7 декабря 1970 года канцлер Федеративной Республики Германии Вилли Брандт преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто. Жест был признан символическим, писали, что в этот день Германия выздоровела
Годы спустя про Брандта скажут, что ему удалось “прорубить окно” в Восточную Европу, а Германия начала справляться с комплексом своей истории, подниматься с колен.
“Меня постоянно спрашивали, что стояло за этим жестом. Был ли он, скажем, задуман заранее? Нет, не был”, - пишет в мемуарах Брандт. Своему ближайшему доверенному лицу Эгону Бару вечером 7 декабря он сказал: “Я ощутил, что просто склонить голову будет недостаточно”.
Жест канцлера, который, находясь в эмиграции и антинацистском подполье, не был лично замешан в преступлениях Третьего рейха, но разделил вину за прошлое, произвел сильное впечатление на многих. “В тот момент у нас захватило дух, эта картина будет у меня всю жизнь перед глазами”, - сказал через несколько лет Герхард Шредер, открывая на площади Брандта в Варшаве бронзовый рельеф в честь своего предшественника-однопартийца.
Однако консерваторы из ХДС и ХСС осудили Брандта, называя его “предателем отчизны”. Да и принимавшая Брандта Польша была более чем обескуражена. На следующий день фото Брандта, стоящего на коленях, обошло весь мир, но в польских СМИ не появилось.
Вспоминая это событие, Вилли Брандт сказал:
- Под бременем новейшей истории я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов. Таким образом я почтил миллионы жертв.
Композитор Герхард Розенфельд написал оперу, посвященную этому событию, по либретто Филиппа Кохгейма. Первое исполнение состоялось в Дортмунде в 1997 году.
Газета DerSpiegel вскоре после события опубликовала опрос: 48 процентов немцев нашли данное коленопреклонение “несколько преувеличенным”, 11 процентов - отмолчались, остальные ничего не имели против...
Подготовила Галя Галкина |