - контактная импровизация. Даже в обыденной жизни наше общение с людьми - это контактная импровизация. К слову, этому танцевальному жанру уже 40 лет.
Екатерина Басалаева охотно делится своими умениями с учениками, поэтому и приехала в наш город с семинарами
Как-то не получается величать ее Екатериной... Легкая, обаятельная, нежная, с парой задорных косичек. Катя!
- Вы возите с собой солидные тома анатомических атласов. Что это - очередное высшее образование, каприз или производственная необходимость?
- Контактная импровизация настолько переплетена со множеством разных наук, что изучение анатомии человека для построения движения - это еще цветочки. Даже квантовую физику начала изучать, потому что это вдруг стало нужно.
- Как Вы оказались в Алматы?
- Мои встречи с Алматы - это заслуга доктора психологических наук Марии Кузубовой, которая является директором казахстанского филиала Международной академии психологических наук. Мы встретились на джэм-вечеринке для “контактников” в городе Екатеринбурге, в котором обе проводили тренинги.
Катя исследует тело, и этот поиск может длиться бесконечно.
- С помощью движения и образного мышления мы можем менять телесную реальность. Вслед за этим преображается и окружающая действительность. В движении ум занят созиданием, а тело откликается на предложенные образы. Конечно, можно прожить жизнь и не думать, не знать об этом слое реальности. У всех по-разному: кто-то вмещает в свое времяпровождение и работу, и контактную импровизацию, кто-то поглощен трудовой деятельностью целиком. В любом случае, изучая, прислушиваясь к своему телу, мы живем более полно. К тому же это прекрасная возможность не следовать лозунгу “Двигайся, пока молодой!” и в определенном возрасте остановиться. Это вполне досягаемо - двигаться, широко используя возможности тела, и избежать ситуации, когда еще проживаешь жизнь, но уже не можешь толком пошевелиться.
- Порой движение бывает и через силу. Например, когда надо идти в бассейн или на фитнес, но нет особого желания... Или когда нужно было водить ребенка на тренировки, а при этом были свои планы.
- Может быть, ребенка и надо отдавать в секцию, потому что в определенном возрасте нужно как-то утвердиться среди сверстников. Полезно для личностного роста. Хотя это не про здоровье, а скорее про социализацию. Бассейн, фитнес - то же самое: мужчины порой ходят в качалку, чтобы к лету наработать фактуру (“все девчонки будут наши!”). Барышни в свою очередь готовятся надевать купальники. Но это скорее для общества, чтобы выглядеть определенным образом, привлечь внимание других людей.
- Катя, иногда забываешь про собственное тело. Оно, как автомат, выполняет заданное... Когда начинается настоящее, осознанное движение?
- Это может произойти в любое время и в каком угодно месте. Ты можешь пойти в тот же тренажерный зал и у тебя получится отличить нужное для себя движение от ненужного. Это вопрос из разряда “быть и казаться”. Одно дело, когда ты наслаждаешься движением, а другое, когда трудишься на сезон, чтобы соответствовать купальнику.
- Актуальнейший вопрос для многих - избыточный вес. Причем у каждого свое представление о норме. Женщины, даже самые стройные, постоянно борются с лишним весом...
- Контактной импровизацией занимаются разные люди - от суперлегких до действительно больших. Ничего конкретного с весом делать не надо. Он создан тем образом жизни, к которому человек на сегодняшний момент пришел. И если ставить какие-то цели, то таковыми станут вопросы: как научиться двигаться с этим весом, танцевать, принимать, отдавать?.. А дальше вес сам подстраивается под те задачи, которые ты ставишь. Если он лишний, то начинает убывать. Нельзя его просто сбросить или нагнать - он снова будет возвращаться к своим прежним показателям. Скорее всего, это какие-то концепции ума, зависимость от общественного мнения. На самом деле у каждого из нас такой вес, с которым нам хорошо. Наслаждаться собой таким, какой ты есть, мешает тяга считаться с условными стандартами. Я не говорю о тех случаях, когда ситуация болезненная и нехватка веса приводит к недомоганию. Или тяжело двигаться от того, что ты ни дышать, ни ходить не можешь от полноты. Я сама зимой набираю до пяти килограммов и отпускаю себя в этот вес, в это состояние. Знаю, что мне это нужно, чтобы мое тело было спокойно, что оно накормлено, не забыто, что оно не замерзнет сразу. Летом эти килограммы уходят, улетают сами по себе, просто перехожу на легкие продукты... Это вопрос доверия своему телу.
- Расскажите, что это за танец - контактная импровизация?
- Импровизация, а тем более контактная, для меня - это верхняя точка двигательной активности и творчества. Иногда человеку, чтобы начать двигаться, нужно оттолкнуться от заученных двух прихлопов и трех притопов. Это тоже какая-то ступень, которую нужно пройти, чтобы скоординироваться, настроиться на какой-то ритм. В этом плане любая хореография может мешать и может помогать. Я не жалею, что в свое время занималась классическими и народными танцами. Всем подряд перезанималась, но потом был этап, когда мне пришлось все забыть и начать заново в контакте - отойти от формы и начать импровизировать. Вот это было сложно, потому что трудно избавиться от желания быть определенным образом оформленным, красивым. Есть эталон красивого танца, а в контакте не все и не всегда красиво, и ты должен позволить себе очень честно идти с тем движением, которое у тебя есть, и позволить себе быть неловким, даже упасть... Вот через это мне было сложно пройти со своим хореографическим образованием. Но все равно в нем есть свой плюс - тело скоординировано, умеет ходить. Если человек может прорваться через эти формы, то ему поможет любое образование.
На мои занятия приходят люди из разных танцев. Остается половина и даже меньше. Потому что некоторые так и не могут выйти из состояния успешности - был первый парень на деревне, а тут вообще ничего не понятно: ты ведешь, тебя ведут, и человек не может найти себе место в этом пространстве, где все меняется, все течет. В этом плане не важно, чем ты занимался, важно, насколько открыто твое сознание. Это танец для зрелых людей. Бывает, занимаются подростки, но в основном для раскрепощения. Легче всего спрятаться за какими-то формами. В контакте каждый раз надо очень честно идти к людям, и не понятно, что получится... В контактной импровизации все не так - здесь все течет, изменяется. Для меня это ближе к реальности, к жизни.
Досье “НП”
Екатерина Басалаева, город Новосибирск - танцор, перформер, хореограф, учитель контактной импровизации.
Базовое образование - психология. С 1998 была одним из создателей театра танца “Вампитер” (1998-2006 годы). В составе театра была участником различных проектов и фестивалей в России и за рубежом.
С 2002 года - директор культурного центра “ПРО-Движение”.
Современным танцем занимается с 1992 года. В разное время изучала такие танцевальные техники, как модерн, джаз, contemporary, release, контактная импровизация. Занималась классическим и народным танцем. Изучала основы и принципы буто, карате, капоэйро, актерского мастерства. Практикует йогу и айкидо.
|
Справка “НП”
Контактная импровизация - танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Является одной из форм свободного танца.
Контактная импровизация была разработана Стивом Пакстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В 1972 году состоялся первый перформанс контактной импровизации Magnesium, проведенный студентами Оберлинского колледжа. Вскоре после этого Пакстон провел перформанс в Нью-Йорке.
Большое влияние на развитие контактной импровизации также оказала Нэнси Старк Смит, танцовщица и гимнастка.
Контактную импровизацию исполняют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Пакстона. Танец контактной импровизации продолжает развиваться благодаря практикующим этот вид во всем мире.
Контактную импровизацию исполняют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме “джемов”, где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей и менять роли в любой момент.
Старейший еженедельный “джем” проходит в Торонто, он длится уже 35 лет. |