|
Галя Галкина
И еще раз о Дне города. События (их было 16 именно в день празднования!), одно краше другого, поглотили алматинцев, в восприятии которых они слились с проектами, проводимыми акиматом в рамках Года культуры в Алматы. Парад оркестров, Кукольный карнавал, День яблока, спортивные турниры, концерты всех жанров с участием наших и зарубежных звезд... Список можно продолжать - несколько десятков ярких, зрелищных, содержательных действ самого широкого культурного спектра! Как алматинка, глубоко любящая наш милый город, испытываю благодарность к организаторам. На самом деле не пожалели средств, мобилизовали весь аппарат, чтобы устроить для горожан столь феерический праздник с продолжением, посвященный Алматы.
И лишь одно из событий, похоже, не имело резонанса, освещения в прессе, разрезания ленточки, букетов цветов, аплодисментов зрителей и участников - реконструкция памятника “Борцам октябрьской революции”, возведенного в нашем городе (тогда еще Алма-Ате) ровно 45 лет назад перед автовокзалом “Саяхат” и установленного ныне за кинотеатром “Сары-Арка” перед парком развлечений “Фэмили”. Конечно же, по понятным причинам - в контексте нынешних политических ценностей - не удостоился внимания общественности памятник борцам (читай: террористам) развенчанной революции (читай: переворота)...
Пейзаж за кинотеатром заметно изменился с появлением многофигурной композиции... Тем, кто живет здесь или бывает в этом месте часто, известно, что скверик этот стал своеобразным чердаком, куда свезли и установили никому ненужные памятники. Но ведь не выбросили на свалку, а сохранили как нечто ценное когда-то...
И все же это явилось событием, пусть негромким, для нас, алматинцев. Скверик за кинотеатром “Сары-Арка” когда-то именовался Аллеей комсомольской славы, посвященной 60-летию ЛКСМ - Ленинского коммунистического союза молодежи. Аббревиатуры ВЛКСМ, КПСС, СССР ныне неведомы тинэйджерам, да и студентам, штудирующим тесты по ЕГЭ, требуются пояснения, что это было - Ленинский союз молодежи, Коммунистическая партия Советского Союза, Союз Советских Социалистических республик... История уже не нашей страны.
Этот уголок города был оснащен когда-то стендами-комиксами боевого пути ленинского комсомола... Давно уже Аллея славы превратилась в тупик бесславия поверженных кумиров - снятый с высокого пьедестала Владимир Ильич Ленин указывает простертою рукою уже не в светлое будущее, а в сторону всесоюзного старосты Михаила Калинина в конце аллеи - дескать, “геволюция, батенька, свегшилась!” Калинин отвечает вождю народов неясной усмешкой. Будто бронзовый и каменный идолы полемизируют о своих политических ошибках. И, кажется, вдруг дотянется Ильич до Иваныча, да и заедет в глаз оппоненту этой самой простертой рукой по примеру парламентариев всех стран и народов, в полемическом задоре бросающихся друг на друга с кулаками.
Лет 10 назад в сквере первым оказался бронзовый Ленин скульптора Вучетича, вскоре установили и Калинина. Их выкорчевали из насиженных мест в центре города и привезли сюда, в спальные районы, как теперь именуют микрорайоны. Потом так же незаметно для горожан очутился в скверике - на чердаке общественной памяти - и Михаил Фрунзе, талантливый советский полководец.
Скверик за кинотеатром “Сары-Арка” стал со временем площадкой санкционированных и спонтанных митингов партий и сообществ, не согласных с официальной властью. Кого пробудят призывы и возгласы в спальных районах? В алматинском гайд-парке митингуют партии и движения - коммунистические, экологические, оппозиционные...
И вот не так давно, в один из погожих сентябрьских деньков (не в День ли города?), и появился перед парком “Фэмили” памятник “Борцам Октябрьской революции”. Некая бизнес-структура выиграла тендер, объявленный акиматом Алматы. Когда его устанавливали, предприниматель, распоряжавшийся работами по реконструкции памятника, не захотел комментировать происходящее, будто стыдился своей причастности. Ответил сухо, что для него это просто работа... “Бизнес, ничего личного”. Впрочем, сделано было все довольно качественно, как мне кажется. А вскоре появился и еще один памятник - Павлу Михайловичу Виноградову, “руководителю партийной организации города Верного в 1918-1919 годах, активному организатору советской власти в Семиречье”.
Все меньше численностью горстка преклонных лет коммунистов советской поры в скверике за “Сары-Аркой”, куда они приходят по инерции или по велению своей все еще советской души. Старики теснятся к ступням Ильича, держат в дрожащих руках гвоздики (“спутницы тревог”, как пелось в советской песне, а сегодня спутники тревог - курс доллара и цены на бензин), поют слабыми голосами коммунистические песни и громко сокрушаются о распаде Союза, лишении всех советских благ... Нет, я не иронизирую цинично над бедными людьми, заблудившимися в смене эпох и общественных строях. Скорблю о том, что иные из них так и не смогли вписаться в новую действительность. И все достижения детей и внуков в независимой стране они не могут объективно оценить и принять. Им кажется, что все это достается молодым даром (или награбили), а не выстрадано, как ими, коммунистами тех невозвратных времен. И ведь их не переделать, не переубедить. Мы же пробовали, каждый со своими мамами и папами, дедушками и бабушками, проводить душеспасительные беседы, политчасы, пытаясь объяснить им, несознательным (вернее, застывшим в своем партийно-советском сознании), реалии сегодняшнего дня, как мы их сами понимаем. Нет, я не осуждаю... Как я могу! Ведь они же уходят.
Со своей наивностью, пламенностью борцов за коммунистические идеи. Они смотрят телепрограммы и, кажется, все понимают, качают головами, слушая новости, цокают, то одобряя, то осуждая происходящее на экране... Но когда, двумя руками держась за пульт, кое-как выключают - плазменный плоский домашний кинотеатр или все еще ламповый телевизор, - то, как бы подведя итог своему просмотру, заключают: “Эх, вам бы Сталина! (Ленина! Брежнева! Андропова!)” А мы тихо кладем руку себе на лоб, закрываем глаза и бормочем: “Как маленькие...” Но ведь наши идейные разногласия не исключают сыновней, дочерней любви к ним! Мы продолжаем любить наших стариков, которые, подобно детям, уходят вслед за крысоловом, завороженные чарующими звуками его дудочки. Уходят в свое прошлое - голодное, холодное прошлое, которое им стократ милее нашего обеспеченного настоящего со всеми гаджетами третьего тысячелетия.
И мы будем неистово любить их: “Помилуй, Боже, стариков, их головы и руки, стук каблуков, шум башмаков по мостовым разлуки...” Будем радовать их доступными средствами - приносить их любимые книги, купленные в “Букинисте”, излюбленные лакомства - мама считала, что нет ничего вкуснее бутерброда с маргарином “Сливочный”, напитки - у подруги отец на смертном одре предположил, что спасти его может бутылочка воды “Есентуки-17” советского разлива, дети искали ее в ближнем и дальнем зарубежье... Мы обязательно расцветим их дни с нами, снисходительно относясь к капризам, пропуская мимо ушей их речевки-маевки о том, что раньше было лучше. Мы с терпением послушаем в тысячу первый раз истории про их молодость, про наши первые шаги и слова. И в очередной раз поймем, что даже не можем подчас выразить нашу любовь к ним, нашу благодарность... Ведь в свое голодное-холодное время они сумели вырастить нас, дать образование, привить трепетное отношение к вечным ценностям...
Но все же мы не будем подражать им, утрачивая контакт с собственными детьми, не станем похожими на них, осуждая реальность наших потомков, потому что это не есть проявление мудрости взрослых, это маразм тех, кто не хочет меняться, успевать за переменами, разговаривать с молодыми на общие темы, жить в одном с ними времени, сколько бы лет нам ни было - 50 или 90... Мы отдадим свои “похоронные” на очередной гаджет нашим внукам. И будем работать, “пока смерть не разлучит нас” с ними...
Отвлеклась... Памятники в сквере за кинотеатром “Сары-Арка” посвящены конкретным людям. Как-то явственно прочувствовала это... Вглядывалась в облагороженные черты бронзовых, каменных вождей и пыталась разглядеть лица живых людей - Владимира Ульянова, Михаила Калинина, Павла Виноградова, Михаила Фрунзе... Собирательные, символические образы борцов октябрьской революции (там русские и казах, один - метис, как мне показалось). Чьи-то отцы и деды. Увлеченные идеей равенства и справедливости, не распознавшие собственных заблуждений, не устоявшие перед человеческими искушениями... Они строили светлое будущее не столько для себя (путь их сопровождался борьбой, лишениями, жертвами), сколько для потомков. Мы долго жили с этими “героями нашего времени”, но нам выпала удача сбросить гипноз чужих идей и идеалов и искать собственные.
Славно, что памятники воссозданы. Есть о чем подумать, что вспомнить... Дети, прибегающие сюда после уроков, пишут на полах одежды, на постаментах вождей революции вечное: “Люблю тебя, Зайка!”, “Гани + Алия”, “Еска + Раушан”, “Здесь были Айка, Ислам, Аян”... Может, эти борцы революции прощены, искуплены любовью, которая вопреки всему продолжается в мире, упорно восстающем из всех руин?
Фото автора |