|
Галя Галкина
Звучание тенора настраивает на теплую, беззаботную волну. Представляется, что обладатели тенора - люди беспечные, легкие, даже праздные... Конечно же, это лишь впечатление, которое оставляет медовый тембр голоса... Живой и энергичный Болатбек Букенов, солист ГАТОБ имени Абая, совсем не поддерживает этот миф. Он всегда в делах, в новых проектах. Человек деятельный и неравнодушный, он каждый год проводит благотворительные концерты для ветеранов, всегда готов прийти на помощь своим молодым коллегам. Еще Болатбек Букенов активно ратует за принятие закона о фонограмме. Сейчас он записывает свой второй альбом с песнями и готовится к сольному концерту в родном театре
Нынешним летом Болат вместе с коллегами, ведущими солистами и хором Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая выступил на Зеленом базаре Алматы в оперном флэш-мобе. Таким образом искусство “вышло” в народ для привлечения внимания к деятельности ГАТОБ имени Абая и классической опере в Казахстане, а также предстоящему III Международному фестивалю оперного и балетного искусства, который прошел в Алматы в июне.
- Болат, почему Вас так волнует судьба закона о фонограмме?
- Это моя больная тема. Очень переживаю за качество нашей музыкальной культуры: с нынешними темпами в использовании “фанеры” наша эстрада перестанет развиваться вообще. Если бы у нас запретили фанеру, люди услышали бы, наконец, реально красивые голоса в эстраде, талантливых живых исполнителей. Музыканты классического жанра - это, как правило, многогранные личности, люди высокой культуры, с ними интересно беседовать. Но где наши новые поющие звезды эстрады? Те, кто любит не себя в искусстве, а искусство в себе? Какое будущее ждет “фанерщиков”? Даже жалко их порой. Они чувствуют себя звездами сегодня, но жизнь ведь непременно расставит всех по местам. Лучше бы они проявили себя в чем-то стоящем, а пение стало бы для них чем-то вроде хобби. Я как-то позвал на банкет студентку консерватории Кумис Базарбаеву, она пела песню из репертуара Бочелли. А перед ней пели сплошь эстрадники. Все невольно ее заслушались, хотя далеко не каждый может назвать себя ценителем оперного вокала. Звук был такой, что оторваться никто не мог! Эффект живого выступления создает особое настроение, все получают эстетическое наслаждение от харизмы и энергетики певца.
- Есть у Вас намерения обзавестись учениками?
- У меня нет желания открыть свою школу, но на старости лет мог бы преподавать в музыкальном вузе. Мне бы хотелось, чтобы молодые оторвались от ТВ, читали классику. Я бы учил их работать на сцене: понимаю под этим способность глубоко переживать то, что исполняешь, четко передать образ. Можно и неподвижно стоять на месте, но голос, глаза, интонация могут красноречиво выразить все, о чем ты поешь. Включить сердце и передать душу песни - вот что я называю работой.
- Болат, ведь душа, сердце - это составляющие личности. Можно ли научить этому?
- Конечно! В классике так и работают. Любое произведение, будь то ария или романс, мы сначала изучаем: когда и как его сочинили, какое настроение, какие чувства хотел передать автор? Все это пропускаешь через себя, вживаешься в эмоции. Современные артисты зачастую не умеют подать себя на сцене еще и потому, что поют под фонограмму. В шоу-бизнесе выигрывает тот, кто ведет, подает и продает себя толково, со вкусом. Очень многое зависит от песни. Чтобы вкус был развит, надо слушать хорошую, качественную музыку. Во многих текстах души в помине нет, одни рефлексы, не говоря уж о смысле.
- Имеется ли свой рабочий стаж у теноров, где “потолок”?
- Такие уникумы, как Паваротти, который пел в 70 лет, случаются раз в 100 лет. Я плакал, слушая его. Петь в 60-70 лет таким же голосом, какой был в активном возрасте - это мечта любого тенора. Это возможно при условии, что голос берегут. Естественно, надо чаще улыбаться, быть позитивным во всем. Правильно питаться и вести здоровый образ жизни. У теноров всегда есть серьезный риск качки голоса, мы подвержены этому в силу физического старения. Хотя случается это и в результате неправильного пения. Низким голосам это не грозит, к слову.
- Можно ли говорить о национальных особенностях пения?
- Да, у каждого народа свое определенное расположение связок, хотя горло одинаковое у всех абсолютно. Есть нюансы: тенора обычно обладают широкими плечами, короткой шеей, у них невысокий или средний рост. Баритоны - люди, как правило, высокие, с вытянутыми конечностями. Басы могут быть как высокими, так и низкими, но связки у них самые толстые. Чем больше связки, тем ниже голос. Человек рождается раз и навсегда с одним голосом - тенором или баритоном.
Может случиться так, что он блуждает, при хорошем здоровье он и низкий, и высокий голос может взять, но это погрешности педагога, если он не разобрался вовремя, к чему больше склонен певец. Надо хотя бы год послушать его, работать с ним, чтобы точно узнать его истинный голос. К сожалению, в оперном искусстве много таких, кто вовремя не определился со своим истинным голосом или очень поздно определился с ним.
- Неизбежностью в жизни артистов стали банкеты и корпоративы. Они не отвлекают от творчества, не отнимают силы?
- Перед премьерами и сольными концертами артисты, уважающие себя, отказываются от любых “корпоративок”. Да, на любой из них можно заработать несколько театральных окладов, но у настоящего артиста трепетное отношение к театру. Нам часто приходится совмещать работу, чтобы кормить семью. Но я хочу подчеркнуть, что отношусь серьезно к любому своему выступлению, у меня нет такого понятия, как “халтурка”. На банкетах я вижу перед собой ту же серьезную публику, что и в театре, людей, которые пришли послушать хорошую живую музыку, красивые романсы в профессиональном исполнении. Главное - петь искренне, с душой, готовиться к своим выступлениям. |